Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 14:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Налоги".
* в отношении налога законодательство устанавливает принудительный характер взимания; сборы отличаются относительной добровольностью (но это не договорные платежи);
« налоги уплачиваются на постоянной основе, периодически; сборы в большинстве случаев разовые платежи;
* налоги — абстрактные платежи,
задача которых удовлетворить
общественные потребности. При
уплате сбора всегда
Законодательство
Обязательные государственные
изъятия в зависимости от метода
мобилизации государственных
Неналоговый платеж (квазиналог, парафискалитет) – обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства, отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регламентируются финансово-правовыми нормами. К подобным платежам относятся доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий, обязательные страховые социальные взносы. Отличительной чертой парафискалитетов является взимание их в пользу лиц, не являющихся органами власти или управления.
Разовые изъятия – платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).
По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Эти налоги подразделяются на:
Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.Косвенные налоги подразделяются на:
В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать акты налогового законодательства, налоги подразделяется на:
федеральные (общегосударственные) налоги – элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории.
региональные налоги, – элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
местные налоги, – которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти,
По целевой направленности введения налогов различают:
абстрактные (общие) налоги – предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
целевые (специальные) налоги – вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов.
В
зависимости субъекта-
налоги, взимаемые с физических лиц;
налоги, взимаемые с предпринимателей и организаций;
смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.
По уровню бюджета, в который зачислен налоговый платеж различают:
закрепленные налоги – непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
По порядку введения налоговые платежи делятся на:
общеобязательные налоги, – которые взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который они поступают;
факультативные налоги, - которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.
По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
срочные налоги
периодично-календарные налоги
В зависимости от особенностей определения размера налогового платежа, налоги подразделяются на раскладочные (репартиционные) и количественные (долевые, квотативные)
Раскладочные (репартиционные) Их размер определяли исходя из потребности совершить конкретный расход. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками – на каждого налогоплательщика приходилась определенная сумма налога.
При установлении количественных (долевых, квотативных) налогов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходность) налогоплательщика.
7 Структура налога
В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно утвердить: обязанное лицо, размер обязательства, порядок и сроки его исполнения, границы требований государства в отношении имущества плательщика и др.
Элементы налога, которые позволяют понять и всесторонне изучить тот или иной налоговый платеж образуют структуру налога.
Те элементы, без которых
налоговое обязательство и
налогоплательщики;
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Факультативные элементы – те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся:
порядок удержания и возврата, неправильно удержанных сумм налога;
ответственность за налоговые правонарушения;
налоговые льготы;
форма отчетности по этим налогам.
Представительные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как существенные, так и факультативные элементы налогообложения.
Дополнительные элементы налогов – те, которые не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. К ним относятся:
предмет налога;
масштаб налога;
единица налога;
источник налога;
налоговый оклад;
получатель налога.
На практике целесообразно применять все приведенные выше элементы для того, чтобы точно определить налог, порядок его исполнения и уплаты.
8. Субъект налогообложения.
Налогоплательщик
(субъект налогообложения). Налогоплательщиками
и плательщиками сборов признаются
организации и физические лица, на
которых в соответствии с НК РФ
возложена обязанность
Лица, осуществляющие прием средств от плательщиков налогов или сборов в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет, называются сборщиками налогов и сборов (таможенные органы и органы связи).
Если в соответствии с законодательством налогоплательщик может не уплачивать налог самостоятельно, то суммы налога удерживаются у источника выплаты. В данном случае источник выплаты признается налоговым агентом, который обязан удерживать и перечислять исчисленную сумму в бюджет. Например, по налогу на доходы физических лиц организацияработодатель, по НДС российские организации, перечисляющие средства иностранным предприятиям, не состоящим на налоговом учете в РФ; по налогу на доходы иностранных юридических лиц организации и любые другие лица, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам.
Физические лица: резиденты (физическое лицо находящееся на территории РФ не меньше 183 дней — 12 мес взятых подряд (после 183 дней нерезиденты — 30%, резиденты — 13 %), нерезиденты. Уполномоченный по закону ( родители детей до совершеннолетия), руководитель организации (бухгалтер), уполномоченный по доверенности.
9. Предмет и объект налогообложения.
Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения.
Предмет налогообложения— это реальная вещь ( земля автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и др.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет налогового обложения обозначает признаки фактического ( не юридического) характера. Предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий; объект же налога — право собственности на землю.
10. Масштаб налога и единица налога.
Масштаб налога - это установленные законодательством
параметры измерения предмета налога.
Масштаб налога определяется через стоимостные
или физические показатели предмета налога.
Так, налоговое измерение жилого дома
как предмета налогообложения (при подомовом
налоге или налоге на жилые строения) можно произвести (что и фактически
делалось в различные времена) через объем
дома, его площадь (жилую и нежилую), количество
окон, количество входных дверей, количество
печей (что породило так называемый «очажный
налог») или количество печных труб на
крыше («трубный налог» или «налог с дыма»),
стоимость дома и т. п.
Единица налога -- это единица масштаба налога, которая используется для количественно
Например, в приведенном выше случае при налогообложении строения мы будем иметь «объемный масштаб», где единицей обложения выступит кубический метр, «оконный масштаб», где единицей обложения выступитодно окно, «печной» масштаб, где единицей выступит одна печь, «трубный масштаб», где единицей обложения будет выступать количество труб на крыше, «стоимостный» масштаб, где единицей выступит одна денежная единица национальной валюты и т. п.
11.Налоговая база.
Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить параметр, который будет положен в основу измерения объекта налогообложения. Но налоговая база – это не просто параметр; это параметр, выраженный в определенных единицах налогообложения. Таким образом, налоговая база представляет собой размер (величину) объекта налогообложения в единицах налогообложения.
Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются по каждому налогу отдельно. Задача законодателя в том, чтобы из множества параметров выбрать наиболее оптимальный и затем определить порядок исчисления налоговой базы применительно к конкретному налогу. Нередко у разных налогов такие параметры совпадают, но при этом налоговые базы всегда исчисляются по-разному.
В НК предусматривается два метода учета налоговой базы – кассовый и накопительный. При кассовом методе для исчисления налоговой базы учитываются только те доходы (расходы), которые реально получены (произведены) налогоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество передано в собственность и т.п. При накопительном методе главным для исчисления налоговой базы является момент возникновения имущественных прав и обязательств. Доходами здесь признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика.
12. Налоговый период.
Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период показывает, как часто требуется платить тот или иной налог. Поэтому уплата налогов предполагает определенную регулярность, систематичность. Так, по налогу на доходы физических лиц налоговый период составляет один календарный год, по единому налогу на вмененный доход – квартал, по акцизам – календарный месяц.
Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Так, налоговый период по НДС, акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на игорный бизнес не имеет отчетных периодов и не подразумевает уплату авансовых платежей. В то же время единый социальный налог, налоги на прибыль и на имущество организаций исчисляются и уплачиваются с учетом авансовых платежей по итогам отчетных периодов. На отчетные периоды разбиваются длительные налоговые периоды (например, календарный год). Это обусловлено требованием регулярного и равномерного поступления налоговых платежей в бюджет в течение всего финансового года.