Формы и методы налогового администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Налоговое администрирование — это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью обшей теории и практики управления. Оно основывается также на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике.

Содержание

Введение 3
1. Налоговый процесс 5
1.1. Понятие налогового процесса: его субъекты и объекты. 5
1.2. Составные звенья налогового процесса. 7
2. Цели и функции налогового администрирования. 9
3. Развитие форм и методов налогового администрирования. 11
3.1. Основные функции налогового администрирования. 12
3.2. Вспомогательные функции налогового администрирования. 13
3.3. Основные различия между методиками оценки эффективности деятельности налоговых органов. 16
4. Порядок и формы организации работы налоговых органов в США и Германии. 17
5. Особенности управления налоговой системы в РФ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_nalogovoe_administrirovanie_metody_i_formy.docx

— 71.61 Кб (Скачать файл)

в) применением  особо жестких методов санкций  и штрафов;

г) принятием  налоговыми органами на себя основной массы работы по составлению налоговой  отчетности налогоплательщиков.

Анализ  современной практики деятельности налоговых органов в разных странах  мира показывает, что для развитых стран характерно сочетание параметров (по вышеприведенным вопросам), соответственно, «г», «б» и «г»; для наиболее отсталых стран мира – «а», «а» и «в»; для стран, отличающихся особо высокими темпами промышленного роста  и экономического развития – «в», «в» и «а». 1

Основная цель деятельности налоговых  органов – максимально полное взимание налоговых платежей в условиях действующего законодательства. Успешное достижение цели неразрывно связано  с совершенствованием деятельности налоговых органов – основного  звена налоговой системы.

4. Порядок и формы организации  работы налоговых органов в  США и Германии.

Рассмотрим  порядок и формы организации  работы налоговых органов на примере  США и Германии.

Основными задачами налоговой службы США установлены  следующие:  
Ø увеличение поступлений от мероприятий по налоговому контролю; 
Ø облегчение процедуры уплаты налогов для налогоплательщиков; 
Ø повышение качества и эффективности работы службы и более полное удовлетворение запросов клиентов.

При этом в организационном плане система  налогового администрирования в  США имеет следующие три уровня:

- на верхнем,  федеральном,  уровне - Служба  внутренних  доходов (СВД), которая осуществляет  контроль за соблюдением налогового  законодательства и сбором федеральных налогов — подоходного налога, налога на недвижимость, налога на дарения, а также некоторых акцизов (Служба внутренних доходов также осуществляет федеральные налоговые программы, утвержденные конгрессом);

- на среднем  уровне - налоговые службы штатов, собирающие налоги и сборы,  вводимые законодательными собраниями  штатов (эти налоги поступают  в бюджеты штатов);

- на нижнем  уровне — местные налоговые  органы, которые взимают налоги, вводимые местными органами власти.

Чтобы успешно  решать задачи сбора и обработки  налоговых деклараций и информации о доходах, СВД располагает по стране 7 региональными отделениями, каждые из  которых осуществляют налогообложение сразу в нескольких штатах, 65 окружными бюро, 9 центрами обслуживания и двумя расчетными центрами, в которых работают общим  числом более 115 тысяч человек. При  каждом региональном управлении действует  также Центр по рассмотрению жалоб, подчиняющийся непосредственно  руководителю управления.

Организационная структура налогового управления строится по функциональному принципу, и состоит  из следующих основных подразделений:

  • Управление обработки налоговых деклараций (30 тыс. служащих по всей стране) — предварительная компьютерная обработка информации, содержащейся в декларациях;
  • Управление проверки налоговых деклараций (35 тыс. служащих) занимается проверкой налоговых деклараций, получаемых из Управления обработки налоговых деклараций.

При этом более  глубокой проверке подвергаются так  называемые «сомнительные декларации» (на их долю приходится не более 1 % от общего количества поступивших деклараций). Кроме того, каждый год проводятся проверки налоговых деклараций людей, занимающихся определенным видом деятельности, которую СВД решила проверить  в этом году. Это могут быть адвокаты и врачи, занимающиеся частной практикой, писатели, журналисты и т.п. Большое  внимание уделяется владельцам малых  предприятий, осуществляющим реализацию продукции за наличные. Программы для этих проверок разрабатывают опытные специалисты, хорошо знакомые с практикой того вида деятельности, который решено проверять. В случае обнаружения ошибок и неточностей в налоговой декларации служащие направляют налогоплательщику уведомление, с тем, чтобы при личной встрече снять возникшие вопросы, но если он не реагирует на него, то передают дело в службу взыскания налогов.

  • - Управление взыскания задолженности по налогам (15 тыс. человек), которая обеспечивает взыскание неуплаченных или недоплаченных налогов.

Она рассматривает  документы и запросы, поступившие  из Управления проверки налоговых деклараций. В случае встреченного явного противодействия  со стороны налогоплательщика, дело передается в Управление криминальных расследований;

  • Управление криминальных расследований (5 тыс. человек) проводит расследование выявленных правонарушений и принимает необходимые действия для исправления ошибок, пропусков, искажений в проверяемых налоговых декларациях или для передачи дел криминальной направленности на рассмотрение в суд;
  • Управление консультирования и обслуживания налогоплательщиков (5 тыс. человек) помогает налогоплательщикам ориентироваться в налоговом законодательстве, издаёт справочные материалы, выпускает свыше 100 бесплатных информационных изданий по финансовой тематике, организует специальные образовательные программы для фермеров и владельцев малых предприятий. Служащие этого управления также оказывают бесплатную помощь в заполнении налоговых деклараций людям с низкими доходами и престарелым;
  • Управление пенсионных программ и некоммерческих организаций (2 тыс. человек) занимается организациями, освобожденными от налогов, а также различными программами, например социальное страхование, частные пенсионные фонды, благотворительные и религиозные организации, и т.п.

Этим  организациям, чтобы получить освобождение от налогов, необходимо направить в  СВД соответствующее заявление;

  • Международный отдел, который занимается налогообложением многонациональных корпораций, иностранных компаний в США, американских компаний за границей, вопросами двойного налогообложения;
  • Управление кадров — в его компетенцию входит найм на работу, подготовка и переподготовка служащих СВД и др. вопросы.

В рамках СВД действует десять региональных компьютерных центров, в которых аккумулируется вся информация о налогоплательщиках. К примеру, в Мартинсбургском компьютерном центре, обрабатывается и хранится вся информация о налогах, уплаченных юридическими и физическими лицами (140 млн. деклараций физических лиц и 60 млн. юридических лиц). При этом в настоящее время до 80% всей информации поступает в центр по электронной почте (банки и страховые компании передают информацию о доходах налогоплательщиков в виде дивидендов и процентов).

СВД также  предоставляет налоговым службам  штатов информационную поддержку, участвует  в общегосударственных программах по оказанию помощи налогоплательщикам в выполнении ими своих налоговых  обязательств, проводит обучение сотрудников  местных и штатных налоговых  служб, участвует и в других совместных программах.

Следует подчеркнуть, что налоговые органы в США применяют  разнообразные  формы помощи для налогоплательщика. Прежде всего, налогоплательщикам высылается комплект налоговых документов: чистая форма налоговой декларации, которую  налогоплательщик представлял в  прошлом году, инструкция по ее заполнению и изменения в налоговом законодательстве, а также информация о том, где  можно получить дополнительную помощь. Налоговые декларации и другие печатные материалы, касающиеся налогообложения  можно получить также и в любой  налоговой инспекции, общественной библиотеке, а также заказать по почте.

В Германии для налоговых органов определены следующие основные направления их деятельности:

- учет налогоплательщиков,- сбор, - обработка и проверка получаемой налоговой отчетности, - расследование нарушений порядка исчисления и уплаты налогов, - информационная помощь налогоплательщикам и их консультирование, - осуществление действий по  программе досудебного разрешения споров.

Основным  документом, определяющим порядок осуществления  процедуры отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, является Инструктивное письмо Министерства финансов  ФРГ от 08.03.81 "О рационализации отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок". По правилам, установленным этим документом, в  Германии используются два способа  отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок:

а) Специальный  отбор. Обеспечивает целенаправленную выборку налогоплательщиков, у которых  вероятность обнаружения налоговых  нарушений представляется наиболее высокой по результатам анализа  всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике. 
Отбор предприятий указанным способом осуществляется отделами контрольных проверок налоговых инспекций на основании анализа данных картотеки предприятий, содержащей всю необходимую информацию о налогоплательщиках, а также с учетом предложений отдела, занимающегося начислением налогов.

б) Случайный  отбор. Предполагает выбор объектов для проведения контрольных проверок на основе применения методов статистической выборки.

При проведение проверок преследуются следующие цели:  обеспечение необходимого охвата предприятий  контрольными проверками;  профилактика налоговых нарушений внезапностью и непредвиденностью контрольных  проверок; оценка общего состояния  налоговой дисциплины на контролируемой налоговым органом территории за счет репрезентативного отбора всех категорий налогоплательщиков для  проверок.

Следует отметить, что с 2002 года налоговые  органы, осуществляющие налоговые проверки, получили право доступа к информации о банковских счетах налогоплательщиков. Налоговые органы также активно  используют и информацию, получаемую из других источников (реестры объектов недвижимости, и т.д.). В связи с этим проводимые в Германии специальные документальные проверки охватывают относительно небольшое количество налогоплательщиков. Так, например, из 160 крупных и средних фирм, действующих на территории г. Берлина, ежегодно проверяются примерно 30 тысяч (всего в Берлине насчитывается около 9 тысяч налоговых инспекторов, из которых 900 специализируются на проведении документальных проверок). В целом под документальную проверку ежегодно подпадают 19 % крупных, 7 % средних и 2 % малых предприятий. При этом средняя продолжительность контрольных проверок составляет: на крупном предприятии — 25-30 дней; на среднем предприятии — 15 дней; на малом и мелком предприятиях — 6-8 дней.

Проверка  среднего, малого или мелкого предприятия  осуществляется, как правило, силами одного проверяющего, в то время  как крупного — группой из двух или трех человек.

Необходимо  отметить, что эффективному налоговому контролю способствует развитая банковская система, высокий уровень компьютеризации  налоговой службы, наличие соответствующей  статистической и аналитической  базы. Все это дает возможность  контролировать соответствие доходов  и расходов граждан, которые играют основную роль в бюджетных поступлениях Германии.

В отношениях между налогоплательщиками, налоговыми органами и налоговыми консультантами особое место занимает информационное взаимодействие между налоговым  органом и лицами, оказывающими услуги по налоговому консультированию. Отношения  между финансово-налоговыми органами и налоговыми консультантами в Германии регулируются  Законом «О налоговом  консультировании».

В основном цели и задачи налогового консультирования в Германии заключаются в том, что налоговые консультанты предлагают своим клиентам (налогоплательщикам) на договорной основе услуги, которые  способствуют лучшему и качественному  выполнению ими своих налоговых  обязанностей.

Клиенты обращаются к налоговому консультанту, как правило,  с целью подготовки необходимой для предоставления в налоговые органы налоговой  документации. Со стороны последнего налогоплательщик получает гарантию, что консультант будет принимать  все меры, чтобы оградить клиента, как от переплаты, так и от недоплаты  налогов.

В этой системе  существуют определенные преимущества и для налоговых органов. Опыт показывает, что качественное налоговое  консультирование влияет на повышение  эффективности деятельности в налоговых  органах.

Налоговых консультантов в Германии принято  считать неотрывной составной частью системы правосудия в области  налогового права. Они обязаны на основе отведенных им полномочий, придерживаясь  общепризнанных норм профессиональной этики представлять, защищать и оспаривать законные интересы и права своих  клиентов перед налоговыми органами и правосудием. Значительное место  здесь занимает досудебная процедура  рассмотрения налоговых споров.

Налоговые консультанты призваны и способны выступать  в качестве посредника между налогоплательщиком и налоговым органом. Посредническая деятельность большей частью складывается из передачи информации приспособленной  для восприятия другой стороной. Обмен  информацией между налоговыми органами (зачастую также другими органами власти) и налоговыми консультантами в Германии осуществляется разными  способами и путями в зависимости  от (административного) уровня причастных сторон.

При этом различают следующие две разновидности  информационного взаимодействия между  налоговыми органами и налоговыми консультантами.

Первая  имеет место при отношениях отдельно взятого налогоплательщика и  подведомственного налогового органа с целью решения каких-то конкретных, индивидуальных вопросов. Корреспондируют, как правило, ответственные должностные  лица налогового органа и консультант  данного налогоплательщика.

Информация о работе Формы и методы налогового администрирования