Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:49, курсовая работа
Целью работы является изучение роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса.
Задачами работы являются:
- рассмотреть теоретические основы налоговой политики;
- провести анализ роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса;
- выделить совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы налоговой политики 6
1.1. Понятие налоговой политики 6
2.1Роль налоговых инструментов в обеспечении стабильного экономического развития в России в условиях нестабильной экономической ситуации мирового финансового кризиса 9
ГлаваII. Анализ роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса 20
2.1. Налоговое бремя в России и зарубежных странах 20
2.2. Изменение условий налогообложения в России 25
ГлаваIII. Совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса 28
3.1. Направления совершенствования налоговой системы....................................28
Заключение 34
Список используемой литературы 36
«Входящий» НДС в отношении строительно-монтажных работ для собственных нужд налогоплательщика может быть принят к вычету в последний день текущего налогового периода, а не в следующем налоговом периоде как это было ранее.
Налоговые органы получили полномочие выносить решение о частичном возмещении НДС.
В отношении товаров, экспортированных с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., 180-дневный срок для сбора и представления в налоговый орган документов, подтверждающих право на применение 0 % ставки НДС, продлен на 90 дней и составляет в целом 270 дней. Кроме того, экспортеры получили право представлять в налоговый орган реестр таможенных деклараций вместо самих таможенных деклараций.
Также были увеличены размеры некоторых налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.
Помимо этого, впервые в российском Налоговом кодексе появилось требование, чтобы в случае пропуска налоговыми органами установленного законом срока для отмены вынесенного ими ранее решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика, последнему выплачивались проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка РФ за каждый день просрочки. Однако данное положение вступает в силу с 1 января 2010 г.
Кроме того, законодательно закреплено ранее признаваемое только на уровне судебной практики право налогоплательщиков в случае ошибки или искажения налоговой базы подать уточненную налоговую декларацию и таким образом внести изменения в налоговую базу текущего налогового периода, а не предшествующих периодов. Данное положение также вступает в силу с 1 января 2010 г.
Наконец, до 1 января 2010 г. Министр финансов РФ получил полномочие предоставлять отсрочку сроком до 5 лет по уплате федеральных налогов, если задолженность налогоплательщика превышает 10 млрд. руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.
В этой главе были рассмотрены бремя в Росси также и в зарубежных странах, можно сделать вывод что государства предпринимают активные попытки изменить негативные тенденции в экономике. Также нужно заметить что часть главы затрагивает НДС,сроки его оплаты.
3.1Направление совершенствования налоговой системы
Принятый политической властью курс на диверсификацию экономики, развитие высоких технологий и внедрение инноваций, подразумевает:
– ослабление зависимости российской экономики от иностранного капитала (иностранных инвестиций), а также от конъюнктуры мировых товарных рынков;
– диверсификацию структуры экспорта и смещение номенклатуры экспортных товаров в область высокотехнологичных продуктов;
– опережающее развитие инвестиционных процессов с привлечением внутренних инвестиций, для чего должны быть созданы преимущественные условия по сравнению с инвестициями иностранными;
– опережающее развитие контуров внутреннего производства-потребления с созданием рабочих мест.
С помощью налогообложения в приоритетном порядке должны решаться следующие регулирующие задачи:
– стимулирование в нужном направлении инвестиционных потоков – как иностранных, так и внутренних инвестиций. При этом необходимо стимулировать инвестиции на развитие проектов (контуров) внутреннего производства потребления и проектов экспорта продукции высоких технологий. Допуск инвесторов на спекулятивные рынки (т.е. проекты, в которых приращение стоимости осуществляется без вложения овеществленного труда), по нашему мнению, должен быть дестимулирован через налогообложение по сравнению с инвестированием в производственную сферу;
– подавление опережающего развития спекулятивных процессов и спекулятивных рынков по сравнению с реальным сектором производства товаров, работ или услуг. «Вход» инвестору на спекулятивный рынок должен быть затруднен по сравнению с вложением капиталов в реальный сектор, доходы, извлеченные за счет спекулятивных операций, должны облагаться по высоким ставкам;
– стимулирование внутреннего производственного и потребительского кредитования (и особенно долгосрочного). При этом должны быть продуманы налоговые механизмы, предотвращающие образование «кредитных пузырей» (в т. ч. и с использованием схем кредитного рефинансирования), когда локальное безудержное кредитование отдельных рынков приводит к локальному раскручиванию цен на указанных рынках, во много раз превышающих инфляцию (прежде всего мы имеем в виду примеры в секторе жилищного строительства);
– стимулирование процессов создания средств труда и процессов воспроизводства основных фондов. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию рабочих мест. Для инвестиций в производственные проекты должна быть открыта «зеленая улица», а налогообложение прибыли должно быть отложено во времени и/или облагаться по низким ставкам при условии ее капитализации. Налоговая политика должна способствовать развитию производственных фондов, принадлежащих, в первую очередь, российским инвесторам или инвесторам с доминирующим российским участием.
Необходимо возвращаться к прямой инвестиционной льготе, когда часть прибыли освобождается от налогообложения, если инвестируется на создание основных фондов предприятий, определенных законодателем как приоритетных. Следует и далее совершенствовать нормы и правила амортизации по приоритетным направлениям развития производственной базы. Однако налоговая политика в части амортизационных отчислений должна быть соотнесена с политикой налогообложения дивидендов и доходов от операций с долями в капиталах (в виде акций или долей участия) с тем, чтобы стимулировать именно капитализацию заработанной прибыли в форме вновь создаваемых и модернизируемых основных фондов и средств труда, а не «растаскивание прибыли» в виде дивидендов, бонусов и прочих платежей;
–стимулирование легальной трудовой активности. Между тем, сегодняшняя картина налогообложения развернута на 180 градусов: легальные трудовые доходы облагаются не только подоходным налогом, но и требуют значительных начислений в виде ЕСН (с 1 января 2010 г. заменен страховыми взносами), тогда как упомянутые «нетрудовые» доходы граждан в большинстве случаев вообще не поставлены под налоговый контроль или не поддаются такому контролю (спекулятивные сделки с недвижимостью, доходы от сдачи жилых помещений внаем, доходы в виде процентов по займам между гражданами и пр.);
–налоговая политика должна способствовать развитию внутреннего рублевого (и преимущественно долгосрочного) кредитования, как производственного, так и потребительского. Во всяком случае необходимо в срочном порядке отказаться от схемы превентивного налогообложения еще не полученных доходов в виде процентов по выданным кредитам, займам и другим долговым обязательствам. Необходимо полностью исключить взимание НДС с авансовых платежей, которое разрушает саму идею коммерческого кредита.
При затруднительности банковского кредитования коммерческий кредит в виде предварительной оплаты (аванса) играет заместительную роль. Необходимы налоговые меры, стимулирующие размещение рублевых денежных средств (в том числе и сбережений граждан) на долгосрочных депозитах банков;
–стимулирование легализации налоговой базы по налогам на доходы (как для граждан, так и для организаций) и подавление перемещения налоговой базы за пределы налоговой юрисдикции Российской Федерации. Комплекс мер в указанном направлении, с одной стороны, должен предусматривать усиление борьбы с теневыми доходами и уклонением от уплаты налогов, с другой, –ужесточение правил при взимании налогов в случаях межгосударственного трансфертного ценообразования. Наряду с этим необходимо совершенствовать и упрощать процедуры декларирования и уплаты небольших сумм налогов Вполне вероятно, что целесообразно введение специальных налоговых деклараций применительно к отдельным видам доходов граждан, если эти доходы не превышают установленных величин. Создание и деятельность так называемых «номинальных» компаний (или «фирм-однодневок») должно пресекаться самым решительным образом, в том числе и через налогообложение.
В сфере налоговой политики также необходимо ввести сверхускоренную амортизацию для вновь вводимого в эксплуатацию высокотехнологичного оборудования, разрешив предприятиям списывать в первый год эксплуатации такого оборудования до 100% его стоимости.
Сейчас прорабатывается вопрос об освобождении от налога на имущества организаций, закупивших новое энергоэффективное оборудование, в первый год его использования. Нужно принимать такое решение, но надо идти дальше, расширив перечень оборудования другими видами наукоемкой, высокотехнологичной продукции.
Кроме того, необходимо предусмотреть льготы по земельному налогу и налогу на имущество организаций для научных и инновационных организаций, а также не облагать НДС операции, связанные с реализацией инновационной продукции. Следует также расширять возможности по предоставлению инвестиционного налогового кредита для инновационных предприятий.
Много нерешенных вопросов в сфере налогового администрирования.
Следует искоренять практику, когда приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке используется налоговыми органами без установления налоговой проверкой факта налоговой задолженности. Такие действия фактически блокируют всю хозяйственную деятельность даже при мизерной задолженности бизнеса.
Необходимо упростить систему бухгалтерского учета, перейти от ежеквартальной отчетности к «ежегодной»; законодательно ввести принцип «одного окна» для налоговой отчетности. Для этого –установить прямой законодательный запрет на повторное истребование документов любым налоговым органом, если налогоплательщик подтверждает описью факт ранее состоявшейся передачи документов.
Отдельно можно выделить меры налоговой поддержки малых и средних предприятий:
–предоставить на время финансового кризиса возможности по получению налоговой отсрочки (рассрочки) при сумме задолженности свыше 1 млн. рублей;
–освободить малые инновационные предприятия от уплаты налога на прибыль организаций в течение первых 2 лет работы (налоговые каникулы), а также уплату 50% суммы данного налога в последующие два года. Для малых инновационных предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, следует увеличить предельный объем дохода, позволяющий применять данный налоговый режим, до 200 млн. рублей;
–предоставить возможность малым предприятиям, имеющим обособленные подразделения в виде представительств, переходить на упрощенную систему налогообложения. Указанная мера будет способствовать выходу малого бизнеса «из тени», снятию излишних барьеров и искусственных ограничений для его функционирования и развития.
Нужно также упростить порядок ведения бухгалтерского учета для плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, по аналогии с предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения.
Ухудшит положение малого и среднего бизнеса отмена с 1 января единого социального налога и переход к так называемым «страховым взносам». Принятые законы существенно увеличивают совокупную финансовую нагрузку на ряд организаций малого бизнеса, использующих специальные налоговые режимы, в частности, на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и уплачивающих единый налог на вмененный доход (для них с 1 января 2011 года общая ставка страховых взносов увеличивается на 20% от фонда оплаты труда).
Нужно подумать над возможными компенсирующими мерами. Это можно было бы сделать посредством снижения налоговых ставок по данным налоговым режимам:
–ставку УСН снизить до 5% (при объекте обложения – «доходы») и до 13% (при объекте обложения –«доходы, уменьшенные на расходы») (сейчас соответственно 6 и 15%);
–ставку ЕНВД снизить до 13% (сейчас 15 %).
Кроме того, следует распространить на плательщиков УСН и ЕНВД льготные размеры страховых взносов на переходный период 2011-2014 годов: 20,2 % на 2011 и 2012 года, 27,1 % на 2013 и 2014 года (по аналогии с плательщиками единого сельскохозяйственного налога).
Таким образом, налоговая политика представляет собой взаимосвязанную совокупность правовых и организационных основ и мероприятий в сфере налоговых отношений, обеспечивающих, во-первых, формирование финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения взятых на себя функций, и оказывающих, во-вторых, регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны.
Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Налоговая политика является частью финансовой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов.
Информация о работе Совершенствование роли налоговой политики в преодолении экономического кризиса