Выездная проверка как форма контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах1.

Содержание

Введение
Глава I. Правовая природа налогового контроля
1.1 Налоговый контроль как функция налогового органа
1.2 Формы и методы налогового контроля по действующему законодательству
Глава II. Камеральная проверка как форма налогового контроля
2.1 Сущность и значение камеральной налоговой проверки
2.2 Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3 Оформление результатов камеральной проверки
Глава III. Выездная проверка как форма контроля
3.1 Понятие и сущность выездной налоговой проверки
3.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки
3.3 Оформление результатов выездной налоговой проверки
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

выездные налоговые проверки.docx

— 111.39 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I. Правовая природа  налогового контроля

1.1 Налоговый контроль  как функция налогового органа

1.2 Формы и методы налогового  контроля по действующему законодательству

Глава II. Камеральная проверка как форма налогового контроля

2.1 Сущность и значение  камеральной налоговой проверки

2.2 Порядок проведения  камеральной налоговой проверки

2.3 Оформление результатов  камеральной проверки

Глава III. Выездная проверка как форма контроля

3.1 Понятие и сущность  выездной налоговой проверки

3.2 Порядок проведения  выездной налоговой проверки

3.3 Оформление результатов  выездной налоговой проверки

Заключение

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность  уплаты установленных налогов и  сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять  его функции, в том числе социально-значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить  установленные виды налогов и  сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим  лицам. Для обеспечения обязанности  по уплате налогов и сборов созданы  специализированные государственные  органы, уполномоченные по контролю и  надзору в сфере налоговых  правоотношений. В данной статье будет  рассмотрен механизм контроля и надзора  за соблюдением законодательства о  налогах и сборах и его основной инструмент - налоговые проверки.

Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством  его достигается упорядоченность  налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые  органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и  сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации  налоговые органы обязаны осуществлять контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах1.

В целях осуществления  налогового контроля налоговые органы вправе:

- требовать от налогоплательщика  или налогового агента документы  по формам, установленным государственными  органами и органами местного  самоуправления, служащие основаниями  для исчисления и уплаты (удержания  и перечисления) налогов, а также  пояснения и документы, подтверждающие  правильность исчисления и своевременность  уплаты (удержания и перечисления) налогов;

- проводить налоговые  проверки в порядке, установленном  НК РФ;

- определять суммы налогов,  подлежащие внесению налогоплательщиками  в бюджет (внебюджетные фонды)  расчетным путем на основании  имеющейся у них информации  о налогоплательщике, а также  данных об иных аналогичных  налогоплательщиках, в случаях отказа  налогоплательщика допустить должностных  лиц налогового органа к осмотру  (обследованию) производственных, складских,  торговых и иных помещений  и территорий, используемых налогоплательщиком  для извлечения дохода либо  связанных с содержанием объектов  налогообложения, непредставления  в течение более двух месяцев  налоговому органу необходимых  для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и  расходов, учета объектов налогообложения  или ведения учета с нарушением  установленного порядка, приведшего  к невозможности исчислить налоги;

- требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей  устранения выявленных нарушений  законодательства о налогах и  сборах и контролировать выполнение  указанных требований;

- взыскивать недоимки  по налогам и сборам, а также  взыскивать пени в порядке,  установленном НК РФ.

Налоговый контроль - это  один из важнейших институтов налогового законодательства. Он является составной  частью государственного финансового  контроля.

Сущность налогового контроля состоит в проверке соблюдения налогоплательщиками  законодательства о налогах и  сборах, в том числе проверке правильности исчисления, полноты и своевременности  уплаты налогов и сборов.

В Российской Федерации преобладает  последующий налоговый контроль. Однако оптимальным и наиболее эффективным  вариантом является сочетание предварительного, текущего и последующего контроля.

Налоговые проверки являются основной и, как показывает практика, наиболее эффективной формой налогового контроля. Обратите внимание, что в  ходе них возможны такие мероприятия (которые рассматриваются наряду с этим как самостоятельные формы  налогового контроля), как получение  объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета  и отчетности, осмотр помещений и  территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.

Цель данной дипломной  работы заключается в том, чтобы  изучить и проанализировать налоговый  контроль.

В соответствии с поставленной целью в данной дипломной работе были решены следующие задачи:

1. Рассмотреть правовую  природу налогового контроля;

2. Проанализировать камеральную  проверку как форму налогового  контроля;

3. Изучить выездную проверку  как форму контроля.

Методологической основой  для написания дипломной работы послужили нормативные правовые акты по организации налогового контроля в Российской Федерации и Чувашии, а также научные труды отечественных  авторов, статьи, интервью, рецензии, подборки документов, посвященные различным  аспектам ипотеки и проблеме развития налогового контроля в России и Чувашии.

В соответствии с поставленной целью и задачами дипломной работы была определена ее структура, которая  сложилась из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава I. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА  НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

1.1 Налоговый контроль  как функция налогового органа

 

Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросу соблюдения и  исполнения требований законодательства в области исчисления и уплаты налогов и сборов.

Само слово "контроль" имеет латинские корни. И это  не случайно. Организация эффективного налогового контроля входила в число  важнейших задач, которые решал  римский император Август Октавиан. Для ее выполнения во всех провинциях Древнего Рима им были созданы финансовые учреждения, в компетенцию которых, помимо контроля над сроками поступления  налогов, входили оценка и определение  налоговых взносов общин2.

В настоящее время в  России продолжается реформа налогового администрирования. Свидетельство  тому - многочисленные изменения в  Налоговом кодексе. Одни из наиболее ощутимых изменений внесены Федеральным  законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О  внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации и в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в связи с осуществлением мер  по совершенствованию налогового администрирования".

В настоящее время правовое основание осуществления налогового контроля - глава 14 Налогового кодекса. В пункте 1 статьи 82 Налогового кодекса  приводится законодательная дефиниция  данного правового института. В  силу указанной нормы налоговым  контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками  сборов законодательства о налогах  и сборах в порядке, установленном  настоящим кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых  органов в пределах своей компетенции  посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.

В научной литературе принято  классифицировать налоговый контроль на предшествующий, текущий и последующий. К предшествующему контролю отнесены профилактические мероприятия по разъяснению  налогового законодательства с целью  его правильного практического  применения. К такого рода контрольным  мероприятиям стоит отнести представление  и использование письменных разъяснений  по вопросам налогового законодательства. Текущий контроль представляет собой  мероприятия, проводимые в процессе исполнения законодательства о налогах  и сборах с целью предотвращения налогового правонарушения. К таким  контрольным мероприятиям можно  отнести камеральные проверки. Последующий  контроль направлен на выявление  налоговых правонарушений и применение ответственности за их совершение. Очевидно, что в данном случае речь идет о выездных проверках3.

Одной из важнейших проблем  системы налогового администрирования  является проблема направленности налоговых  органов на собираемость налогов. В  иностранных государствах для осуществления налогового контроля создаются специализированные налоговые управления (отделы, дирекции и др.). В одних случаях эти ведомства обособлены от Министерства финансов (Япония, Швеция), в других - являются его структурными подразделениями (Италия, США, Великобритания). Подобные управления нацелены на постоянный и эффективный контроль за взиманием платежей в бюджет и не связаны с осуществлением неналоговых обязанностей, таких как планирование и выполнение функций фискальных агентов, отвечающих за доходы государства.

В рамках реализации основных направлений налогового реформирования помимо совершенствования отдельных  налогов достигнуто определенное упрощение  налоговой системы путем отмены налога с продаж, налога на имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Положительным результатом  налогового реформирования также является введение специальных налоговых  режимов в виде упрощенной системы  налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных  видов деятельности, а также для  сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленных на снижение налогового бремени для налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения  и администрирования.

Вместе с тем российской налоговой системе присущи некоторые  недостатки:

- чрезмерная фискальная  направленность и недостаточное  использование налоговых механизмов  в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской  активности, расширения производства;

- наличие потенциальных  возможностей уклонения от уплаты  налогов, побуждающих развитие  теневого сектора экономики;

- недостаточно эффективная  система механизмов налогового  администрирования, отсутствие обеспечения  законных прав и интересов  налогоплательщиков.

Все это говорит о необходимости  совершенствовать механизм налогового администрирования. Как уже указывалось, много было сделано для этого  принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений  в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации  и в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с осуществлением мер по совершенствованию  налогового администрирования". Многие из данных положений теперь в наибольшей мере отвечают требованиям защиты прав и законных интересов налогоплательщика. Приведем несколько примеров.

Срок выездной проверки теперь исчисляется с момента вынесения  решения о назначении проверки и  до момента составления справки  о проведенной проверке, т.е. срок выездной налоговой проверки определяется теперь календарным промежутком, а  не временем фактического нахождения проверяющих. Кроме того, теперь по итогам повторной проверки налогоплательщику  могут быть начислены штрафные санкции, если первоначальная налоговая проверка не выявила нарушений (ст. 89). Прописана  процедура вынесения решения  по результатам проверки.

Налогоплательщик получает нормативно установленную возможность  ознакомиться с содержанием претензий  к нему со стороны налоговиков  и соответственно подготовить свои аргументы до принятия налоговым  органом решения. Кроме того, решение  налогового органа о привлечении  к налоговой ответственности  и об отказе в привлечении к  налоговой ответственности не вступают в силу, если эти решения в течение 10 дней налогоплательщик обжаловал в вышестоящий налоговый орган. В этом случае до разрешения спора с налогоплательщика не взыскиваются пени, штрафы.

Вместе с тем введенный  законопроект содержит и отрицательные  тенденции. Так, в силу новых изменений  налоговый орган не вправе проводить  у налогоплательщика в течение  одного года более двух выездных налоговых  проверок4.

Однако из этой нормы есть целый ряд исключений, в результате чего проверка может проводиться  до 15 месяцев.

В отношении камеральной  проверки запрет налоговому органу истребовать  документы помимо деклараций и расчетов не распространяется на камеральную  проверку заявленного возмещения по НДС.

Статья 82 Налогового кодекса  предусматривает особенности в  проведении налогового контроля при  выполнении соглашений о разделе  продукции. Особенности осуществления  такого контроля определяются главой 26.4 Налогового кодекса.

Во-первых, эти особенности  связаны с учетом налогоплательщиков при выполнении таких соглашений. Плательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению  участка недр, предоставленного инвестору  в пользование на условиях соглашения. Однако из этого правила есть исключение: если участок недр, предоставляемый  в пользование на условиях соглашения, расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, постановка налогоплательщика  на учет производится в налоговом  органе по его местонахождению.

Информация о работе Выездная проверка как форма контроля