Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 10:04, дипломная работа
По оценкам в России собирается не более 75% причитающегося бюджету НДС, что негативно сказывается на финансовом обеспечении решения социально-экономических задач, стоящих перед государством. В последние годы особенно обострилась проблема потерь бюджетных средств из-за больших объемов возмещения НДС по внутренним операциям и при поставках на экспорт. Учеными, практическими работниками Минфина России, ФНС России выдвигались различные варианты решения данной проблемы, каждый из которых при наличии определенных достоинств имел и значительные недостатки.
Введение
1 Роль и значение НДС в современных условиях
1.1 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость
1.2 Исторический аспект возникновения и развития налога на добавленную стоимость
1.3 Характеристика элементов налога на добавленную стоимость
1.4 Направление совершенствования механизма исчисления и уплаты НДС на современном этапе
2 Практикум налогообложения и учета НДС в организации
(на материалах ОАО «Хлебушко»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Организация системы учета и обложения НДС в организации
2.3 Порядок предоставления налоговой отчетности
Налоговым периодом по НДС признается квартал. Срок уплаты и сдачи
налоговой декларации по НДС не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Порядок исчисления НДС, применяемый в настоящее время очень сложен. Он связан с учетной политикой организации, содержанием бухгалтерского и налогового учета, зависит от вида деятельности налогоплательщика и назначения проводимых им хозяйственных операций.
Открытое акционерное общество «Хлебушко» является юридическим лицом, имеет право от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком.
Общество имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество в собственности, круглую печать, штампы, товарный знак, другие необходимые реквизиты, вправе открывать счета в банках.
Имущество Общества формируется за счет вкладов его участников, полученных доходов и других законных источников. Общество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
На сегодняшний момент открытое акционерное общество «Хлебушко» ведущий производитель хлебобулочных изделий. Продукция предприятия всегда востребована и пользуется неизменным спросом у жителей города и области.
ОАО «Хлебушко» образовано 3 июля 2000 года, когда предприятие занималось хранением зерна. С 2005 года предприятие начало выпускать хлебобулочную продукцию.
Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров, которое проводится ежегодно, а так же совет директоров. Руководство текущей деятельностью осуществляется генеральным директором.
В соответствии с Уставом целью деятельности общества является получение прибыли в результате его хозяйственно-финансовой деятельности и удовлетворение общественных потребностей.
На территории ОАО «Хлебушко» распложены цеха:
Цех №1 – хранение зерна;
Цех №2 – мукомольный цех;
Цех №3 – производство хлеба.
Основным видом деятельности организации является хранение зерна, производство хлебобулочной продукции. Также общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
Ресурсный потенциал организации представлен материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, экономиста, бухгалтер – кассир.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия. Главный бухгалтер несет ответственность за составление учетной политики, ведение бухучета, предоставление полной и достоверной отчетности в установленные сроки. Контролирует порядок составления первичных документов, своевременную уплату налогов и сборов, обеспечивает сохранность документов бухгалтерии.
Заместитель главного бухгалтера осуществляет расчеты с бюджетом по налогам, ведет учет остальных операций, составляет сводные и обобщающие документы.
Экономист ведет учет затрат на производство, калькулирует себестоимость продукции.
Бухгалтер-кассир ведет учет кассовых операций, операций по расчетному счету, организует бухгалтерский архив.
Бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии с учётной политикой, которая разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия на основании ПБУ 1/98 «Учётная политика организации». Бухгалтерский учёт в ОАО «Хлебушко» ведётся по рабочему плану счетов. Так же в обществе разработана и утверждена учетная политика для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения.
Первичные учетные документы принимаются к учету по факту их предъявления. Движение документов на предприятии осуществляется в соответствии с утверждённым графиком документооборота.
Учётная политика для целей налогообложения разработана для определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость. Формируя учётную политику в целях налогообложения организация руководствуется и правилами ведения бухгалтерского учёта, и требованиями НК РФ.
Учетная политика для целей налогообложения на предприятии ОАО «Хлебушко» на 2013 год принята приказом №75-ОД от 25.12.2009 г. (см. в приложении В).
В соответствии с учетной политикой ОАО «Хлебушко» на 2013 год налоговый учет на предприятии осуществляется заместителем главного бухгалтера. За правильность отражения данных бухгалтерского учета в регистрах налогового учета по исчислению налогов и сборов ответственность несет главный бухгалтер.
Налоговый учёт - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим кодексом.
Налоговый учет ведется наряду с бухгалтерским учетом и все операции по нему ведутся в бухгалтерии. Он содержит огромное количество нюансов и тонкостей, по сравнению с бухгалтерским. За счет этого могут возникать некоторые трудности, которые возникают у бухгалтеров при составлении отчетных документов. Налоговые программы созданы с целью полностью автоматизировать налоговый учет предприятия.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных обществом в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью начисления, полнотой и своевременностью начислений и уплаты в бюджет налогов.
На ОАО «Хлебушко» налоговый учет ведется на основе бухгалтерского, то есть присутствует максимальное приближение налогового учета к бухгалтерскому.
Подтверждением данных налогового учета являются:
Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету (см. в приложении И).
Счет-фактура выписывается налогоплательщиком не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.
Составляются в соответствии с требованиями счета-фактуры, составленные с нарушением этих требований, не могут являться основанием для принятия сумм налога к вычету или возмещению. В свою очередь, дополнительные требования, предъявляемые к счету-фактуре, не могут быть основанием для отказа принять к вычету сумму налога, предъявленную налогоплательщиком.
Допускается заполнение счета-фактуры комбинированным способом (с помощью компьютера и от руки). Главное - не нарушать последовательности расположения реквизитов, содержание и число показателей счета-фактуры.
Нумерация счетов-фактур осуществляется в течение года в хронологическом порядке.
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
Счет-фактура заполняется как обычно. Единственная особенность - та, что счет-фактура заполняется в одном экземпляре только для себя.
Регистрация счетов – фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.
Счета-фактуры, полученные организацией, должны быть зарегистрированы в книге покупок по мере возникновения права у налогоплательщика на налоговые вычеты по НДС.
Книга покупок предназначена для регистрации документов (счетов-фактур), подтверждающих оплату налога на добавленную стоимость при покупке товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в целях определения суммы налога, подлежащей вычету (возмещению) в порядке, установленном Налоговым Кодексом (см. в приложении К).
Книга покупок может вестись вручную, но в большинстве случаев заполняется в электронном виде, а по окончании налогового периода, который составляет один квартал, распечатывается. В этом случае книга покупок фактически представляет собой таблицу на одном или нескольких листах бумаги формата А4, прошнурованных, пронумерованных и скрепленных подписью руководителя и печатью организации. Книга покупок должна храниться у покупателя в течение полных 4 лет с даты последней записи.
В книге покупок отражаются операции по реализации товаров (работ, услуг).
Таким образом, ОАО «Хлебушко» отражает операции по реализации хлебобулочных и макаронных изделии.
Книга продаж предназначена для регистрации счетов-фактур, а иногда и других документов, при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) организациями и предпринимателями во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость (см. в приложении Л).
Книга продаж может вестись вручную, но в большинстве случаев заполняется в электронном виде, а по окончании налогового периода, который составляет один квартал, распечатывается. Храниться у продавца в течение полных 5 лет с даты последней записи.
В целях налогообложения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества ОАО «Хлебушко» ведет налоговый учет на основании первичных документов, применяемых для бухгалтерского учета в целом по предприятию. Общество применяет для расчета налога на добавленную стоимость первичные документы.
Данные налогового учета отражают порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесения на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом.
Данные налогового учета - это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Содержание данных налогового учета является налоговой тайной.
В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры учета.
Учет налога на добавленную стоимость ведется на счетах 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» по соответствующим субсчетам, 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчете «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
Налог на добавленную стоимость, полученный от покупателей, отражается по кредиту счета 68 в корреспонденции со счетами учета продаж: (Д 90, 91, К 68).
При получении авансов (предоплат) организации с полученных сумм начисляют НДС (Д 76, 62 К 68); затем после отгрузки товаров (работ, услуг), под которые был получен аванс (предоплата), производится начисление НДС по осуществленной отгрузке (Д 90, К 68) и зачет ранее начисленного НДС по авансу или предоплате (Д 68, К 76, 62).
В этом случае налоговые агенты при получении соответствующих товаров (работ, услуг) или при их предварительной оплате обязаны начислить НДС в бюджет (Д 76, К 68) и заплатить его в бюджет в текущем налоговом периоде; после того, как товары будут получены, работы и услуги выполнены и НДС по ним будет оплачен в бюджет, в следующем налоговом периоде данный НДС зачитывается бюджету.
Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщикам и подрядчикам за приобретенные у них материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги производственного назначения отражается по дебету счета 19. Списание налога на добавленную стоимость со счета 19 производится после оприходования материальных ценностей, принятых работ, услуг и при наличии счета-фактуры в уменьшение задолженности бюджету по данному налогу. В случае использования материальных ценностей, работ, услуг для непроизводственных целей сумма налога на добавленную стоимость, ранее списанная в зачет бюджету и приходящаяся на эти ценности, работы, услуги, восстанавливается как задолженность бюджету.