Шпаргалка по дисциплине "Налоговое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 01:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содердит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Налоговое право".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры Налоговое право.doc

— 537.00 Кб (Скачать файл)

1 Понятие налога и его экономическая сущность

     Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

     Данное  определение отражает определенные признаки налога: Обязательность, Безвозмездность, Денежная форма уплаты налога, Внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

     Экономическая сущность налогов заключается в  изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего  продукта (ВВП) в виде обязательного  взноса.

     Всеобщим  исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта обложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства.

     Распределение ВВП предусматривает две стадии: 1) образуются первичные денежные доходы; 2) денежные доходы участников общественного  производства распределяются в пользу государства: работники платят налог  на доходы физических лиц в бюджет, предприятия платят налоги на прибыль и другие налоговые платежи.

 

2 Понятие и сущность сбора и пошлины

     Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения юридически значимых действий в отношении их государственными органами.

     Основные  отличия налогов от сборов заключаются  в следующем: 1. сборы призваны компенсировать расходы органов государственной власти. Налоги призваны финансировать деятельность государства в целом. 2. Признаком налога является безвозмездность. Сбор же является относительно возмездным платежом - уплатив сбор, субъект получает взамен определенное право, статус, разрешение и т. д. 3. Сбор является разовым платежом, а для налога характерна стабильность и длительность отношений. 4. Вступление лица в отношение с государством по поводу уплаты налога носит для этого лица принудительный характер. Вступление же в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица добровольный характер, поскольку добровольным является само обращение к государству за тем, что обусловлено уплатой налога.

 

3 Возникновение налогообложения

     Многие  стороны современного налогообложения  зародились и возникли в Древнем Риме. Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, проведена оценка налогового потенциала с целью более справедливого распределения налогов. Государственные чиновники были наделены правом уменьшать налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Главным источником доходов служил поземельный налог. Облагалась налогом и другая собственность. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота и особый налог при торговле рабами. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства.

     В Древней Греции существовал поимущественный  налог, налог на иностранцев, экспортные и импортные таможенные пошлины, рыночные сборы и др. Все отрасли хозяйства облагались налогом: ввоз и вывоз товаров, продажи, покупки, договоры, коммерческие сделки. Действовал налог на скот, постройку плотин, подушный налог.

     Для налогов при феодализме характерна их бесчисленность, непомерная тяжесть, произвол и субъективность взимания.

     В Европе XVI–XVIII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов.

     Развитие  демократических процессов в  европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 г. в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации.  Данный принцип был повторен и в 1648 г., а в 1689 г. «Билль о правах» окончательно закрепил за представительными органами власти утверждение всех государственных расходов и доходов.

     Во  Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 г. после Великой французской революции. 

     С утверждением капиталистических отношений  потребность в налогах не исчезает. Возникает новое качество налогов: отмена поголовных налогов, справедливость в обложении, недопустимость налоговых привилегий, учет видов налогов. Встала проблема платежеспособности, определяется понятие «необлагаемый минимум», устанавливаются налоги с прогрессивными ставками и т. д.

     Отношение к налогам привлекает ученых и государственных деятелей. Основоположником теории налогообложения является шотландский экономист и философ Адам Смит. А. Смит указал на четыре признака налогообложения, составления и классификации:

  ■ равномерность (подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и си 
лам, т. е. соответственно доходу, участвовать в содержании правительства;

  ■ определенность, (налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика);

  ■ удобство (каждый налог должен взиматься  в то время или тем способом, когда и как плательщику должно 
быть удобнее платить его);

  ■ дешевизна (каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из доходов народа 
возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

     Дж. С. Миль дополнил систему А. Смита  еще одним общим принципом  налогообложения — налог должен взиматься с доходов, а не с капитала. Чрезвычайно важно, чтобы налогообложение не наносило ущерба национальному капиталу. Налогообложение любой страны не должно превышать наиболее высоких налоговых ставок, существующих в настоящее время в развитых странах. В результате будет исключена опасность лишения страны путем налогообложения части ее капитала. Однако ни одна фискальная система не в состоянии обеспечить положение, при котором налоги выплачивались бы только за счет доходов, совершенно не затрагивая капиталов. Все налоги, в определенном смысле, частично выплачиваются из капитала, а в бедной стране вообще невозможно ввести ни одного налога, который не сдерживал бы роста национального багатства.

4 Этапы развития налогообложения

     Налогообложение — это совокупность денежных отношений, одним из участников которых непременно является государство или муниципальное образование, посредством которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством принятых на себя конституционных функций по решению экономических, социальных, политических и иных задач. Налоги являются одновременно и экономической, и исторической категорией: они возникают, развиваются, видоизменяются со временем. Можно выделить по крайней мере два этапа их развития. Первый — неразвитая форма налогов. Его характерными чертами являются: - непроизводительное использование собранных средств. До 2/3 бюджета расходовалась на военные цели; - незначительное регулирующее влияние налогов на экономику; - неразвитость финансовой системы, состоявшей практически из одного звена — бюджета. Финансовые отношения были связаны исключительно с формированием и использованием бюджета.

     Второй этап развития обложения, напротив, характеризуется многозвенностью финансовых систем, высокой степенью регулирующего воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. Повсеместно происходит огосударствление значительной части национального дохода. Если в начале XX в. в ведущих странах перераспределялось через финансовую систему 9–18% национального дохода, то в настоящее время этот показатель составляет 30–50 и даже 70%. Располагая огромными фондами денежных средств, правительства многих государств, международные финансовые организации оказывают существенное воздействие на процесс воспроизводства. Они применяют различные приемы и методы прямого и косвенного регулирования экономики. Расширилась сама сфера налоговых отношений. В форме налогов государство стало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов. Материальным источником денежных фондов выступает национальный доход государства — вновь созданная стоимость. Поэтому условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода.

  5 Роль налогов в формировании финансов современного государства

     Налоги  олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана  с формированием денежных доходов  государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

     В рыночной экономике без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.

     Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

     Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

 

6 Научная мысль о значении и роли налогов в истории человеческой цивилизации

     Налогообложение — это совокупность денежных отношений, одним из участников которых непременно является государство или муниципальное образование, посредством которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством принятых на себя конституционных функций по решению экономических, социальных, политических и иных задач. Налоги являются одновременно и экономической, и исторической категорией: они возникают, развиваются, видоизменяются со временем.

     В историческом плане существовало достаточно много попыток выяснить и познать  сущность и природу налогообложения. Поиск приемлемых научно-прикладных вариантов взаимодействия публичных и частных субъектов шел в рамках глубоких политических, социально-экономических, правовых преобразований, которые затрагивали все стороны жизнедеятельности общества. Все это предполагало возникновение достаточно большого количества мнений, которые в конечном счете привели к формированию более или менее стройных научных теорий.

       Одной из первых является теория  общественного (публичного) договора - Б. Спиноза, Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо. Государство и плательщик заключают неписаное соглашение, согласно которому государство поддерживает порядок в обществе, защищает плательщика от внешних врагов, осуществляет иные полезные обществу услуги, а плательщик оплачивает эти услуги государства налогами.

       Атомистическая теория появилась  в эпоху Просвещения (Ш.Л. де  Монтескье, СП де Вобан). Налог  - плата, вносимая гражданами за  охрану личной и имущественной  безопасности, за защиту государства  и другие услуги, то есть цена  за услуги государства.

       Теория наслаждения и удобств  - Ж.С. Сисмонди. Налог - цена, уплачиваемая  гражданами за полученные ими  от общества наслаждения от  общественного порядка, справедливого  правосудия, обеспечения свободы  личности и права собственности. 

       Теория страхования - В. Петти, Д.Р. Мак-Куллох, А. Тьер. Налоги - страховой платеж, уплачиваемый плательщиками государству на случай наступления какого-либо риска. При наступлении страхового случая плательщик финансирует затраты правительства по обеспечению общественного порядка и защиты собственности.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Налоговое право"