Порядок учета доходов организации при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации на примере ОАО «Меридиан»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является определение механизма и порядка формирования налоговой базы по налогу на прибыль(ее доходной части) и путей совершенствования.
Задачи курсовой работы:
определить сущность и значение налога на прибыль для экономики в целом;
определение порядка формирования налоговой базы. Налоговый учет доходов;
показать на примере как осуществляется учет доходов по налогу на прибыль организаций.

Содержание

Введение 3
Глава1.Теория порядка учета доходов при исчислении налога на прибыль организаций 5
1.1.Общие положения о налоговом учете 5
1.2.Налоговый учет доходов 10
1.2.1.Доходы от реализации продукции, работ или услуг 12
1.2.2.Доходы от реализации амортизируемого имущества 14
1.2.3.Доходы от реализации прочего имущества 15
1.2.4. Учет внереализационных доходов 16
1.3.Доходы не учитываемые для целей налогообложения 19
Глава 2. Порядок учета доходов организации при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации на примере ОАО «Меридиан» 22
2.1. Особенности формирования доходов ОАО «Меридиан» 22
2.2. Особенности порядка учета доходов полученных ОАО « Меридиан» для целей налогообложения по налогу на прибыль организаций 23
Заключение 36
Список использованных источников: 39

Вложенные файлы: 1 файл

На печать.docx

— 86.42 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение 3

Глава1.Теория порядка учета доходов при исчислении  налога на прибыль организаций 5

1.1.Общие положения  о налоговом учете 5

1.2.Налоговый  учет доходов 10

1.2.1.Доходы  от реализации продукции, работ  или услуг 12

1.2.2.Доходы  от реализации амортизируемого  имущества 14

1.2.3.Доходы  от реализации прочего имущества 15

1.2.4. Учет  внереализационных доходов 16

1.3.Доходы  не учитываемые для целей налогообложения 19

Глава 2. Порядок учета доходов организации при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации на примере ОАО «Меридиан» 22

2.1. Особенности  формирования доходов ОАО «Меридиан» 22

2.2. Особенности  порядка учета доходов полученных  ОАО « Меридиан» для целей  налогообложения по налогу на  прибыль организаций 23

Заключение 36

Список использованных источников: 39

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоговый учет представляет новое явление в отечественной  практике учета. Его возникновение  связано с реформированием системы  учета и отчетности. Налоговый  учет представляет собой  систему  обобщения информации для определения  налоговой базы по налогам.

С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 НК РФ «Налог на прибыль  организаций». Эта глава была принята  Федеральным законом от 6 августа 2001г. №110-ФЗ.

В отличие от налога на добавленную  стоимость, акцизов, таможенных пошлин, являющихся косвенными налогами, налог  на прибыль – это прямой налог, непосредственное изъятие в доход  государственного бюджета части  дохода плательщика.

В настоящее время налоговый  учет – одна из функций управления, которая реализует стратегически  и фактически финансовую политику коммерческой организации. Предметом налогового учета является хозяйственная деятельность организации. Основной целью каждого  хозяйствующего субъекта является получение  прибыли. Для ее достоверного формирования налоговый учет осуществляет исчисление  доходов и расходов  организации  в целях налогообложения. При  этом основное внимание акцентируется  на формировании налоговой базы и  использования учетной информации для принятия управленческих решений  на всех уровнях.

Выделение налогового учета  как системы, совершенно обособленной от учета бухгалтерского, повлекло за собой множество проблем, связанных  не только с соотношением методов  оценки тех или иных объектов учета (налогового и бухгалтерского), но и  с разночтениями при трактовке  многих понятий и категорий.

В условиях современной экономики  резко возрастает роль и значение системы взаимодействия бухгалтерского и налогового учета, и, в частности, налога на прибыль предприятий и организаций

Актуальность темы заключается в том, сложившаяся экономическая ситуация в России обусловливает выдвижение данного вопроса, в ряд наиболее значимых и труднорешаемых проблем хозяйства, требующей тщательного изучения и постоянной доработки.

Цель курсовой работы является определение механизма и порядка формирования налоговой базы по налогу на прибыль(ее доходной части) и путей совершенствования.

Задачи курсовой работы:

  • определить сущность и значение налога на прибыль для экономики в целом;
  • определение порядка формирования налоговой базы. Налоговый учет доходов;
  • показать на примере как осуществляется учет доходов по налогу на прибыль организаций.

 

 

ГЛАВА1.ТЕОРИЯ ПОРЯДКА  УЧЕТА ДОХОДОВ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ  НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

    1. Общие положения о налоговом учете

Понятие налогового учета  введено статьей 313 главы 25 части 2 НК РФ. Налоговый учет – система  обобщения информации для определения  налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных  в соответствии  с порядком,  предусмотренном НК РФ.

Здесь же оговорено, что налогоплательщики  исчисляют налоговую базу по  итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если положением главы 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета  объектов хозяйственных операций для  целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения  в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета

Несмотря на эту оговорку, ведение обособленного налогового учета только в тех случаях, когда  он отличается от бухгалтерского, вряд ли представляется возможным – для целей налогообложения необходима вся информация о доходах и расходах организации, а не только выборочные данный, подлежащие корректировке.

Целью налогового учета является формирования полной и достоверной  информации о порядке учета для  целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Разумеется, под внешними пользователями здесь, прежде всего  имеются в виду налоговые органы, а также аудиторы (аудиторские  фирмы) и иные контролирующие или  проверяющие органы. Для внутренних пользователей (руководителей, акционеров, работников организации и т.п.) данные налогового учета вряд ли представляют объект повышенного интереса. Наиболее вероятным можно назвать использование  этих данных для целей экономического и финансового анализа, а также для работы по оптимизации налогообложения. Но для этого, как Минимум, необходимо наличие специализированных подразделений или высококвалифицированных работников, которые могли бы такую работу провести.

Текстом статьи 313 НК РФ установлено также, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела - для целей налогообложения.

Данные налогового учета  должны отражать:

    • Порядок формирования суммы доходов и расходов;
    • Порядок определения доли расходов, учитываемых для  целей налогообложения в текущем налоговом отчетном) периоде;
    • Сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
    • Порядок формирования сумм создаваемых резервов;
    • Сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Что касается порядка формирования суммы доходов и расходов, то в  большей мере он определяется требованиями документов системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета и отчетности и устанавливается учетной политикой  для целей финансового учета. Однако, следует иметь в виду, что по целому ряду позиций требования налогового законодательства отличаются от положений нормативных документов по бухгалтерскому учету. Эти различия должны быть выделены особо, и при разработке форм первичных документов налогового учета следует предусмотреть дополнительные графы или строки для наглядного представления этих расхождений.

Под порядком определения  доли расходов, подлежащих отражению в соответствующем налоговом или отчетном периоде, понимается схема распределения косвенных расходов, не относимых непосредственно на увеличение объемов незавершенного производства, стоимости готовой продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Это общепроизводственные, общехозяйственные расходы, а также расходы на продажу. При определенных условиях распределению могут подлежать расходы вспомогательных производств, обслуживающих производств и хозяйств, а также расходы по возмещению производственного брака. Разница в подходах к распределению затрат для целей финансового учета и для целей налогообложения определяется периодами, за которые производится распределение - для целей бухгалтерского учета себестоимость готовой продукции (работ, услуг) и незавершенного производства определяется по состоянию (как минимум) на конец каждого отчетного месяца, а для целей налогообложения - на конец отчетного (квартала) или налогового (календарного года) периода. Кроме того, следует учитывать и такую немаловажную деталь: при формировании себестоимости продукции (работ, услуг) для целей финансового учета определяющим является наиболее правильное определение доли расходов в отношении отдельных видов продукции или ее переделов, а для целей налогообложения - в отношении реализованной (проданной) продукции (работ, услуг).

То же можно сказать  и в отношении определения  суммы остатка расходов (убытков), подлежащей отнесению на расходы в следующих налоговых периодах.

Порядок формирования сумм создаваемых резервов для целей  финансового учета и для целей  налогообложения различается весьма существенно. В частности, резерв на ремонт основных средств в бухгалтерском учете создается, как правило, на один календарный год, а для целей налогообложения - на несколько отчетных периодов (календарных лет).

Необходимость ведения учета  состояния расчетов с бюджетом по суммам налогов очевидна. Отдавая  дань уважения работе налоговых служб, все-таки следует признать, что учет состояния задолженности, ведущийся у налогоплательщика, является более точным и оперативным, чем тот, который ведется в налоговом органе. Основной формой налогового учета этой категории данных является налоговая декларация. Однако, по нашему мнению, целесообразно вести и оперативный учет состояния расчетов с бюджетом. Причем, именно, состояния расчетов, а не состояния задолженности. Для этого можно разработать отдельную форму первичного документа, в которой предусмотреть позиции для отражения сумм начисленных налогов (возможно, и налоговой базы), а также для отражения дополнительных сумм, которые могут иметь место при проведении налоговых расчетов - авансовые платежи, излишне уплаченные или взысканные суммы, проценты, причитающиеся налогоплательщику за неправомерное взыскание сумм налога, проценты, подлежащие перечислению в бюджет за несвоевременную уплату налога, а также суммы начисленных и уплаченных налоговых санкций и т.п.

Элементами налогового учета  в соответствии с НК РФ являются:

• первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

• аналитические регистры налогового учета;

• расчет налоговой базы.

Обязательные реквизиты, которые должны содержать формы  аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета:

• наименование регистра;

• период (дату) составления;

• измерители операции в  натуральном (если это возможно) и  в денежном выражении;

• наименование хозяйственных  операций;

• подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление  указанных регистров.

Немаловажным является и  положение НК РФ, устанавливающее  то, что содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных  документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, за разглашение налоговой тайны несут ответственность, установленную НК РФ (но не Трудовым и не Уголовным кодексом). Сентенция более чем спорная, так как содержание регистров налогового учета мало чем отличается от содержания регистров учета бухгалтерского. Следовательно, разглашение их содержания должно квалифицироваться как нарушение коммерческой тайны (кроме информации, которая к коммерческой тайне не относится) со всеми вытекающими последствиями.

Требованиям составления  аналитических регистров бухгалтерского учета в НК РФ посвящена отдельная статья - 314.

В соответствии с этой статьей  аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Информация о работе Порядок учета доходов организации при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации на примере ОАО «Меридиан»