Шпаргалка по "Налоговому администрированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Налоговому администрированию".

Вложенные файлы: 1 файл

налоги билеты.doc

— 684.50 Кб (Скачать файл)
 

1. Государство и  налоги. Причины возникновения  налоговых платежей

Налоги  как основной источник образования государственных  финансов через изъятие  в виде обязательных платежей части общественного  продукта известны с  незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования. По словам английского экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников"

Возникновение налогов относят  к периоду становления  первых государственных  образований, когда  появляется товарное производство, формируется  государственный  аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих  преимущественно  натуральную форму. Подданные несли  повинности личного  характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.

По  мере развития и укрепления товарно-денежных отношений  налоги постепенно принимают  почти повсеместно  исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства. 

2. Содержание налоговой  политики

Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Главный источник государственных доходов являются налоги.

Положение налогового права  служат отправным моментом в осуществлении налоговой политики.

Налоговая политика — комплекс мероприятий в  области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые  льготы, объекты и  ставки налогов служат проявлением налоговой  политики. Это также  правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Задачи  налоговой политики:

обеспечению государства финансовыми  ресурсами,

созданию  условий для регулирования хозяйства страны в целом,

сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений  неравенства в  уровнях доходов  населения.

Всю совокупность задач  налоговой политики можно условно  разделить на три  основные группы:

1. Фискальная —  мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

2. Экономическая; или  регулирующая, —  направлена на  повышение уровня  экономического развития  государства, оживление  деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

3. контролирующая —  контроль за деятельностью  субъектов экономики.

Одна  из основных задач  государственной  налоговой политики на современном этапе — создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т. е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

Условно выделяют три возможных  типа налоговой политики:

Первый  тип — высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй  тип налоговой политики — низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий  тип — налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Черты:

- четкое определение  проблем, стоящих перед экономикой страны;

- ранжирование целей  по степени их  важности и концентрация  усилий на достижении  наиболее важных  из них;

- проведение аналитической  работы и изучение  зарубежного опыта  налоговых реформ, четкое представление  об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;

- оценка эффективности  реализации подобных  программ в прошлом;

- анализ имеющихся  в распоряжении  инструментов;

- корректировка политики  с учетом национальной  специфики и специфики момента времени.

На  практике налоговая  политика осуществляется через налоговый  механизм, который  представляет собой  совокупность организационно-правовых форм и методов  управления налогообложением.

Государство придает этому  механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны.

К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода.

В основе первого подхода  лежит положение  о том, что те физические и юридические  лица, которые имеют  более высокие  доходы, должны платить  и более высокие  налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

Второй  подход основан на том, что более  высокие налоги должен платить тот, кто  получает большую  выгоду от предоставляемых  обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги, предоставляемые обществом за счет бюджетных средств. Основной, однако, недостаток обеих концепций заключается в том, что, во-первых, определить сумму тех благ, которые отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют. Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции. Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения.

Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие:

применение  налоговых льгот  не носит избирательного характера;

инвестиционные  льготы предоставляются  исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных  инвестиционных программ и заданные объемы производства;

применение  льгот не должно наносить существенного ущерба государственным  экономическим интересам;

порядок действия налоговых  льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне.

Другим  важным инструментом государственного налогового регулирования экономики  являются налоговые  санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции  применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих и карающих органов. 

3. Сущность налогов  как экономической  категории и назначение  налогов.

Экономическая сущность налогов

Налоги, их сущность и функции  в системе экономических  отношений привлекали внимание ученых многих поколений. В целом налогообложение прошло длительный путь в своем развитии. Первое упоминание о налогах относится к IV в. до н. э. Возникновение налогов связывают с периодом появления первых государств, с разделением общества на классы. Появление государства приводит к тому, что, выражая интересы различных классов общества оно вырабатывает экономическую, экологическую, демографическую, социальную и др. политику, для реализации которых необходимы денежные средства. Кроме этого, для того чтобы управлять обществом, государство вынуждено содержать огромный аппарат принуждения армию, милицию, налоговую полицию, чиновников и др. Для данной категории работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.

Таким образом, для обеспечения выполнения различных общественных программ и материального благополучия (армии, милиции, чиновникам и др.), государству необходимы огромные суммы средств.

В докапипалистическую  эпоху значительная часть государственных  потребностей покрывалась доменами доходами от недвижимости, главным образом от земли, находящейся в собственности главы государства короля, императора, монарха, и регалиями доходами от монопольного права государства на занятие определенной хозяйственной деятельностью. По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается (продается, дарится и т.п.) и доходы от нее уменьшаются. Сокращение собственных доходов государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства и приобретают преимущественно денежную форму. Таким образом, налоги как экономическая категория носят исторический характер. Они изменялись вместе с развитием государств. Кроме того, объектом налоговых отношений является движение стоимости в денежной форме. Оно носит односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно ничего не получает за свой платеж.

Налоги  выражают реально  существующие отношения, связанные с процессом изъятия части стоимости валового внутреннего продукта. Налоговые отношения это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Такие доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений. В нормативных документах употребляется термин бюджетно-налоговые отношения, что отражает специфику данной категории.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому администрированию"