Однако
опыт применения специальных налоговых
режимов в РФ показал их несовершенство,
наличие многочисленных пробелов в
законодательстве. При применении системы
налогообложения в виде ЕНВД для
отдельных видов деятельности следует
отметить ряд проблем:
- Обязательный
характер налога и обязанность налогоплательщика
перейти на этот режим налогообложения
без права выбора системы налогообложения.
- Установленная
по видам деятельности базовая доходность,
которая часто не имеет экономического
обоснования и не соответствует реальным
результатам предпринимательской деятельности.
В законодательстве о едином налоге на
вмененный доход не всегда учитываются
специфические особенности деятельности
индивидуальных предпринимателей, такие
как осуществление деятельности самостоятельно
либо с привлечением наемных работников,
режим их работы и периодичность осуществления
деятельности, а также возможность временного
прекращения деятельности. Одновременно
с этим не принимается во внимание, что
большинство индивидуальных предпринимателей
занимаются мелким и малодоходным бизнесом
и не могут быть приравнены по размерам
базовой доходности к юридическим лицам
и предпринимателям, использующим в своей
деятельности труд наемных работников.
В результате
во многих регионах значения показателей
базовой доходности, оказывающие
основное влияние на величину базы
налогообложения, установлены для
отдельных категорий налогоплательщиков
либо в значительно завышенных, либо
в заниженных размерах, что приводит
к неравенству условий их налогообложения
в этих регионах и, как следствие,
к нарушению целостности единого
экономического пространства в стране.
- Незначительная
роль налоговой ставки. Ставка налога
закреплена законодательно и не может
изменяться. Фактически роль налоговой
ставки выполняет корректирующий коэффициент
К2 – не случайно именно его устанавливают
органы местного самоуправления. В каждом
районе, таким образом, устанавливаются
свои коэффициенты К2 в диапазоне от крайне
льготных до фактически заградительных.
Нетрудно представить, какое поле для
коррупции открывается при установлении
коэффициента, фактически играющего роль
налоговой ставки. Можно установить индивидуальные
налоговые льготы, не нарушая закона: пониженный
коэффициент К2 для отдельного квартала,
в котором по случайному совпадению есть
только один магазин.
- Предприятие,
переведенное на режим уплаты ЕНВД, выступает
невыгодным партнером, так как не является
плательщиком НДС и не может выставить
счет-фактуру заказчику для его возмещения
(здесь ЕНВД повторяет недостаток УСН).
Потребители продукции индивидуального
предпринимателя, перешедшего на единый
налог, не могут принять к зачету налог
на добавленную стоимость.
- Ограничение
круга лиц, которые могут применять ЕНВД.
- Величина
налога не зависит ни от доходов, ни от
убытков.
- Если работодатель
арендует значительную торговую площадь
для розничной торговли, то, соответственно,
и сумма ЕНВД будет большой. Сумму ЕНВД
можно уменьшить на страховые взносы при
начислении и выплате заработной платы
сотрудникам, однако сотрудников, как
правило, немного, поэтому сумма страховых
взносов к уменьшению будет небольшой
[12].
3.2
Пути решения проблем применения
системы налогообложения в виде
ЕНВД
Необходимость
применения специальных налоговых
режимов для малого предпринимательства
– это вопрос, с одной стороны,
поддержки и развития малого бизнеса,
а с другой стороны – это
вопрос социальной справедливости, т.е.
перераспределения доходов между
крупным и малым бизнесом, компенсации
последнему повышенных рисков хозяйствования,
ограничений в доступе к финансовым
ресурсам.
Существующая
в настоящее время система
налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход нуждается
в серьезном реформировании. Исходя
из недостатков и проблем применения
системы налогообложения, можно
предложить определенные направления
совершенствования законодательства
в области ЕНВД.
В
процессе определения выбора системы
налогообложения необходимо четко
представлять, что налогообложение
субъектов малого бизнеса должно
максимально учитывать возможность
добровольного выбора того или иного
режима налогообложения (в случае существования
одного или более альтернативных
общепринятому режимов налогообложения)
или, по крайней мере, выбора ряда параметров
налогообложения в рамках обязательной
системы (например, объекта налогообложения
или методики расчета базы налога).
Разумеется, добровольность применения
вмененного налогообложения не подразумевает
возможности многократно менять применяемую
систему за короткий период времени. Следует
определить срок, в течение которого следует
оставаться в той системе, которая была
выбрана. Думаю, что имеет смысл предусмотреть
ограничение на повторное применение
специального режима в течение определенного
срока. А именно, если налогоплательщик
применял систему налогообложения в виде
ЕНВД и перешел к полному учету, то повторно
принять упрощенную форму налогообложения
он имеет право только по прошествии 3-х
лет после возвращения к общепринятому
учету. И, наконец, нельзя менять систему
учета в течение налогового периода.
Кроме
того, разумеется, добровольность применения
порядка, предусмотренного для малого
предпринимательства, не исключает
использования вмененного минимального
налогообложения тех видов деятельности
и в тех случаях, когда есть
достаточные основания предполагать
высокую рентабельность рассматриваемой
деятельности и одновременно существенные
возможности сокрытия выручки от
учета. Для установления минимальных
налогов в этом случае следует
произвести эмпирические исследования
и на их основании определить приемлемые
базы вменения и ставки минимального
налога, дифференцированные по видам деятельности.
Таким
образом, применение единого налога
на вмененный доход должно быть возможно
только на добровольной основе, а если
применение специального режима является
обязательным, как на данном этапе
развития системы налогообложения
малого бизнеса, то налогоплательщик должен
обладать закрепленным правом оспаривания
начисленных сумм налогов, если они
превышают рассчитанные по общепринятой
системе, что реализовывало бы принцип
равенства налогообложения.
Следующее
предложение по совершенствованию
системы налогообложения в виде
ЕНВД касается ведения бухгалтерского
учета. В настоящее время организации
– плательщики единого налога
на вмененный доход обязаны вести
бухгалтерский учет аналогично налогоплательщикам,
находящимся на обычном режиме налогообложения,
что ставит их в неравные условия
с налогоплательщиками, применяющими
упрощенную систему налогообложения.
В
связи с этим, предлагается внести
дополнения в ст. 346.26 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации
и ст. 4 Федерального закона “О бухгалтерском
учете”, предусмотрев освобождение налогоплательщиков
единого налога на вмененный доход
от обязанности ведения бухгалтерского
учета, заменив ее обязанностью ведения
книги учета доходов и расходов
по аналогии с плательщиками, применяющими
упрощенную систему налогообложения.
В
качестве преимуществ ЕНВД можно
отметить следующее:
- Освобождение
от уплаты ряда налогов, а именно:
для организаций – налог на прибыль, налог
на добавленную стоимость (НДС), налог
на имущество; для индивидуальных предпринимателей
– налог на доходы физических лиц (НДФЛ),
НДС, налог на имущество. Страховые взносы,
напомним, уплачиваются, однако сумма
ЕНВД уменьшается на их величину.
- Упрощенный
порядок ведения бухгалтерского и налогового
учета (если говорить о том, что предприятие
не совмещает с общим режимом налогообложения).
- Применение
корректирующих коэффициентов. Коэффициенты
К1 и К2 позволяют учесть влияние различных
внешних условий (факторов) на размер получаемого
дохода, и снизить таким образом размер
налоговой базы.
Так, К1 – это коэффициент-дефлятор, с помощью
которого учитывается изменение потребительских
цен на товары (работы, услуги) в России
в предшествующем периоде. К2 – это корректирующий
коэффициент базовой доходности, учитывающий
совокупность особенностей ведения предпринимательской
деятельности:
- ассортимент
товаров (работ, услуг);
- сезонность;
- режим работы;
- величину
доходов;
- особенности
места ведения предпринимательской деятельности
и др.
- Учет фактического
периода работы. Так, значение коэффициента
К2 может быть скорректировано, если налогоплательщик
осуществлял свой вид деятельности в течение
неполного налогового периода (например,
только полтора месяца из трех). В частности,
К2 корректируется при работе с санитарными
днями; с выходными днями; согласно утвержденному
графику, а также в случае временной нетрудоспособности,
аварийной ситуации, ремонта и т.п. При
этом отсутствие ведения предпринимательской
деятельности в такие дни следует подтвердить
документально.
- Упрощенная
форма отчетности плательщиков ЕНВД, а
именно – налоговая декларация. Форма
налоговой декларации по единому налогу
на вмененный доход содержит всего 5 страниц,
заполнить которые не представляет никакой
сложности, если знать величину физических
показателей и базовой доходности, значения
коэффициентов К1 и К2, а также несложную
формулу исчисления налога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая
система является одним из главных
элементов экономики. Так налоги
являются источником формирования финансовых
ресурсов государства. Налоги выступают
главным инструментом воздействия
государства на развитие хозяйства,
определения приоритетов экономического
и социального развития. Роль налогов
в государственной бюджетно-финансовой
системе значительна. Их сущность заключается
в изъятии государством в свою
пользу определенной части валового
внутреннего продукта в виде обязательного
взноса. Для того чтобы налогообложение
не было сверх нормы обременительно
и не препятствовало эффективному функционированию
экономического кругооборота к системе
налогообложения современное общество
предъявляет следующие требования:
соразмерность налогового бремени,
обязательность, простота и удобство
уплаты налогов, однократность налогообложения,
гибкость и эффективность налоговой
системы. С помощью налогов государство
способно создать более или менее
благоприятные условия для развития
экономики в целом. Федеральные
налоги и налоги субъектов Российской
Федерации, регулируют перераспределение
общественных доходов между различными
категориями населения. Налоги играют
роль регулятора тех или иных общественных
отношений.
Правовая
форма налогообложения также
весьма несовершенна. Налоговое законодательство
излишне усложнено, страдает неполнотой,
противоречивостью, наличием пробелов.
Мы имеем сегодня чрезмерное многообразие
подзаконных правовых актов методико-нормативного
характера, которые очень часто
содержат нечеткие формулировки, влекущие
за собой необходимость дальнейших
уточнений. Нормативные акты в области
налогообложения не всегда реализуются
в правилах бухгалтерского учета, нередко
одни документы противоречат другим,
что является следствием внутренних
методологических разногласий между
ведомствами, в частности, Министерством
финансов и Министерством по налогам
и сборам. Все это приводит лишь
к еще большему запутыванию, усложнению
и деформации правовой базы налогообложения,
создавая почву как для налоговых нарушений
со стороны плательщиков, так и для произвола
налоговых органов.
Следует
отметить, что малые предприятия,
если они организации и индивидуальные
предприниматели без образования
юридического лица, могут перейти
на упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности, т.е. на уплату
единого налога на вмененный доход,
положительные особенности которого
заключаются в достаточно низкой
ставке (15%); дифференциацией базовой
доходности по разным видам деятельности;
наличие коэффициентов, ориентирующих
предпринимателей на слабо развитые
рынки области, с целью наиболее
полного обеспечения товарами и
услугами населения; уплату налога авансом,
что позволяет проводить жесткое
налоговое администрирование и
не допускать недоимки по данному
виду налога.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- URL: http://i-predprinimatel.ru
- URL: http://nalogpro.ru
- URL: http://www.kadis.ru
- URL: http://www.moedelo.org/envd
- URL: http://www.expert.byx.ru
- URL: http://base.consultant.ru
- «Налоговый
кодекс РФ (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 06.12.2011)
- Кислова Д.
М. Единый
налог на вмененный доход. Ответы на все
спорные вопросы. М.: Налоги и налогообложение,
2011. 237 с.
- Маслов Б.
Г. Специальные налоговые режимы. М.: Учебно-методическое
пособие, 2011. 120 с.
- Захарьин
В. Р. УСН и ЕНВД: новое в налогообложении.
М.: Практическое пособие, 2011. 57 с.
- Скворцов
О. А. Единый налог на вмененный доход.
М.: Налоги и налогообложение, 2009. 149 с.
- Кислов Д.
В. ЕНВД: сложные моменты и пути их решения.
М.: Налоговый практикум, 2008. 98 с.
- Толмачев
И. А. Специальные налоговые режимы: ЕНВД,
УСН. М.: Библиотека журнала «Российский
бухгалтер», 2009. 316 с.
- Пансков
В. Г. Налоги и налоговая система Российской
Федерации. М.: Финансы и статистика, 2010.
160 с.