Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:33, курсовая работа
Государству для осуществления его функций необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство для формирования бюджета использует различные источники доходов, но на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую доходную часть бюджета. В Российской Федерации их доля составляет 80%.Структура налогов в развитых странах приведена в табл 1.
Введение…………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие и функции налоговой системы России……………5
Раздел 2. Налоговая система в экономике РФ…………………………17
Параграф 1.1 Понятие налоговой системы……………………………5
Параграф 1.2 Функции налоговой системы России…………………… 7
Параграф 1.3 Принципы построения налоговой системы…………….15
Параграф 2.1 Элементы российской налоговой системы…………….. 17
Параграф 2.2 Совершенствование налоговой системы России……….24
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы…………………….…………………………
Действующая в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы налогообложения, были приняты Парламентом России в декабре 1991 г. На протяжении прошедших лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне.
Налоговая система России включает следующие элементы: взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов; система законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.[3]
В зависимости от характера
государственного устройства налоговая
система может включать федеральные
(центральные) налоги, налоги административно-
Налоги административно-
Все налоги и сборы в РФ распределены между тремя уровнями системы налогов и сборов и отражают федеративное устройство государства Бельский К.С. Указ. статья. С. 55 - 56.. В частности, предусматриваются: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы); местные налоги и сборы.
Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
Статья 13 НК РФ предусматривает следующие федеральные налоги и сборы:
К региональным налогам (ст. 14 НК РФ) относятся:
К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):
Итак, налоги и сборы устанавливаются на территории России с учетом принципов федерализма, ведь главной, стержневой в любой федерации традиционно остается проблема распределения полномочий между федеральным центром и составными частями федерации.
Поскольку налогообложение
всегда предполагает определенное ограничение
прав и свобод человека, федеральный
законодатель вправе согласно п. 3 ст. 55
Конституции РФ устанавливать общие
пределы такого ограничения, в том
числе и на региональном (местном)
уровне. В целях обеспечения
В 2000-е годы в России был
проведен ряд налоговых реформ, к
позитивным результатам которых
следует отнести некоторое
Принципиальное изменение роли налоговой системы в экономике, направленное на стимулирование экономического роста, связывается с НК РФ, первая часть которого, закрепившая институциональные правила, вступила в силу в 1999 г., вторая, определяющая порядок взимания конкретных налогов, вводится постепенно, начиная с 2001 г. Для налогообложения на основе НК РФ характерно уменьшение перечня применяемых налогов, снижение ставок основных федеральных налогов, сопровождающееся отменой большинства льгот Скляренко З.А. Права и обязанности участников налоговых правоотношений // Бухгалтер и закон. 2011. № 3. С. 20..
Структура налоговой системы может рассматриваться с точки зрения: соотношения прямых и косвенных налогов; распределения налоговой нагрузки на физ. и юрлиц; роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы; распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы местных бюджетов).
С точки зрения проблем
макроэкономического
Следует также отметить, что доминирование тех или иных типов налогообложения (в первую очередь это относится к роли прямых и косвенных налогов) отражает и общую политическую ориентацию государства. Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым свидетельствует о снижении уровня демократичности в обществе. Это обстоятельство отражает тот факт, что в случае с прямыми налогами граждане непосредственно взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируется их более активная позиция относительно контроля над государством по поводу использования им полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами) и граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных средств, государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.
В рамках российской налоговой системы в целом хотя и не просматривается однозначного доминирования косвенных налогов, тем не менее их роль очень велика. Причем основную роль в формировании доходов федерального бюджета играют косвенные налоги. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и федерального бюджета в первую очередь), а с другой, объективно понижает уровень контроля над использованием этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан Васильева А.Г. Оценка результативности налогового регулирования инновационного развития национальной экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 15. С. 36..
2.2 Совершенствование налоговой системы России
Создание эффективной, сбалансированной налоговой системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового времени, предусмотрено Основными направлениями налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, одобренными Правительством РФ 07.07.2011 г. www.nalog.ru - Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. (далее - Основные направления). Предложенные мероприятия составлены с учетом преемственности базовых целей и задач, выработанных в предыдущие годы Шаталов С.Д. Основные направления налоговой политики на 2009 - 2011 гг. // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. № 18. С. 12.
В 3-летней перспективе 2012 - 2014
гг. приоритеты Правительства РФ в
области налоговой политики остаются
такими же, как и ранее - создание
эффективной и стабильной налоговой
системы, обеспечивающей бюджетную
устойчивость в среднесрочной и
долгосрочной перспективе. Основными
целями налоговой политики продолжают
оставаться поддержка инновационной
деятельности, в том числе и
путем предоставления новых льгот,
направленных на ее стимулирование, а
также поддержка инвестиций в
области образования и
Налоговая политика государства
в указанные годы будет по-прежнему
проводиться в условиях дефицита
федерального бюджета. В этой связи
важнейшей задачей
1. Налоговое стимулирование
инновационной деятельности и
развития человеческого
2. Мониторинг эффективности
налоговых льгот. Необходимо
3. Акцизное налогообложение.
В плановом периоде будет
4. Совершенствование