Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 10:04, дипломная работа
По оценкам в России собирается не более 75% причитающегося бюджету НДС, что негативно сказывается на финансовом обеспечении решения социально-экономических задач, стоящих перед государством. В последние годы особенно обострилась проблема потерь бюджетных средств из-за больших объемов возмещения НДС по внутренним операциям и при поставках на экспорт. Учеными, практическими работниками Минфина России, ФНС России выдвигались различные варианты решения данной проблемы, каждый из которых при наличии определенных достоинств имел и значительные недостатки.
Введение
1 Роль и значение НДС в современных условиях
1.1 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость
1.2 Исторический аспект возникновения и развития налога на добавленную стоимость
1.3 Характеристика элементов налога на добавленную стоимость
1.4 Направление совершенствования механизма исчисления и уплаты НДС на современном этапе
2 Практикум налогообложения и учета НДС в организации
(на материалах ОАО «Хлебушко»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Организация системы учета и обложения НДС в организации
2.3 Порядок предоставления налоговой отчетности
Объектом налогообложения признаются следующие операции, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 – Объект обложения НДС
Примечание: Заимствовано из источника [8, с. 259].
Не признаются объектом налогообложения:
Являясь косвенным налогом, НДС нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности организации. Однако предоставление льгот повышает конкурентоспособность организации, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими организациями, а при равных условиях – получать дополнительную прибыль. Налоговым законодательством установлены льготы по налогу. Рассмотрим наиболее значимые льготы по освобождению от НДС.
Не подлежит налогообложению реализация на территории РФ социально значимых товаров (работ, услуг):
Не подлежат налогообложению на территории РФ следующие операции:
Налогоплательщик, осуществляющий такие операции по реализации товаров (работ, услуг), вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган. Не допускается отказ на срок менее одного года.
Если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению и не подлежащие налогообложению, он обязан вести раздельный учет таких операций.
Перечисленные операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, соответствующих лицензий на осуществление деятельности.
Действующим законодательством также установлен перечень товаров, возимых на территорию Российской Федерации и не подлежащих налогообложению.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налогообложение производится в зависимости от избранного таможенного режима в
следующем порядке:
При вывозе товаров с таможенной территории РФ налогообложение производится в следующем порядке:
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Она является существенным элементом налога и определяется особым образом применительно каждому конкретному налогу.
Налоговая база при
реализации товаров (работ, услуг) определяется
налогоплательщиком в
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии таможенным законодательством РФ как сумма: таможенной стоимости этих товаров; подлежащей уплате таможенной пошлины и акцизов.
При применении налогоплательщиками при реализации различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
При определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен. При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. Не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг): длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев; которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов; которые освобождаются от налогообложения.
При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным операциям, на безвозмездной основе, при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом налога, акцизов, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок). Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья определяется как стоимость их трансформации с учетом акцизов. При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу.
Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений при исполнении любого из указанных договоров.
Налоговая база при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса определяется отдельно по каждому из видов активов предприятия. Цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент.
При передаче налогоплательщиком товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных товаров (работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен с учетом акцизов.
Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию РФ.
При реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется налоговыми агентами, которые обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. При предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду принадлежащего им имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.
При этом налоговая база определяется налоговым агентом-арендатором имущества отдельно по каждому арендованному объекту имущества.
Важным элементом налога являются его ставки. Законодательством установлены адвалорные (процентные) ставки НДС. Таким образом, сумма налога меняется пропорционально изменению налоговой базы. Все установленные ставки НДС можно классифицировать следующим образом:
Налогообложение производится по ставке 0 % при реализации:
Налогообложение производится по ставке 10% при реализации: продовольственных товаров и товаров для детей по специальному перечню; периодических печатных изданий, за исключением рекламного или эротического характера; медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по специальному перечню.
В остальных случаях действует ставка 18 %.
Для исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода необходимо: рассчитать величину налога, начисленного к уплате в бюджет, которая определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки и исчислить величину налоговых вычетов. В бюджет вносится разница между НДС, начисленной к уплате в бюджет и налоговыми вычетами.
Налоговый вычет – один из элементов системы исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет. Для вычета входного НДС необходимо, чтобы товары (работы, услуги) были приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов. Основанием для налоговых вычетов являются выставленные продавцами счета-фактуры. Важным обстоятельством является использование приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления производственной деятельности.