Совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса.
Задачами работы являются:
- рассмотреть теоретические основы налоговой политики;
- провести анализ роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса;
- выделить совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы налоговой политики 6
1.1. Понятие налоговой политики 6
2.1Роль налоговых инструментов в обеспечении стабильного экономического развития в России в условиях нестабильной экономической ситуации мирового финансового кризиса 9
ГлаваII. Анализ роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса 20
2.1. Налоговое бремя в России и зарубежных странах 20
2.2. Изменение условий налогообложения в России 25
ГлаваIII. Совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса 28
3.1. Направления совершенствования налоговой системы....................................28
Заключение 34
Список используемой литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Гайфуллина проверенная.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Чем проще налоговое законодательство и процедуры налогового администрирования, учета объектов налогообложения, тем вероятнее соблюдение требований экономичности налоговой системы, простоты ее контроля и эффективности, тем меньше предпосылок для злоупотреблений налоговым правом, правонарушений и коррупционных проявлений.

В период выхода из финансового кризиса произойдет дальнейшее усиление налоговой конкуренции между различными странами. В этой связи налоговая система России потребует дальнейших преобразований в сфере налогового стимулирования:

- занятости;

- промышленного развития;

- повышения эффективности труда;

- инициативы и изобретательности и свободного предпринимательства;

- выхода на международные рынки;

- энергосбережения;

- инноваций;

- природоохранных мер.

Указанные преобразования представлены в Приложении 1.

С учетом этого, особую актуальность, как залог обеспечения конкуренции, приобретает стандартизация подходов к принципам налогообложения холдингов, в том числе транснациональных.

Также можно посмотреть положения о мерах в США.(Приложение 2)

Если начать сравнивать РФ с США то мы увидим что,преимущества получили такие сферы как :налоги, здравоохранение, социальная защита.

Таким образом ,мы узнали что главное предназначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства. Также мы рассмотрела антикризисные меры Росси и США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   II.Анализ роли налоговой политики в преодолении экономического

кризиса

2.1. Налоговое бремя в России и зарубежных странах

 

Во многих странах мира на фоне глобального экономического кризиса были выработаны меры, нацеленные на поощрение предпринимателей к повышению предпринимательской активности.

Государства предпринимают активные попытки изменить негативные тенденции в экономике, в том числе при помощи фискально-налоговых инструментов. С одной стороны, изменения налогового законодательства направлены на остановку экономического спада и стимулирование экономического роста, а с другой стороны – на повышение бюджетных доходов и ужесточение налоговой дисциплины.

Предпринятые меры не являются фундаментальными и не ведут к структурным изменениям налоговой системы или внедрению решений, не использовавшихся ранее, поскольку было бы крайне затруднительно спрогнозировать реакцию бизнеса на такие структурные изменения на фоне экономического кризиса. Более того, это повлекло бы необходимость увеличения издержек, связанных с адаптацией налогоплательщиков к новой налоговой системе, привлечением юридических и налоговых консультантов, внедрением новых автоматизированных решений, что явно не способствовало бы экономическому росту.

Государства идут по пути принятия различного рода изменений налогового режима, которые, с одной стороны, являются стимулом для предпринимателей к определенной активности, а с другой – приемлемы с точки зрения потенциального уменьшения бюджетных доходов.

Основные изменения затронули прямые налоги на прибыль или доход. В большинстве стран они были внесены с целью сокращения налогового бремени. Это может говорить о том, что сокращение бюджетного дефицита не является основной проблемой, либо осуществляется путем увеличения неналоговых доходов (напр., от приватизации) или посредством сокращения публичных расходов.

Анализ предпринятых изменений позволяет предположить, что бóльшим приоритетом для государств является замедление экономической рецессии и стимулирование существующего, но ограниченного экономического роста. На фоне глобального кризиса риск возрастания бюджетного дефицита за счет увеличения государственного долга, потери инвестиционной привлекательности государства в целом, возможных санкций в отношении стран Евросоюза в связи с превышением пределов бюджетного дефицита представляется правительствам менее существенным.

В части налогообложения прибыли изменения в основном коснулись возможности и способов учета затрат для целей налогообложения доходов. В частности, были повышены нормы амортизации, периоды для переноса убытков на будущее или в прошлое (Великобритания, США), разрешено учитывать затраты в целях налогообложения прибыли на более ранних стадиях (Китай).

Данные изменения свидетельствуют о готовности государств на сокращение бюджетных доходов с целью стимулирования предприятий к усилению и поддержанию экономической активности.

Некоторые изменения предпринимались в целях поддержки определенных отраслей экономики, в частности компаний, инвестирующих в научные исследования и разработки (например, в Китае, США), малого и среднего бизнеса и сектора недвижимости. Предполагается, что поддержка предприятий инновационного, малого и среднего бизнеса вносит свой вклад в повышение уровня конкурентоспособности национальной экономики, в то время как поддержка сектора недвижимости направлена на сохранение отрасли, наиболее пострадавшей во время кризиса.

Некоторые страны приняли решение снизить ставку НДС (Великобритания, Франция, Португалия, Турция, Индия) и налога на прибыль (Япония, Турция, Нидерланды, Россия). Многие страны понизили ставку НДС в отношении отдельных товаров или услуг.

Снижение налогового бремени на доходы замечено применительно к отдельным отраслям экономики, например, в отношении сектора недвижимости.

Расширился спектр налоговых льгот по налогу на прибыль (в Японии) и НДС (в Таиланде). Снижение налоговых ставок по прибыли или расширение соответствующих налоговых льгот, с одной стороны, снижает налоговое бремя на бизнес, т.е. воздействует на производственную составляющую экономики, в то время как изменение ставки НДС как налога на потребление, в свою очередь, нацелено на стимулирование спроса на определенные товары и услуги и на сокращение расходов конечных потребителей.

В ряде стран, в частности, в США, России и Испании, изменения были предприняты в области исполнения налоговых обязательств. Здесь заметны положительные для налогоплательщиков изменения наряду с нововведениями, направленными на повышение налоговой дисциплины и усиление борьбы с уклонениями от уплаты налогов. Налоговые послабления в виде отсрочки от уплаты налогов, сокращения авансовых налоговых платежей, ускоренного возврата НДС (Испания, Франция), снижения ставки процентов за просрочку налоговых платежей (Китай) относятся к первой группе.

Фискальные меры второй группы нацелены на повышение бюджетных доходов в рамках уже существующей налоговой системы. Так, последствия неполного декларирования дохода в связи с фиктивными сделками (как например, в США), или сделками с резидентами оффшорных и непрозрачных в части информационного обмена юрисдикций (Германия) стали более обременительными. Иными словами, законодатель в этих странах пошел на своего рода «компромисс» с налогоплательщиками – усиление контроля за исполнением налогового законодательства вместо радикального изменения налогового бремени.

В целом, предпринимаемые меры налогового стимулирования могут быть сгруппированы по следующим нескольким категориям, более подробно описанным ниже. Остальные налоговые инициативы также касаются стимулирования малого и среднего бизнеса, занятости, жилищного строительства, научно-исследовательской деятельности, ускорения амортизации и введения налоговых льгот в отношении экологически благоприятных технологий и решений.

Данная мера в том или ином виде предпринята во многих странах, включая Францию, Германию, Великобританию, США и Россию. Основная цель данной инициативы заключается в ускорении отдачи от вложений в развитие производства для бизнеса. Кроме того, предполагается, что данная мера также послужит стимулом к осуществлению необходимых инвестиций и вложений в течение периода действия соответствующих изменений.

Изменения положений касательно переноса убытков были предприняты, в частности, во Франции, Великобритании и США. Где-то был увеличен период для переноса убытков, где-то были введены новые положения или увеличен количественный потолок переноса убытков. В итоге, вместе с возможностью ускоренной амортизации предприятия, в частности, бывшие достаточно прибыльными в предыдущие периоды, получили интересный экономический стимул.

В период с 2000 г. по 2009 г. 90 % стран – участниц Организации Экономического Сотрудничества и Развития снизили свои налоговые ставки по налогу на прибыль компаний.

С целью дополнительного стимулирования компаний к сохранению их инвестиционной и инновационной активности многие страны, включая Францию и Россию, расширяют налоговые льготы в отношении научно-исследовательской деятельности. Аналогичное предложение содержится в предбюджетном отчете Президента США к бюджетному закону на 2010 г.

Многие страны стараются поддержать спрос путем снижения стоимости товаров и услуг за счет временного снижения косвенных налогов, в частности, НДС. Так, во Франции, Англии и России были предприняты определенные меры в области косвенного налогообложения. Иногда пониженная ставка устанавливается в отношении конкретных товаров или услуг, например во Франции, Чехии, Бразилии или Китае. Другая предпринимаемая мера заключается в отложении планируемого увеличения ставки (как в Нидерландах и Швейцарии) или в ускорении возмещения НДС (как во Франции, Бельгии, России и Китае).

На фоне роста безработицы и падения потребительской уверенности во многих странах предпринимаются меры поддержания налогоплательщиков – физических лиц.

Тем не менее, множество налоговых инициатив, предпринятых правительствами различных стран на фоне глобальной экономической рецессии, в скором времени могут быть свернуты, поскольку странам придется решать проблемы возросшего дефицита бюджетов. В итоге повышение налогообложения во многих странах может сказаться, в частности, следующим образом.

Значительное повышение налогового бремени для многонациональных компаний и физических лиц не только в связи со свертыванием различных налоговых инициатив, но и в связи с повышением налоговых ставок. Латвия и Литва уже дважды повысили ставку НДС и близки максимальной 25 % ставке, допустимой в ЕС. Ожидается, что ставка НДС в Великобритании достигнет 20 % в ближайшие несколько лет.

Дальнейшее усложнение правил уплаты налогов для многонациональных компаний, приводящее к увеличению издержек глобального исчисления налогов и применения налогового законодательства в связи со множеством изменений.

Дальнейшая миграция компаний в более благоприятные юрисдикции.

Возможная задержка экономического подъема после рецессии в таких странах, как США, Великобритания, Германия в течение 2010 г.

 

2.2. Изменение условий налогообложения в России

 

Значимые поправки в налоговое законодательство были внесены и в России с целью поддержки налогоплательщиков в сложных экономических условиях. Отдельные изменения частично затрагивают и всю налоговую систему в целом. Большинство изменений, хотя и не все, вступили в юридическую силу с 1 января 2009 г. По мнению авторов, наиболее существенные изменения заключаются в следующем.

Применительно к налогу на прибыль организаций:

Общая ставка налога на прибыль была снижена с 24 % до 20 %.

Амортизационная премия в отношении амортизиремого имущества со сроком полезного использования от 3 до 20 лет была увеличена с 10 % до 30 %. Однако вычет, примененный по данному основанию, должен быть восстановлен, если основные средства, введенные в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 г., будут проданы в течение 5 лет с момента их ввода в эксплуатацию. К тому же, был отменен понижающий коэффициент амортизации в отношении пассажирских легковых автомобилей и микроавтобусов стоимостью до 600 000 руб. и 800 000 руб. соответственно.

Был увеличен предельный размер процентов по долговым обязательствам, уменьшающим налогооблагаемую базу, в период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 г.

Был расширен перечень расходов на имущественное страхование, уменьшающих налогооблагаемую базу, а также отменены некоторые другие количественные ограничения вычитаемых затрат (в частности, в отношении суточных).

Применительно к НДС:

Ежеквартальный НДС может быть уплачен ежемесячными платежами вместо единовременной уплаты. Данное изменение применяется к отношениям, возникшим начиная с 4-го квартала 2008 г. включительно.

Отменено требование уплаты НДС денежными средствами (отдельным платежным поручением) при неденежных расчетах с контрагентами (при бартерных сделках, зачете встречных однородных требований или использовании ценных бумаг в качестве средства платежа). Как следствие, соответствующее требование для зачета НДС в таких случаях также отменено.

Введено обязательное оформление счетов-фактур продавцами при получении авансовых платежей. Покупатели, в свою очередь, получают право на вычет «входящего» НДС, уплаченного поставщикам вместе с авансовым платежом, при наличии соответствующего контракта, предусматривающего авансовый платеж. Тем не менее, при получении товаров, оплаченных авансом, или в случае расторжения указанного контракта и возврата авансового платежа ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет.

Информация о работе Совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса