Налоговая система в экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Государству для осуществления его функций необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство для формирования бюджета использует различные источники доходов, но на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую доходную часть бюджета. В Российской Федерации их доля составляет 80%.Структура налогов в развитых странах приведена в табл 1.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие и функции налоговой системы России……………5
Раздел 2. Налоговая система в экономике РФ…………………………17
Параграф 1.1 Понятие налоговой системы……………………………5
Параграф 1.2 Функции налоговой системы России…………………… 7
Параграф 1.3 Принципы построения налоговой системы…………….15
Параграф 2.1 Элементы российской налоговой системы…………….. 17
Параграф 2.2 Совершенствование налоговой системы России……….24
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы…………………….…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работы по экономической теории.docx

— 55.57 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3

Раздел 1. Понятие и функции налоговой системы России……………5

Раздел 2. Налоговая система  в экономике РФ…………………………17

 Параграф 1.1 Понятие налоговой системы……………………………5

Параграф 1.2 Функции налоговой системы России…………………… 7

Параграф 1.3 Принципы построения налоговой системы…………….15

Параграф 2.1 Элементы российской налоговой системы…………….. 17

Параграф 2.2 Совершенствование налоговой системы России……….24

Заключение…………………………………………………………………28

Список литературы…………………….………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государству для осуществления  его функций необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство  для формирования бюджета использует различные источники доходов, но на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа  собирания денежных средств, чем  налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими  источниками доходов большую  доходную часть бюджета. В Российской Федерации их доля составляет 80%.Структура налогов в развитых странах приведена в табл 1.

Таблица 1 Структура налогов  в развитых странах (% ко всем налоговым  поступлениям ,2009г)

Страна

Прямые

Косвенные

США

95,5

4,5

Япония

59,6

40,4

Великобритания

59,4

40,6

Германия

42,5

57,5

Франция

37,3

61,9


 

 Налоги обеспечивают  реализацию социальной, экономической,  оборонной и других функций  государства. Они идут на содержание  государственного аппарата, армии,  правоохранительных органов, финансирование  образования, здравоохранения, науки.  Из собранных в виде налогов  средств государство строит школы,  высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия;  платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств  идет на социальные пособия  пожилым и больным людям, защиту  здоровья матери и ребенка,  окружающей среды и т.д.… 

 Хотя налоги чаще  вызывают возмущение, чем одобрение  общества, без них ни одно государство  существовать не сможет.

Я выбрала тему налогообложения, т.к. она очень актуальна именно в России, в стране с развивающимися рыночными отношениями, где большинство  предпринимателей, юридических и  физических лиц пытаются уклониться от уплаты налогов, следуя высказыванию классика политической экономики А.Смита, что « всякий налог плох », и  потому, что в России издается много  новых законов, постановлений, указов, противоречащих друг другу.

Целью курсовой работы является исследование налоговой системы  России.

Названная цель определила необходимость решения следующих  задач работы:

1) выявить содержание  понятия налоговой системы России;

2) определить функции  налоговой системы России;

3) проанализировать элементы  российской налоговой системы; 

4) наметить направления  дальнейшего совершенствования  налоговой системы России

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ  И ФУНКЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РОССИИ

1.1 Понятие налоговой системы

Основу налоговой системы  России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в  налоговую систему  РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).[1]

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных  государством и взимаемых с целью  создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.[2]

Налоги - обязательные платежи  в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон  должен конкретизировать следующие  элементы налога: [2]

1) объект налога - это имущество  или доход, подлежащие обложению; 

2) субъект налога - это  налогоплательщик, то есть физическое  или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е.  доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина  налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное  или частичное освобождение плательщика  от налога. [1]

Налоги могут взиматься  следующими способами:

1. Кадастровый (таблица,  справочник) когда объект налога  дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки  заносятся в специальные справочники.  Для каждой группы установлена  индивидуальная ставка налога. Этот метод взимания налогов характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Кадастровый способ рано или  поздно должен стать основным способом взимания налогов, так как только при наличии кадастров налоги на землю, имущество и в целом  на недвижимость получат научное  и объективное обоснование. Однако составление кадастров – сложная, трудоемкая, кропотливая и дорогостоящая  работа. Она под силу только специалистам, и их составление займет несколько  лет.

2. На основе декларации.

Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога на него. Характерной  чертой этого метода является то, что  выплата налога производится после  получения дохода и лицом, получающим доход.

Этот способ взимания налога в наибольшей степени соответствует  принципам налогообложения. Но, на наш  взгляд, он будет эффективным в  тоталитарном и в правовом государствах.

3. У источника – этот  налог вносится лицом, выплачивающим  доход. Поэтому оплата налога  производится до получения дохода, причем получатель получит доход,  уменьшенный на сумму налога.

Взимание налога до получения  дохода противоречит принципам налогообложения, но этот способ более всего подходит к транзитивной экономике и к  становящейся правовой государственной  системе.[4]

Сбор – это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству  за оказание услуги  налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии, сбор может быть безадресным платежом  с определенного вида или за право осуществления такой деятельности.[4]

Пошлина – это денежный сбор, взимаемый, с юридических и  физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих  юридическую силу. Государственная  пошлина подразделяется на томоженно-пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый   таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства. Внутригосударственная пошлина – это денежная плата,  взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение.[3]

 Экономическое содержание  налогов состоит в том, что  они представляют собой часть  производственных отношений по  изъятию определенной доли национального  дохода у субъектов  хозяйствования, граждан, которая аккумулируется  государством  для осуществления  своих функций и задач.[3]

 Совокупность видов  налогов, взимаемых в государстве,  форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют  налоговую систему государства.[3]

1.2 Функции налоговой  системы России

Функции налогообложения - это  проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно  реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов  государства.[5]

На практическом уровне налогообложение  выполняет несколько функций, в  каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.[5]

Рассматривая современную  систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К  числу основных функций налогов  относятся:

1. Фискальная;

2.Распределительная (социальная);

3.Регулирующая;

4.Контрольная;

5.Поощрительная

Рассмотрим эти функции  более подробно, но будем иметь  ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

  • Фискальная функция.

Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством  данной функции реализуется главное  предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование  в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

  • Распределительная функция.

Распределительная (или как  её ещё называют -перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Посредством налогов в  государственном бюджете концентрируются  средства, направляемые затем на решение  народнохозяйственных проблем, как  производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие  и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

  • Регулирующая функция.

С развитием экономической  системы возникла необходимость  определённого корректирующего  воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию  налогов.

Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к  тому, как происходит государственное  регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно  состоит главным образом в  определении "правил игры", то есть разработка законов,  нормативных актов, определяющих  взаимоотношения действующих на  рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.  К ним относятся законы, постановления,  инструкции государственных органов,  регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность  банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых  домов, устанавливающие порядок  проведения аукционов, ярмарок,  правила обращения ценных бумаг  и т.п. Это направление государственного  регулирования рынка непосредственно  с налогами не связано;

- регулирование развития  народного хозяйства, общественного  производства в условиях, когда  основным объективным экономическим  законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь  речь идет главным образом  о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Информация о работе Налоговая система в экономике РФ