Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:19, курсовая работа
Понятие частной собственности известно издревле. Оно лежало в основе борьбы за нее и становилось плодом многих завоеваний.
В СССР частная собственность как понятие официальной государственной властью не была принята и соответственно не защищалась, а пресекалась. Позволительно было иметь только личную собственность.
С началом перестройки и поворотом России к рынку приглушенное желание людей владеть частной собственностью стало усиливаться, принося как добрые плоды, так и человеческие жертвы. Это явилось результатом отставания преобразований государственной правовой системы становления частной собственности и ее защиты.
Введение.................................................................................................................3
1. Значение имущественного налогообложения в России...................................5
2. Налогоплательщики налога на имущество физических лиц, объект налогооблажения................................................................................................................8
3. Налоговая база по налогу на имущество физических лиц............................12
4. Льготы по налогу на имущество физических лиц..........................................23
5. Контроль налоговых органов за правильностью исчисления налога на имущество физических лиц..................................................................................27
Заключение...........................................................................................................33
Библиографический список................................................
В связи с принятием Закона N 283-ФЗ нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о налоге на имущество физических лиц должны были быть приведены в соответствие с федеральным законодательством в порядке, определенном ст. 5 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Если нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления в части уточнения пределов стоимостных категорий имущества и соответствующих им ставок по налогу на имущество физических лиц не были приняты и официально опубликованы с соблюдением требований, определенных в ст. 5 НК РФ, а также принимая во внимание, что действовавшие в 2009 г. ставки налога более льготные по сравнению с установленными в 2010 г. на федеральном уровне, то до приведения таких нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством применяются нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налоге на имущество физических лиц, действовавшие в 2009 г. Указанная позиция была сформулирована Минфином России в Письме от 28.01.2010 N 03-05-04-01/04.
Законом N 283-ФЗ были также внесены изменения, уточняющие полномочия представительных органов местного самоуправления (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению и дифференциации ставок налога.
Так, с 1 января 2010 г. представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в силу п. 1 ст. 3 Закона N 2003-1 вправе устанавливать и дифференцировать ставки налога на имущество физических лиц только в зависимости от двух критериев: суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения (а не от их индивидуальной стоимости) и типа использования объекта налогообложения.
Дифференциация ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения является исключительно правом соответствующего представительного органа местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления не должен в обязательном порядке устанавливать дифференциацию ставок налога по обоим критериям.
При этом поскольку в отношении объектов налогообложения, суммарная инвентаризационная стоимость которых превышает 500 000 руб., Законом N 2003-1 верхний стоимостный предел не установлен, при дифференциации представительными органами местного самоуправления (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) ставок налога на имущество физических лиц в отношении этих объектов главным условием является соблюдение установленных Законом N 2003-1 ограничений по ставке налога (2%).
Так, представительными органами местного самоуправления (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) ставки налога на имущество физических лиц могут быть дифференцированы в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в следующем порядке (табл. 1).
Таблица 1
Ставки налога на имущество физических лиц.
Стоимость имущества |
Ставка налога по закону РФ №2003-1 |
До 300000 рублей |
0,1% |
От 300000 до 500000 рублей |
0,1% - 0,3% |
Свыше 500000 рублей |
0,3% - 2,0% |
Налог на имущество физических лиц полностью зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
Рассмотрим примеры расчёта налога на имущество:
Налог на имущество = (налоговая ставка * налоговая база) : 100 (1)
Пример 1.
Грудинина Марина Павловна является собственником квартиры и дома (приложение 1). Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 187274.00 рублей, дома-552294.00 рублей. Налоговая ставка дома – 0,3% , а квартиры 0,1%. Квартира находится в общедолевой совственности, поэтому Грудининой принадлежит 1/2 часть кватриры.
Налог на квартиру = (187274*1/2*0,1) : 100 = 93,64 руб.
Налог на дом = (552294*0,3) : 100 = 1656,88 руб.
Сумма налога на имущество = 93,64+1656,88 = 1750,52 рублей
Сроки уплаты налога: равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября (п.3 Решения от 11.11.2005г. № 23/98 "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования").
Пример 2.
Орган местного самоуправления установил ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от стоимости и типа использования строений:
Для жилых помещений стоимостью:
до 300 тыс. руб. - 0,1%;
от 300 до 500 тыс. руб. - 0,2%;
свыше 500 тыс. руб. - 0,5%.
для нежилых помещений стоимостью:
до 300 тыс. руб. - 0,1%;
от 300 до 500 тыс. руб. - 0,3%;
свыше 500 тыс. руб. - 2%.
Гражданин имеет на территории одного представительного органа местного самоуправления в собственности две квартиры инвентаризационной стоимостью 300 тыс. руб. каждая и два гаража инвентаризационной стоимостью 100 тыс. руб. каждый. Какую сумму составит налог за данные объекты налогообложения?
В данном случае налог будет исчислен в следующем размере.
За две квартиры суммарной инвентаризационной стоимостью 600 тыс. руб. по ставке 0,5%. Налог = (0,5*600000) : 100 = 3000 рублей.
За два гаража суммарной инвентаризационной стоимостью 200 тыс. руб. по ставке 0,1%. Налог = (0,1*200000) : 100 = 200 рублей.
Общая сумма налога на имущество в расчете на год составит 3200 рублей.
Когда имущество приобретено в течение налогового периода (календарного года), то налог на имущество будет исчисляться с учетом коэффициента, равного отношению количества полных месяцев, в течение которых имущество находится в собственности, к числу месяцев календарного года.
Пример 3.
Орган местного самоуправления установил ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от стоимости и типа использования строений, (такие же, как в предыдущей задаче).
В марте 2012 г. гражданин купил квартиру стоимостью 300 тыс. руб., а в сентябре гараж стоимостью 60 тыс. руб. Каков размер налога за данные объекты налогообложения?
1. За квартиру
2. За гараж инвентаризационной стоимостью 60 тыс. руб. по ставке 0,1% за сентябрь - декабрь , Налог = (60000 * 0,1 : 100) : (4 : 12) = 20 рублей.
За квартиру и гараж сумма налога за 2012 году составит 270 руб.
Пример 4.
Гражданин имеет на территории одного представительного органа местного самоуправления в собственности приватизированную квартиру инвентаризационной стоимостью 250 тыс. руб. и нежилое помещение инвентаризационной стоимостью 310 тыс. руб. Представительным органом местного самоуправления ставки налога установлены в следующих размерах: до 300 тыс. руб. - 0,1%; от 300 до 500 тыс. руб. - 0,3%. Какова сумма налога на строения, помещения и сооружения за данные объекты налогообложения?
Решение: В данном случае гражданину будет исчислен налог на имущество физических лиц в соответствии с п.13 Инструкции МНС России от 02.11 1999 № 54. По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" физическому лицу, в собственности которого имеется несколько строений, помещений и сооружений, находящихся на территории одного представительного органа местного самоуправления, установившего различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.
При ставках налога за жилое помещение стоимостью до 300 тыс. руб. в размере 0,1%, а за нежилое помещение стоимостью от 300-500 тыс. руб. - 0,3%, общая сумма налога на строения, помещения и сооружения составит 1180 руб.
Общая сумма налога ={(250000 * 0,1: 100)+(310000 * 0,3: 100)}= 1180 руб.
Сроки представления документов, подтверждающих право индивидуального предпринимателя на освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, Законом N 2003-1 не определены. В связи с этим такие документы должны быть представлены в сроки, позволяющие налоговому органу исчислить сумму налога на имущество физических лиц и направить налогоплательщику налоговое уведомление об уплате налога в установленные Законом, N 2003-1, сроки.
Органы местного самоуправления
имеют право устанавливать
Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
С 1 января 2011 года налог на имущество физических лиц уплачивается физическими лицами один раз в год, не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
4. Льготы по
налогу на имущество
В соответствии с Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" от 09.12.1991 N 2003-1 установлен широкий круг льгот. К наиболее значительным по всем видам можно отнести льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на имущество следующих категорий граждан:
1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
2) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
3) участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
4) лица вольнонаемного
состава Советской Армии,
5) лица, получающие льготы
в соответствии с Законом
6) военнослужащие, а также
граждане, уволенные с военной
службы по достижении
7) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
Представительные органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество для некоторых категорий плательщиков.
Минфин России полагает, что дети первого и последующих поколений граждан, указанных в п.п. 1, 2, 3 и 6 ч. первой ст. 13 Закона №1244-1, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей и не достигшие возраста восемнадцати лет, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц как лица, имеющие право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом №1244-1. При этом основанием для предоставления таким детям льгот по налогу на имущество физических лиц выступают документы, подтверждающие их возраст и родство (свидетельство о рождении, паспорт) с гражданами, указанными в вышеперечисленных пунктах Закона №1244-1, а также документы, подтверждающие отнесение одного из родителей к гражданам, указанной категории.
Минфин России Письмом от 11.11.2009 №03-05-04-01/89 разъяснил порядок освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц сотрудников ОВД, которым назначена и выплачивается пенсия.
На основании абз. 2 п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон №2003-1) от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются, в частности, пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 63 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 №4202-1 (далее - Положение), пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а именно: Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон №4468-1).