Формы и методы налогового администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Налоговое администрирование — это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью обшей теории и практики управления. Оно основывается также на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике.

Содержание

Введение 3
1. Налоговый процесс 5
1.1. Понятие налогового процесса: его субъекты и объекты. 5
1.2. Составные звенья налогового процесса. 7
2. Цели и функции налогового администрирования. 9
3. Развитие форм и методов налогового администрирования. 11
3.1. Основные функции налогового администрирования. 12
3.2. Вспомогательные функции налогового администрирования. 13
3.3. Основные различия между методиками оценки эффективности деятельности налоговых органов. 16
4. Порядок и формы организации работы налоговых органов в США и Германии. 17
5. Особенности управления налоговой системы в РФ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_nalogovoe_administrirovanie_metody_i_formy.docx

— 71.61 Кб (Скачать файл)

Такого рода сигналы обусловливают  необходимость пересмотра методов  управления налоговым производством. Анализ управленческих действий налоговых  администраций может выявить  недостатки тактического свойства, устранить  которые возможно в оперативном  порядке, то есть без изменения экономико-правовых основ налогообложения. В таком  случае принимаются правительственные  решения о пересмотре методов  налогового управления. Наука и практика могут выявить и потребность  в существенном изменении структур и функций налоговых администраций, направлений налоговой политики и методических основ налогового производства, что становится причиной принятия кардинальных мер, вплоть до проведения очередного этапа налоговой реформы.

Управление налоговым процессом  в целом, включая контроль за отчетностью, сбор налогов и разрешение споров с налогоплательщиками (в досудебном порядке) осуществляют налоговые органы. Принципы и порядок их внутренней организации зависят от конституционного устройства данного государства, от определения места налоговых  органов в финансово-бюджетной  системе страны и от выбранных  целей и приоритетов в налоговой  работе.

Для реализации максимального налогового потенциала страны налоговые органы должны не только строго контролировать исполнение налогового законодательства, но и эффективно выполнять функции  администрирования, к которым относится  и внутренняя организация налоговых  органов, необходимая для выполнения возложенной на них ответственности. Тип организации будет зависеть от того, какая организационная схема представляется налоговым органам наиболее удобной для выполнения их различных функций.

Практический опыт показывает, что  во многих странах органы налогового администрирования были созданы  в ответ на проблемы, которые возникали  в результате развития налоговых  систем. Например, вначале введение, а затем значительное совершенствование  подоходных налогов, развитие налогов  с продаж и НДС, систем налоговых  льгот, новых схем борьбы с уклонением от уплаты налогов, необходимость адекватного  информирования налогоплательщиков, и  обучение персонала - со всем этим приходилось  так или иначе сталкиваться налоговым  органам и не всегда необходимые  меры принимались своевременно.

3. Развитие форм и методов налогового администрирования.

 

Рассмотрим некоторые основные моменты современной концепции  налогового администрирования.

а) Типы организационных систем. Администрирование  налогов может быть организовано по функциональному принципу или  по принципу специализации - по видам  налогов.

При функциональном типе организации  работы налоговых органов различаются  так называемые нормативные функции, которые обычно существуют на национальном уровне, и оперативные функции, к  которым относятся функции, непосредственно  связанные с налогоплательщиками.

При специализированном подходе в  системе налоговых органов выделяются отдельные подразделения, которые  занимаются различными видами налогов.

Вместе с тем, могут существовать и комбинированные типы организационных  структур – т.е., которые имеют  в основном функциональную структуру, но с некоторой специализацией по налогам, или имеющие специализированную структуру, но с выделением некоторых  функциональных подразделений.

б) Виды функций. Функции налогового администрирования обычно делятся  на нормативные и оперативные, а  также на основные и вспомогательные.

Нормативные функции отвечают первой задаче налогового администрирования  налогов, а именно - интерпретации  и применению налогового законодательства и нормативных актов. Эти функции  имеют дело с решением проблем, связанных  с применением законов и иных правовых актов, и обеспечивают исполнение оперативных функций путем разработки и внедрения необходимых методов  и административных процедур, которые  должны гарантировать наивысшую  эффективность оперативной системы. Оперативная система закладывает  основу для реализации другой части  первой задачи налогового администрирования, т.е. для максимизации налоговых  поступлений дохода при минимальных  затратах.

Оперативные функции, в основном, относятся  к деятельности, связанной с фактическим  сбором налогов. В них тем самым  объединяются обе ранее указанные  задачи администрирования налогов, поскольку оперативные функции  способствуют установлению тесного  взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками и от них  зависит добровольное выполнение налогоплательщиками  его обязанностей по уплате налогов.

Таким образом, и те, и другие функции  налогового администрирования могут  включать в себя задачи одинакового  целевого характера, однако некоторые  из них предусматривает решения  только на нормативном уровне (правовые, организационные, методические), тогда  как другие всегда будут выполняться  только на оперативном уровне (например, налоговые проверки, учет налогоплательщиков и сбор налогов).

Теперь выделим основные и вспомогательные  функции налогового администрирования.

3.1. Основные функции  налогового администрирования.

Основные функции включают учет и регистрацию налогоплательщиков, текущий налоговый контроль и  налоговые проверки.

С помощью функции учета и  регистрации налогоплательщиков ведется  постоянный и правильный учет (выявление) всех налогоплательщиков, которые зарегистрировались должным образом (или уклонились от регистрации). Эта функция –  основа всех взаимоотношений между  налоговыми органами и налогоплательщиками.

Функция текущего налогового контроля определяет четко, в установленном  порядке и с учетом актуализации сведений все налоговые обязательства  налогоплательщика (продекларированные или начисленные налоги, денежные штрафы, пени, и т.д.) и налоговые  зачеты в результате совершенных  налогоплательщиком платежей или полученных скидок. Главная цель такого контроля – это возможность определять правильно и точно факты неподачи налоговой декларации или наличия  недоимки по налогам.

Налоговая проверка объединяет все  виды деятельности, направленные на проверку правильности заполнения налоговых  деклараций налогоплательщиком или  определение сумм налогов, сокрытых от налогообложения, в результате проведения проверки или расследования по месту  проживания налогоплательщика или  третьего лица, или в налоговой  инспекции.

3.2. Вспомогательные  функции налогового администрирования.

Вспомогательные функции составляют основу для выполнения основных функций. Рассмотрим некоторые из них:

а) Правовая функция является одной из ведущих вспомогательных функций налогового администрирования; она обеспечивает правильное применение нормативных налоговых актов как налоговыми органами, так и налогоплательщиками. В нее входят также ответы на запросы и исковые заявления налогоплательщиков, помощь всем налоговым органам, а также участие в проектах по изменению налогового законодательства.

б) Кадровая функция. Управление кадрами – ключевая функция любой организации – чрезвычайно важна и для налогового администрирования, особенно, в отношении обучения и переподготовки сотрудников налоговых органов.

в) Функция информирования налогоплательщиков. Для обеспечения высокого уровня исполнения налогового законодательства налогоплательщиками органы налоговых администраций должны иметь соответствующий отдел или подразделения, ответственные за распространение нормативных налоговых документов и оказание помощи налогоплательщикам в правильном исполнении их налоговых обязательств.

г) Организационно-административная функция. Сюда, как правило, относятся службы внутреннего учета и административные службы, отвечающие за материально-техническое снабжение и эксплуатацию рабочего оборудования.

д) Внутреннее информационное обеспечение. Информационные системы сейчас представляют собой базовый элемент, обеспечивающий основу для осуществления важнейших функций налоговой администраций и принятия решений на всех уровнях. Любой орган налоговой службы работает со значительным количеством налогоплательщиков, что предполагает наличие большого объема документов, обработка которых вручную неэффективна и дорого стоит. Для разработки информационной системы, в частности, совершенно необходимо иметь базу данных как базовую основу для осуществления функции контроля за налогоплательщиками (например, предыдущие данные из налоговых деклараций, сведения из других источников, данные по своевременную выполнению налоговых обязательств и т.д.).

Научно-технологические разработки позволяют использовать процедуры  и оборудование (как, например, компьютер, системы микрофильмирования и распечатки информации), которые отвечают потребностям всех функциональных сфер налогового администрирования в целом.

Как очевидно, эффективность налогового администрирования  может оцениваться как со стороны  государства (правительства), так и  со стороны налогоплательщиков. Кроме  того, эффективность деятельности налоговых  органов может определяться и  по ступеням иерархии: как вниз, вышестоящими органами налоговой службы – работы нижестоящих подразделений, так  и вверх - путем оценки деятельности руководства налогового ведомства  со стороны подчиненных им служб и подразделений. В конечном счете основные показатели эффективности деятельности налоговых органов определяются суммой и составом затрат, понесенных государством и налогоплательщиками в связи с применением действующей в данной стране системы налогообложения.

И отсюда видно, что для реализации максимального  налогового потенциала страны налоговые  органы должны не только строго контролировать исполнение налогового законодательства, но и эффективно выполнять функции  администрирования, к которым относится  и внутренняя организация налоговых  органов.

Сейчас  в мировой практике применяются  три типа организации работы налоговых  органов: функциональный, специализированный и комбинированный.  Для каждого  их этих организационных типов существует разное распределение обязанностей среди отдельных звеньев и  подразделений налоговой службы, соответственно и различаются требования и условия деятельности руководителей  и работников этих звеньев и подразделений. В частности, в одних случаях  от них требуется строгое исполнение должностных инструкций (при приеме отчетности от налогоплательщиков), в  других – творческая инициатива (при  отборе отчетности для более углубленной  проверки), в третьих – упорство и последовательность действий (при  взыскании задолженности по налогам), и т.д.

При этом, в рамках распространяющегося сейчас функционального типа организации  налоговых органов четко выделяются три разные задачи деятельности: для  звена сбора и обработки отчетности налогоплательщиков – строгое соблюдение сроков и правил переписки с налогоплательщиками, четкое обеспечение расчетов по налогам; для звена контрольно-аналитической  работы -  эффективное использование  методов выявления сомнительных отчетов налогоплательщиков, установление и выявление укрываемых объектов налогообложения, обоснование доначисления налоговых платежей; для звена  взыскания налоговой задолженности  – выбор оптимальных методов  и средств взыскания задолженности, урегулирования налоговых конфликтов при строгом соблюдении и не нарушении  норм действующего законодательства. Соответственно этим задачам различаются и требования к деятельности руководителей и отдельных работников этих звеньев налоговых органов.

Отсюда, с учетом всех этих обстоятельств, можно  определить цели и задачи применяемых  в мировой практике различных  методик оценки эффективности деятельности налоговых органов.

3.3. Основные различия между методиками оценки эффективности деятельности налоговых органов.

Основные  различия между этими методиками состоят в их:

 а)  адресности (прямом интересе «заказчика»);

б) цели применения методики;

 в)  способа или сферы применения.

Таким образом, выбор применения конкретной методики для конкретной страны в конкретной ситуации определяется ответами на следующие  три вопроса: для кого, с какой  целью, какими средствами или инструментами. Далее приведем альтернативные ответы на все эти вопросы.

   По первому вопросу - для кого?

а) для  государства;

б) для  руководства налоговой службы;

в) для  налогоплательщиков;

г) для  всех вместе взятых.

  По второму вопросу -  с какой целью?

а) собрать  максимально высокую сумму налоговых  сборов;

б) обеспечить строгое соблюдение налоговых законов;

в) стимулировать  производственную и коммерческую деятельность налогоплательщиков;

г) содействовать  повышению налоговой дисциплины в стране.

По третьему вопросу -  какими средствами или  инструментами?

а) активным ведением информационной и консультационной работы;

б) постоянными  и массовыми проверками налогоплательщиков;

Информация о работе Формы и методы налогового администрирования