Налог на имущество физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения научных источников, анализа и обобщения действующей практики в области имущественного налогообложения рассмотреть соответствующие теоретические положения; рассмотреть имущественное налогообложение; рассмотреть перспективы налогообложения имущества физических лиц.
Задача работы состоит в том, чтобы: - дать характеристику понятия налога на имущество физических лиц;
- осветить основные элементы налога с имущества физических лиц;
- проанализировать роль налога на имущество физических лиц в доходах муниципальных образований;
- рассмотреть перспективы введения налога на недвижимость.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика налога на имущество физических лиц………….....7
1.1. Понятие и экономическая сущность налога на имущество физических лиц в Российской Федерации……………………….7
1.2. Элементы налога…………………………………………………...9
Глава 2. Анализ роли налога на имущество физических лиц в бюджетах муниципальных образований .............................................................................15
Анализ резервов местных налогов и перспектив экономического развития муниципальных образований ………………………..15
Анализ роли налога на имущество физических лиц в социально-экономическом развитии Калужской области…………….…...18
Примеры исчисления налога на имущество физических лиц...24
Глава 3. Пути совершенствования налога на имущество физических лиц…27
3.1. Введение налога на жилую недвижимость…………………....….27
Заключение…………………………………………………………………...…31
Список использованной литературы…………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Динамика предъявленного к уплате и поступившего в местные бюджеты Калужской области налога на имущество физических лиц приведена в таблице 3.

Таблица 3.

Динамика предъявленного к уплате и поступившего в местные  бюджеты Калужской области налога на имущество

физических лиц в 2006 – 2011 гг.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Общая сумма налога, предъявленного к уплате, млн. руб.

18,26

24,54

27,79

30,91

84,36

87,87

Поступило в бюджет налога на имущество физических лиц, млн. руб.

17,90

21,34

24,56

30,94

79,49

79,84

Доля поступившего в  бюджет налога на имущество физических лиц в общей сумме предъявленного к уплате, %

98,03

86,96

88,38

100,10

94,23

90,86


 

Данные таблицы 3 свидетельствуют  о ежегодном недополучении местными бюджетами предъявленного к уплате налога на имущество физических лиц (в 2006 г. – 1,97%, в 2011 г. – 9,14%). Лишь в 2009 г. поступления превысили сумму предъявленного к уплате налога в связи с погашением налогоплательщиками задолженности за предыдущие годы. На величину поступлений налога в бюджет оказало влияние увеличение количества объектов налогообложения и совокупной налоговой базы, дифференцированная налоговая ставка, льготное налогообложение.

Проблема заключается  в том, что при отсутствии у  налоговых органов сведений о  налогоплательщиках, объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, нет оснований для исчисления налога и предъявления его к уплате налогоплательщику.

В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Кроме того, органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (п.9.1. ст.85 НК РФ). Однако указанные нормы на практике не работают, т.к. в установленной в Приказе ФНС РФ от 17.09.2007 г. № ММ-3-09/536 «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации» являются не обязательными для заполнения указанными органами и представляются в налоговые органы лишь при их наличии (фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика): сведения о правообладателе – физическом лице на объекты недвижимого имущества.

Кроме того, в соответствии с п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Следовательно, физические лица, не получившие налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц, не уплачивают и не несут никакой ответственности за неуплату налога, включая пени.4

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда  расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность  по уплате налога возникает не ранее  даты получения налогового уведомления. Следовательно, физические лица, не получившие налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц, не уплачивают и не несут никакой ответственности за неуплату налога, включая пени.

В соответствии с Законом  РФ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности на имущество, землю подлежат регистрации. Однако нет норм, обязывающих физических лиц - налогоплательщиков осуществлять регистрацию объектов налогообложения (имущество, земельные участки) в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органах, осуществляющих государственный технический учет.

Проблема заключается  в том, что в настоящее время  не все объекты облагаемого налогом  имущества физических лиц учтены для целей налогообложения, местные органы власти не владеют ситуацией на подведомственной территории о том, какие объекты зарегистрированы, следовательно, попали под налогообложение, а какие нет. На 01.07.2011 г., по данным органов, осуществляющих государственный технический учет, 36000 индивидуальных жилых домов в Калужской области не поставлены на учет, что составляет около 55% объектов жилищного фонда, зарегистрированного в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По этим объектам налог на имущество физических лиц налоговыми органами не исчисляется, местные бюджеты Калужской области недополучают налоговых доходов около 8 млн. рублей в год. Кроме того, если фактически объект недвижимого имущества достроен, а в органах, осуществляющих государственный технический учет, продолжает числиться как незавершенное строительство, то у налоговых органов также нет оснований для исчисления налога. Таким образом, нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в ст. 3 НК РФ.

Следует отметить, что  ставки налога на имущество физических лиц, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в  зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, являются прогрессивными. Очевидно, что инвентаризационная стоимость доли в праве общей собственности на имущество меньше, чем инвентаризационная стоимость целого объекта. Следовательно, и величина налоговых начислений на единицу налоговой базы (налоговая ставка), применяемая к указанной доле, меньше, чем по объекту в целом.

Ранее до 1 января 2009 г. в  качестве объекта налогообложения  доли в праве общей собственности  на имущество не выделялись, налог  на имущество физических лиц рассчитывался исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объекта. В настоящее время за имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. Инвентаризационная стоимость имущества, находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества. В связи с применение меньшей налоговой ставки налогообложение отдельных долей в праве общей собственности на имущество по сравнению с налогообложением имущества в целом с последующим распределением суммы исчисленного налога между налогоплательщиками - собственниками имущества привело к потере налоговых доходов местных бюджетов. Кроме того, переплата налога на имущество физических лиц, обусловленная пересчетом налоговыми органами ранее уплаченной суммы налога, привела к дополнительным потерям налоговых доходов местных бюджетов.

Проведенный анализ позволяет  определить основные направления развития налогообложения имущества физических лиц, призванные способствовать социально-экономическому развитию Калужской области, повышению доли налоговых доходов в местных бюджетах.

Первое направление - введение налога на недвижимость как  одна из мер в области налоговой политики, планируемая к реализации в 2013 году и в плановом периоде 2014 и 2015 годах. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах» указывалось на необходимость создания условий для введения местного налога на недвижимость, который должен заменить два местных налога - налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Второе направление - формирование принципиально новых  подходов к установлению элементов налога на недвижимость (субъекты, объекты налогообложения, налоговая база, дифференцированные налоговые ставки, прозрачный порядок исчисления, упрощенный порядок и сроки уплаты, обоснованные налоговые льготы).

Третье направление - снижение налоговой нагрузки для социально незащищенных категорий граждан путем дифференциации налоговых ставок и налоговых вычетов по налогу на недвижимость.

    1. Примеры исчисления налога на имущество физических лиц

 

 Пример 1.

 У физического лица  в городе Калуге, Калужской области в общей долевой собственности находится квартира (доля в праве 1/3), инвентаризационная стоимость которой составила 430 000 руб., и квартира в общей совместной собственности (на 2-х человек) с инвентаризационной стоимостью 360 000 руб.

Решением Городского собрания народных депутатов города Калуги от 19.09.2008 № 12-3 на территории города Калуги, Калужской области установлены ставки налога в следующих размерах:

  • до 300 тыс. рублей - 0,1 %;
  • от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,3 % ;
  • свыше 500 тыс. рублей - 2,0 %.

Для выбора ставки определяется общая инвентаризационная стоимость  имущества: 790 000 руб. (430 000 + 360 000).

Следовательно, ставка налога, подлежащая применению, равна  2,0 %.

Сумма налога к уплате составит:

(430 000 х 2,0 % х 1/3)+(360 000 х 2,0 %х1/2) = 2 866,38+3 600 = 6 466,38 руб.

Обязанность территориальных  налоговых органов Российской Федерации  заключается в правильности исчисления налога на имущество физических лиц  и направлении уведомлений налогоплательщикам в сроки установленные НК РФ, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока уплаты.

Согласно разъяснению  Минфина России (письмо от 21.04.2009 № 03-05-04-01/19) вышеизложенный порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц применяется с 1 января 2008 года. При этом перерасчеты налоговых обязательств за более ранние налоговые периоды не производятся.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации. ФНС России находится в ведении Минфина России и обязана руководствоваться его разъяснениями.

Поэтому налоговые органы были обязаны произвести расчеты  за 2011 год и пересчитать налог  за 2010 год, основываясь на данном разъяснении Минфина России.

 Пример 2.

 Гражданин имеет на территории одного представительного органа местного самоуправления в собственности приватизированную квартиру инвентаризационной стоимостью 250 тыс. руб. и нежилое помещение инвентаризационной стоимостью 310 тыс. руб. Представительным органом местного самоуправления ставки налога установлены в следующих размерах: до 300 тыс. руб. - 0,1%; от 300 до 500 тыс. руб. - 0,3%. Какова сумма налога на строения, помещения и сооружения за данные объекты налогообложения?

Решение: В данном случае гражданину будет исчислен налог  на имущество физических лиц в  соответствии с п.13 Инструкции МНС России от 02.11 1999 № 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" физическому лицу, в собственности которого имеется несколько строений, помещений и сооружений, находящихся на территории одного представительного органа местного самоуправления, установившего различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

При ставках налога за жилое помещение стоимостью до 300 тыс. руб. в размере 0,1%, а за нежилое  помещение стоимостью от 300-500 тыс. руб. - 0,3%, общая сумма налога на строения, помещения и сооружения составит 1180 руб. { (250 тыс. руб. х0,1: 100) + (310 тыс. руб. х0,3: 100) }.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

 

3.1. Введение  налога на жилую недвижимость

 

В процессе анализа современной системы налогообложения недвижимого имущества в Российской Федерации, которая представлена такими налогами как налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог, обозначается объективная необходимость ее реформирования.

Имущественное налогообложение - наиболее стабильный источник доходов  бюджета на региональном и местном  уровнях. Более того, на практике развитый механизм налогообложения превращает имущественные налоги в средство повышения эффективности использования ресурсов и модернизации производства.5

Еще в 2008 году в Бюджетном послании Президента РФ от 9 марта 2008 г. «О бюджетной политике в 2009-2011 гг.» было определено, что налоговая политика в ближайшие годы должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения.

Данный документ инициировал  множество идей и проектов. Одной  из задач, поставленных Президентом РФ в рамках реформирования экономики, является поиск новой, более эффективной формы налогообложения недвижимого имущества, находящегося в собственности физических лиц.

Недостатки действующих  земельного налога и налогов на имущество, в частности, отсутствие унификации налогообложения объектов недвижимости, не полный учет и несоответствующая реальным ценам оценка недвижимости в целях налогообложения привели к снижению фискальной роли указанных налогов в налоговой системе.

Информация о работе Налог на имущество физических лиц