Совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса.
Задачами работы являются:
- рассмотреть теоретические основы налоговой политики;
- провести анализ роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса;
- выделить совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы налоговой политики 6
1.1. Понятие налоговой политики 6
2.1Роль налоговых инструментов в обеспечении стабильного экономического развития в России в условиях нестабильной экономической ситуации мирового финансового кризиса 9
ГлаваII. Анализ роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса 20
2.1. Налоговое бремя в России и зарубежных странах 20
2.2. Изменение условий налогообложения в России 25
ГлаваIII. Совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса 28
3.1. Направления совершенствования налоговой системы....................................28
Заключение 34
Список используемой литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Гайфуллина проверенная.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические основы налоговой политики

1.1. Понятие налоговой политики

2.1Роль налоговых инструментов в обеспечении стабильного экономического развития в России в условиях нестабильной экономической ситуации мирового финансового кризиса              9

ГлаваII. Анализ роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса

2.1. Налоговое бремя в России и зарубежных странах

2.2. Изменение условий налогообложения в России

ГлаваIII. Совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса              28

3.1. Направления совершенствования налоговой системы....................................28

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса не­обходима выработка четких и эффективных инструментов налоговой политики и налогового регулирования, способных минимизировать налоговую нагрузку на предприятия государственного сектора, частный бизнес.

За последние годы в России был проведен ряд налоговых реформ, к пози­тивным результатам которых следует, в частности, отнести некоторое сниже­ние налогового бремени за счет уменьшения до 20 процентов ставки налога на прибыль организаций, увеличение «амортизационной премии», расширение возможностей по применению специальных налоговых режимов и др.

Однако российской налоговой системе до сих пор присущи определенные концептуальные недостатки:

- фискальная направленность (при этом роль регулирующей и социальной функции налогов принижена) и недостаточное использование налоговых меха­низмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпри­нимательской активности, расширения производства и обновления основных фондов;

- значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирую­щие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности.

В настоящее время процесс унификации налогового законодательства вступает в завершающий этап, однако налоговое законодательство крайне не­стабильно, запутанно и неоднозначно в плане процедур налогообложения, что приводит к большим затратам бизнеса на ведение бухгалтерского и налогового учета, возникновению налоговых споров. Крайне сильно так называемое под­законное нормативное правовое регулирование, которое зачастую вступает в прямое противоречие с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

В этой связи подчеркнем, что стабильность — неотъемлемое качество пра­ва, без которого оно не может существовать как устойчивая, постоянная систе­ма регулирования отношений в современном цивилизованном обществе. Со­временная российская правовая система не должна быть подвержена быстрым и многочисленным изменениям. Лишь тогда она сможет быть эффективным средством формирования и закрепления новой политической и экономической системы страны.

«Чехарда» юридических решений, шараханье из стороны в сторону в законодательной работе подрывают авторитет законодательства, снижают его со­зидательный потенциал.

Отметим, что за последние годы заметно ухудшилось качество подготовки налоговых законов. Ориентация на механическое увеличение количества феде­ральных законов не дает нужных результатов. При оценке необходимости при­нятия того или иного закона и его эффективности правильно было бы исходить из принципа: «Закон следует принимать не тогда, когда его можно принять, а когда нельзя не принять».

Кроме того, еще частые примеры внесения изменений и дополнений в не­давно принятые налоговые законы, что свидетельствует о спешке при их под­готовке, недостаточной юридической и содержательной проработке проектов.

Целью работы является изучение роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса.

Задачами работы являются:

- рассмотреть теоретические основы налоговой политики;

- провести анализ роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса;

- выделить совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса.

Предметом исследования работы является роль налоговой политики в преодолении экономического кризиса.

Объектом исследования является налоговая политика.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников: авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству) и научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Теоретические основы налоговой политики

1.1. Понятие налоговой политики

 

   В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней в России стали налоги. Налоги – это один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное предназначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя роль их стала гораздо более многозначной.

   Для пополнения своей казны современные государства используют и другие виды поступлений и платежей. Однако на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги.

   Налоги как финансово-правовая категория - это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях - внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Налоговая политика представляет собой воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения налогообложения.

   Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Осуществляя воздействие на экономику, государство, как правило, преследует следующие основные цели:

• достижение постоянного устойчивого экономического роста;

• обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

• обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

• обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;

• создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

• равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Найти сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической политике государства.

Но основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство.

Таким образом, налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении нало­говой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы:

-общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства;

-уровень инфляции;

-кредитно-денежная политика государства;

-соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем и приватизированным сектором.

В основе формирования налоговой политики лежат, таким образом, две взаимно увязанные методологические посылки:

а) использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;

б) использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:

- стабильности налоговой системы;

- одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;

- равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода;

- одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.

Главные направления налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны.

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики.

Первый тип — высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики — низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип — налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Информация о работе Совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса