Прямые налоги в России и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и рассмотрение прямых налогов в России и перспективы их развития. Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
1. Теоретические основы оптимизация прямого налогообложения как важная составляющая деятельности предприятия.
2. Анализ налоговых поступлений и их распределение между бюджетами различных уровней.
3. Рекомендации по оптимизации прямого налогообложения при различных системах прямого налогообложения.
Объект исследования – прямое налогообложение в России.
Предмет исследования – исследование и рассмотрение прямых налогов в России и перспективы их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы оптимизация прямого налогообложения как важная составляющая деятельности предприятия 5
1.1. Использование взаимосвязей налогового и гражданского законодательства в целях оптимизации прямого налогообложения в России 5
1.2. Роль прямых налогов в формировании бюджетов 8
Глава 2. Анализ налоговых поступлений и их распределение между бюджетами различных уровней 11
2.1. Анализ налоговых поступлений и их распределение между бюджетами различных уровней за 2010-2011 гг. 11
2.2. Анализ налоговых поступлений и их распределение между бюджетами различных уровней за 2012 год 16
2.3 Анализ налоговых поступлений и их распределение между бюджетами различных уровней за 2013 год 20
Глава 3. Совершенствование прямого налогообложения в Российской Федерации в рамках оптимизации доходов бюджета различных уровней 28
3.1. Проблемы, существующие в процессе формирования доходов бюджета различных уровней 28
3.2. Мероприятия, направленные на оптимизацию доходов бюджетов различных уровней 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Прямые налоги в России и перспективы их развития 70%.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

В последнее время отечественная система государственной статистики существенно обновилась. Так, в частности, внедрены новые методы и методики налогового учета. В частности, создана система национальных счетов и платежного баланса, статистика внешней торговли и прямых иностранных инвестиций, денежнокредитная и банковская статистика. Коренным образом изменена статистика цен. Усовершенствованы отраслевые статистики, созданы основы статистики предприятий, начато проведение выборочных наблюдений рынка труда и условий жизни домашних хозяйств. Разработаны и введены налоговые классификации, гармонизованные с международными стандартами, а также создан Единый государственный реестр предприятий и организаций. Кроме того, начаты работы по созданию информационной компьютерной сети органов государственной статистики, заложены основы региональной статистики и т.п. [1]. Достижения в области статистики призваны оказывать содействие улучшению информационного обеспечения государственного управления, повышению качества оценки развития экономики и социальной сферы, более полному удовлетворению информационных потребностей общества.

Однако выполнение качественно новых задач, предполагает увеличение требований к налоговой информации и необходимость перестройки системы государственной статистики. Реализация Государственной программы перехода на международную систему учета и статистики и Стратегия развития государственной статистики на период до 2012 года позволяет сформировать такую модель государственной статистики, которая отвечает условиям развития и соответствует международным налоговым стандартам [2-3]. Поэтому основными направлениями развития государственной статистики на современном этапе должны быть:

I.  Обеспечение качественно нового уровня и эффективного взаимодействия органов государственной статистики с респондентами и потребителями налоговых услуг.

II.  Улучшение координации между отдельными субъектами налоговой деятельности.

III.  Усовершенствование нормативно-правовой базы статистики, ее адаптация к законодательству Европейского Союза и Принципов официальной статистики ООН, применение международных стандартов и рекомендаций.

IV.  Развитие налоговой инфраструктуры.

V.  Усовершенствование системы сбора, обработки и распространение налоговой информации.

VI. Усовершенствование системы управление органов государственной статистики.

VII.  Модернизация информационных и коммуникационных технологий.

VIII.  Развитие статистики в органах государственной власти и координация действий по вопросам организации деятельности, связанной со сбором, обработкой и анализом налоговых данных.

Реализация этих направлений развития системы государственной статистики позволит достичь основной цели статистики - предоставление достоверной научно-обоснованной информации, которая объективно отображает состояние и закономерности социально-экономических процессов, происходящих в различных сферах жизни.

Законом РФ "О государственной статистике" определены соответствующие требования относительно качества налоговых данных и периодичности их получение [4]. Однако большинство положений, которые регламентируются действием данного закона, носят, в основной, декларативный характер и не предусматривают механизм их реализации на практике, что, соответственно, и приводит к проблемам информационного обеспечения управления социально-экономическими процессами, а также невозможности или ограниченности возможностей контроля выполнения соответствующих решений. Несмотря на новую редакцию закона в 2000 году, он мало чем отличается от предшествующего, содержит только общие положении, и не учитывает современных потребностей в налоговых исследованиях. Остановимся на основных проблемных вопросах, связанных с действием данного закона.

Первая проблема - достоверность налоговых данных. Так, статья 13 "Основные права органов государственной статистики" предусматривает право "требовать от респондентов внесения исправлений в налоговую отчетность, других налоговых формуляров в случае выявления приписок и других искажений первичных и налоговых данных. В случае невыполнения этого требования в определенные сроки органы государственной статистики могут самостоятельно вносить указанные исправления с последующим уведомлением об этом респондентов; подавать правоохранительным органам предложения относительно привлечения к ответственности виновных должностных лиц и граждан - субъектов предпринимательской деятельности в нарушении требований этого Закона". Да, право есть, а системы ответственности за нарушение этого положения на сегодня нет. В дополнение к этому, ухудшает ситуацию еще и тот факт, что респонденты не понимают важности предоставления достоверной информации и не осознают последствия предоставления некачественной информации. В этой связи, вспоминаются слова У. Черчилля: "Кто владеет информацией - тот владеет миром". Сегодня их следовало бы подавать в новой редакции: "Кто владеет достоверной и оперативной информацией - тот владеет миром".

Следовательно, возникает вторая проблема - оперативность налоговой информации. Закон в целом не содержит положений, которые регламентируют потребность в оперативной информации с целью корректирования текущих планов и программ. Налоговые данные существенно отстают от реальных событий во времени. Однако, по нашему мнению, один закон не в состоянии решить этот вопрос - нужна новая система сбора, обработки, обобщения и анализа результатов наблюдения, построенная на базе современных компьютерных технологий. А это уже проблема финансирования, регламентирующаяся статьей 15 "Планирование и финансирование деятельности органов 

государственной статистики", где нет ни одного слова о финансовом обеспечении развития системы государственной статистики.

Следует отметить, что как показывает практика, и пользователи, и потребители информации на всех уровнях заинтересованные не столько в первичных налоговых данных, сколько во вторичной (аналитически обработанной) информации, которая должна быть представлена в максимально удобной для восприятия форме, то есть отвечать требованиям потребителя. Очевидно, что пользователи налоговой информации для принятия решений в границах своей компетенции, нуждаются в аналитической информации - результатах анализа и прогнозирования.

Таким образом, с одной стороны, налоговое исследование социально-экономических явлений и процессов будет проводиться на базе информационной системы Госкомстата, а с другой - с использованием аналитических выводов, которые могут быть как результатом проведенной аналитической работы государственной налоговой службой, так и специальных аналитических агентств, осуществляющих такие исследования. Госкомстатом РФ уже внедрена двухуровневая система сбора, обработки и распространения налоговой информации. В основе ее реализации лежит эксперимент, который проводится на базе территориальных органов государственной статистики в Автономной Республике Крым, Винницкой, Волынской, Житомирской, Луганской, Львовской, Николаевской областях и городе Киеве.

Основная задача эксперимента состоит в апробации подходов и в создании предпосылок для усовершенствования организационной структуры органов государственной статистики с целью существенного улучшения качества и открытости налоговой информации на базе внедрения современных унифицированных технических и программных средств, а также использования передовых информационных технологий, в частности, электронного документооборота и электронной цифровой подписи.

Экспериментальному внедрению предшествовала работа по изучению соответствующего опыта налоговых служб стран-членов Евросоюза, в том числе стран бывшего Советского Союза, которые на переходном этапе смогли удачно соединить техническое переоснащение национальных налоговых органов с просмотром их организационных структур. Примером наиболее успешного решения указанных задач может служить опыт Центрального налогового бюро Латвии. На сегодняшний день там уже действует интегрированная система обработки налоговых данных. Её внедрение позволило отказаться от традиционной для постсоветского пространства работы налоговых служб по схеме "район(город)-область(республика)- государство". Практика работы ЦСБ Латвии демонстрирует значительные преимущества предложенного подхода, позволяющего упростить и сократить сроки налогового документооборота, повысить качество данных, а также значительно сэкономить бюджетные средства.

Суть эксперимента, осуществляемого территориальными органами государственной статистики РФ, состоит в том, что он проводится по схеме "регион - центр" и включает три составных элемента:

1)  отработку нового порядка представления информации, при котором отчеты от респондентов по различным каналам связи поступают непосредственно в региональные управления статистики для обобщения с дальнейшей передачей на уровень государства;

2)  апробацию интегрированной системы обработки налоговых данных (ИСОСД) на базе 4-х форм государственной налоговой отчетности, а именно:

№ 1-ПВ срочная месячная "Отчет о труде",

№ 6-ПВ годовая "Отчет о количестве работников, их качественный состав и профессиональное обучение",

№ 4-МТП месячная срочная "Отчет об остатках и использовании энергетических материалов и продуктов переработки нефти",

№ 2-инвестиции квартальная срочная "Отчет о капитальных инвестициях";

3)  пересмотр подходов к информационно-публикационной деятельности органов государственной статистики с целью более полного обеспечения общественности, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также других пользователей необходимой налоговой информацией.

Эксперимент проводится в условиях параллельного обеспечения своевременного выполнения текущих задач, определенных планом государственных налоговых наблюдений, с использованием ныне действующего порядка представления налоговой отчетности, технологии обработки и распространения налоговой информации.

Следующая проблема связана с проведением сплошных наблюдений, которые в настоящее время, в основном, осуществляются с помощью налоговой отчетности и задействуют значительные объемы материальных и трудовых ресурсов. Система статистики должна ориентироваться на несплошные наблюдения, поскольку они характеризуются высоким уровнем оперативности информационного обеспечения. Особенно это касается изучения новых явлений. Поэтому, по нашему мнению, в современных условиях очень важным источником информации - есть "внеочередные" потоки, потребность в которых возникает в случае необходимости оперативного обеспечения соответствующего исследования полной, оперативной и качественной информацией.

В настоящее время, кроме количественных проблем имеющейся информации, существует еще проблема качества и формы представления результатов исследования. Это требует необходимости создания целостной системы сбора, обработки, агрегации, анализа, визуализации и документального представления налоговой информации, а также использование ее для моделирования и прогнозирования. Такая система будет выполнять одну из важнейших функций налогового исследования - функцию мониторинга. К сожалению, понятие мониторинга не нашло отображения в Законе РФ "О государственной статистике" и, таким образом, осталось вне основных задач налоговой службы.

Эволюция методов агрегирования и, в особенности, методов расчета показателей за последние десять лет претерпела значительных изменений, а это, в свою очередь, привело к потере значительного количества динамических рядов. Поэтому сейчас возникают проблемы уже на этапе ретроспективного анализа, не говоря уже о прогнозировании, которое в РФ практически невозможно, да и нецелесообразно в современных условиях. В связи с этим возникает вопрос относительно территориального и динамического сопоставления данных, которые были получены разными исследователями.

Поэтому изменение структуры информационных потоков должно происходить с учетом предшествующей системы информации. Кроме того, важным требованием реструктуризации информационного обеспечения должно быть обеспечение согласованности. Это касается разработки и специальных массивов информации, и классификаторов, а также организации соответствующего межведомственного обмена.

Несмотря на то, что в последние годы отечественная статистика обновилась, однако, еще существуют широкий круг проблем, связанных с обеспечением системы доступа органов государственного управления, предприятий, научных работников и других заинтересованных субъектов к объективной налоговой информации. По нашему мнению, целесообразно создать постоянную действующую информационную сеть, содержащую обобщающие результаты наблюдений в разных разрезах, и которой можно будет пользоваться на платной основе непосредственным потребителям налоговой информации. Кроме того, в настоящее время существует проблема полноты публикации информации. Так, большое количество налоговых данных, которые собираются, в массе своей не обрабатывается и, соответственно, не публикуется. Вместе с тем, значительные объемы информации не пользуются спросом, поскольку строятся на устаревшей системе показателей.

В ходе эксперимента, о котором уже шла речь, также определяются лучшие методы обеспечения пользователей налоговой информацией, создается экспериментальная база налоговых данных в разрезе районов и городов областного подчинения. Работы по созданию такой базы осуществляются Главным управлением статистики во Львовской области. В настоящее время уже действует экспериментальная база Налогового мониторинга социально-экономического развития Львовщины. Это информационная система, которая содержит совокупность аналитической информации, которая накапливается в Главном управлении статистики на протяжении каждого отчетного года и предоставляется в виде: экспресс-информации по отдельным вопросам экономического развития региона, экспресс-доклада, аналитического доклада, налогового бюллетеня, сборника.

Информация о работе Прямые налоги в России и перспективы их развития