Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:33, курсовая работа
Государству для осуществления его функций необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство для формирования бюджета использует различные источники доходов, но на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую доходную часть бюджета. В Российской Федерации их доля составляет 80%.Структура налогов в развитых странах приведена в табл 1.
Введение…………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие и функции налоговой системы России……………5
Раздел 2. Налоговая система в экономике РФ…………………………17
Параграф 1.1 Понятие налоговой системы……………………………5
Параграф 1.2 Функции налоговой системы России…………………… 7
Параграф 1.3 Принципы построения налоговой системы…………….15
Параграф 2.1 Элементы российской налоговой системы…………….. 17
Параграф 2.2 Совершенствование налоговой системы России……….24
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы…………………….…………………………
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.
Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.
Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.
Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.
По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
Регулирующая функция
направлена на достижение посредством
налоговых механизмов тех или
иных задач налоговой политики государства.
Эта функция имеет три
Стимулирующая подфункция направлена
на поддержку развития тех или
иных экономических процессов. Они
реализуются через систему
Стимулирующее воздействие
налогов реализуется через
Налоговые льготы используются
и для смягчения социального
неравенства. Таким образом, через
регулирующую функцию проявляется
социальная функция налогов. Ее суть
состоит в перераспределении
доходов и богатства в
Посредством прогрессивного
налогообложения изменяется соотношение
между доходами отдельных социальных
групп, тем самым сглаживается неравенство
между ними и поддерживается социальный
консенсус. Реализуется социальная
функция налогов через
Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.
Воспроизводственная подфункция
предназначена для аккумуляции
средств на восстановление используемых
ресурсов. Эту подфункцию выполняют
отчисления на воспроизводство минерально-
В то же время регулирующая
функция налогов действует
Через налоги государство
осуществляет контроль над финансово-хозяйственной
деятельностью организаций и
граждан, а также за источниками
доходов и расходами. Путем денежной
оценки сумм налогов возможно количественное
сопоставление показателей
Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
Порядок налогообложения
может отражать признание государством
особых заслуг определенных категорий
граждан перед обществом (предоставление
налоговых льгот участникам ВОВ,
Героям Советского Союза, Героям России
и другие). Эта функция представляет
собой приспосабливание налоговых
механизмов для реализации социальной
политики государства. Из налогооблагаемого
дохода физических лиц делаются вычеты
на содержание детей и иждивенцев,
в связи со строительством или
приобретением жилья, осуществлением
благотворительной
Функции налогов неразрывно
связаны друг с другом. Так, например,
реализация фискальной функции позволяет
удовлетворять общественные (коллективные)
потребности. Посредством регулирующей
и социальной функций создаются
противовесы излишнему
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции
заключается в обеспечении
Выполнение регулирующей
и стимулирующей функций
Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.[6]
1.3 Принципы построения налоговой системы
Принципы построения налоговой
системы государства
В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:
Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.[7]
РАЗДЕЛ 2. НАЛОГОВАЯ
СИСТЕМА В ЭКОНОМИКЕ
2.1 Элементы российской налоговой системы
Существующая российская
налоговая система создавалась
на базе опыта зарубежных стран. Благодаря
этому она по общей структуре,
системе налогов и принципам
построения в основном соответствует
общераспространенным в мировой
практике системам налогообложения. Это
позволяет учесть все многообразие
возможных доходов
Налоговый кодекс РФ (далее
- НК РФ) устанавливает систему налогов
и сборов, взимаемых в федеральный
бюджет, а также общие принципы
налогообложения и сборов в РФ,
в том числе: 1) виды налогов и
сборов, взимаемых в РФ; 2) основания
возникновения (изменения, прекращения)
и порядок исполнения обязанностей
по уплате налогов и (или) сборов; 3) принципы
установления, введения в действие
и прекращения действия ранее
введенных налогов и сборов субъектов
РФ и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности
В настоящее время налоговая
система России носит относительно
централизованный характер. Система
налогообложения, складывающаяся в
той или иной стране, есть результат
воздействия множества