Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:19, курсовая работа
Понятие частной собственности известно издревле. Оно лежало в основе борьбы за нее и становилось плодом многих завоеваний.
В СССР частная собственность как понятие официальной государственной властью не была принята и соответственно не защищалась, а пресекалась. Позволительно было иметь только личную собственность.
С началом перестройки и поворотом России к рынку приглушенное желание людей владеть частной собственностью стало усиливаться, принося как добрые плоды, так и человеческие жертвы. Это явилось результатом отставания преобразований государственной правовой системы становления частной собственности и ее защиты.
Введение.................................................................................................................3
1. Значение имущественного налогообложения в России...................................5
2. Налогоплательщики налога на имущество физических лиц, объект налогооблажения................................................................................................................8
3. Налоговая база по налогу на имущество физических лиц............................12
4. Льготы по налогу на имущество физических лиц..........................................23
5. Контроль налоговых органов за правильностью исчисления налога на имущество физических лиц..................................................................................27
Заключение...........................................................................................................33
Библиографический список................................................
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра экономики |
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Налоги с физических лиц
на тему: Налог на имущество физических лиц
Чита
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................
1. Значение имущественного налогообложения
в России........................
2. Налогоплательщики налога
на имущество физических лиц, объект налогооблажения...............
3. Налоговая база по налогу на
имущество физических лиц...........................
4. Льготы по налогу на имущество
физических лиц...........................
5. Контроль налоговых органов
за правильностью исчисления налога на
имущество физических лиц...........................
Заключение....................
Библиографический
список........................
Приложения....................
ВВЕДЕНИЕ
Понятие частной собственности известно издревле. Оно лежало в основе борьбы за нее и становилось плодом многих завоеваний.
В СССР частная собственность как
понятие официальной
С началом перестройки и
Наиболее современным и
Центральное место в налогообложении физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц. Второй по значимости налог с населения налог на имущество физических лиц – играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20 млн. физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества. [5, 211]
Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан.
Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения.
Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития.
Налог на имущество физических лиц в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправдано, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев «уходят» от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.
Во многих странах действует развитая система имущественного обложения на местных уровнях, охватывающая как собственно имущество, так и его движение в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях достигает 13% (Великобритания, Япония, США), а на местном уровне – до 100% (Великобритания, Ирландия).[5, 211]
В настоящее время к числу взимаемых в РФ с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; транспортный налог.
В данной курсовой работе подробно рассмотрен налог на имущество физических лиц, объектами которого являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные здания, строения, помещения и сооружения.
Целью курсовой работы является всестороннее изучение налога на имущество физических лиц. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1) исследованы понятие, субъект и объект налога на имущество физических лиц;
2) рассмотрены ставки и льготы по налогу на имущество физических лиц;
3) описан порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц.
1. Значение имущественного налогообложения в России.
История развития имущественного налогообложения в России свидетельствует о том, что государство практически никогда не отказывалось от налогообложения различных видов имущества, принадлежащего населению, несмотря на то, что в отдельные периоды поступления от них были незначительны.
Для досоветского периода развития имущественного налогообложения в России характерен взгляд на объект имущественного налогообложения в основном через призму приносимого имуществом дохода. И поскольку Россия была аграрной страной, удельный вес земельного налога был гораздо больше, чем других поимущественных налогов.
Специфика объекта налогообложения имущества, а также национальные традиции, направленность экономического регулирования позволяют говорить о том, что налогообложение имущества в РФ - это институт финансового права РФ, объединяющий в своей совокупности нормы, направленные на урегулирование общественных отношений по установлению, введению, взиманию, контролю за уплатой, ответственности в случае ненадлежащей реализации налогового обязательства таких видов налогов, как: налог на землю, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения (то есть налогов, имеющих специфический объект).
Преимущество имущественных налогов заключается в высокой степени стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней.
Среди имущественных налогов (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог) налог на имущество организаций занимает центральное место по сумме поступлений (99,5 %). Это исторически обусловлено тем, что большая часть имущества, подлежащего налогообложению, в его стоимостном выражении находится в ведении юридических лиц, в то время как уровень налогообложения физических лиц почти в 10 раз меньше.
Роль имущественного налогообложения в последние годы возрастает, чему способствует и рост налоговых поступлений, и более справедливое их территориальное распределение. С 1998 года платежи по имущественным налогам стали поступать не только в бюджеты по месту расположения налогоплательщика, но и в региональные и местные бюджеты по месту нахождения его территориальных подразделений, не являвшихся по Закону плательщиками налога.
Преимущества налога на имущество для государства очевидны – регулярность поступления в бюджет, простота в контроле и исчислении. Не смотря на это, возникают случаи уклонения от его уплаты. Осуществляется это не прямым сокрытием объекта налогообложения, а уловками в юридическом оформлении либо самого имущества, либо статуса налогоплательщика, когда владельцами становятся физические лица. Факт занижения налогооблагаемой базы с помощью перехода собственности, а также недостаточное выполнение налогом на имущество организаций стимулирующей производство функции, повлекли за собой рассмотрение вопроса о едином режиме налогообложения недвижимости юридических и физических лиц. В соответствии с Налоговым кодексом налог на имущество организаций, а также налог на имущество физических лиц и налог на землю должны в перспективе быть заменены налогом на недвижимость, экспериментальная апробация которого происходит в настоящее время в отдельных муниципальных образованиях. Решения о такой замене будут приниматься законодательными (представительными) органами субъектов Федерации. Введение налога на недвижимость является своеобразной перспективой реформирования всех имущественных налогов.
Налогообложение имущества физических лиц осуществляется на основе Закона РФ от 9 декабря 1991г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" с учетом внесенных в дальнейшем изменений и дополнений. Он прокомментирован инструкцией министерством по налогам и сборам от 2.11.99 № 54.
Налог на имущество физических лиц установлен в Российской Федерации в соответствии с ФЗ в качестве местного налога. Это один из немногих налогов, правовая основа которого была заложена на заре формирования налоговой системы России и с тех пор не претерпела принципиальных поправок, за исключением, пожалуй, ставок налога. Этим законом органам местного самоуправления предоставлены значительные права по установлению ставок налога, в частности установлены предельные ставки налога на отдельные виды имущества. Конкретные ставки налога устанавливаются представительными органами местного самоуправления. Вместе с тем несколько ограничены права местных органов по предоставлению льгот по налогу.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.
Налогоплательщиками признаются физические лица - собственники имущества признаваемого объектом налогообложения. Объектом налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
2. Налогоплательщики налога на имущество физических лиц,
объект налогообложения
Согласно ст. 1 Закона N 2003-1 плательщиками налога на имущества признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Для целей актов законодательства о налогах и сборах под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество физических лиц вне зависимости от их возраста, имущественного положения и иных критериев, а также независимо от того, эксплуатируется ли ими это имущество.
Если имущество, признаваемое
объектом налогообложения, находится
в собственности
На основании п. 2 ст. 27 НК РФ законными
представителями налогоплательщика -
физического лица признаются лица, выступающие
в качестве его представителей в соответствии
с гражданским законодательством РФ. Так,
согласно положениям Гражданского кодекса
РФ законными представителями
налогоплательщиков выступают:
- родители, усыновители, попечители - в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет (ст. ст. 26, 33);
- родители, усыновители, опекуны - в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (ст. ст. 28, 32);
- опекуны - в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности гражданам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32);
- попечители - в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности гражданам, ограниченным судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33).
Так, родители (усыновители,
опекуны, попечители) как законные представители
несовершеннолетних детей, имеющих в собственности
имущество, подлежащее налогообложению,
осуществляют правомочия по управлению
данным имуществом, в т.ч. исполняют обязанности
по уплате налогов.
Порядок уплаты
налога на имущество физических лиц несовершеннолетними
налогоплательщиками разъяснен в Письме
Минфина России от 10.09.2009 N 03-05-06-01/171.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.