Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:06, контрольная работа
В настоящее время в нашем государстве значительно изменились положения трудового законодательства. Трудовой кодекс Республики Беларусь с принципиально новых позиций стал подходить к различным институтам данной отрасли права. Изменение положений законодательства, безусловно, нуждается в исследовании и оценке. Трудовое законодательство является достаточно интересной и многогранной отраслью права, но некоторые из имеющихся положений данной отрасли нуждаются в тщательном исследовании, так как регулируемые ими вопросы наиболее значимы для правоприменительной практики. Одним из таких положений являются нормы трудового законодательства, регулирующие индивидуальные трудовые споры
В настоящее время в нашем
государстве значительно
Данная тема является актуальной для всех трудоспособных граждан, реализующих это право, т.е. являющихся сотрудниками какого-либо предприятия либо организации. Основные положения, регулирующие индивидуальные трудовые споры, изложены в Трудовом кодексе, нормативных правовых актах, а также локальных нормативных актах на отдельных предприятиях, организациях. Но главным условием является условие, которое состоит в том, что положения, регулирующие индивидуальные трудовые споры, должны быть основаны на основном законе Республики Беларусь - Конституции, а также данные положения не должны ему противоречить.
В данной работе исследуются эффективность работы, порядок создания и деятельность комиссии по трудовым спорам, вопросы, связанные с компетенцией указанной комиссии, порядок подготовки к рассмотрению спора в комиссии по трудовым спорам, особенности рассмотрения трудового спора и принятия комиссией решения, порядок обжалования решения комиссии по трудовым спорам. На основе анализа указанных вопросов и сопоставления высказываемых в юридической литературе точек зрения выявляются проблемы правового регулирования порядка рассмотрения трудовых споров в комиссии по трудовым спорам, предлагаются направления их разрешения, обозначаются тенденции дальнейшего совершенствования законодательства о труде в указанной сфере. Обосновываются причины, обусловливающие наличие значительного комплекса проблем, связанных с рассмотрением трудовых споров комиссиями по трудовым спорам.
Цель данной работы автором представляется как изучение всех положений, регулирующих индивидуальные трудовые споры на основании Конституции Республики Беларусь, нормативно-правовых актов, регулирующих индивидуальные трудовые споры.
Задачи данной работы представляется автору следующим образом:
изучение понятия
комиссия по трудовым спорам;
компетенция комиссии по трудовым спорам;
рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС;
порядок работы КТС;
решение комиссии по трудовым спорам;
порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде;
решение суда по индивидуальным трудовым спорам;
органы примирения, посредничества и арбитража.
Исследованием данного вопроса занимались различные ученые и юристы. Такие как Т.Н. Важенкова, Л.Я. Островский, В.В. Подгруша, В.И. Савина, В.И. Семенков, Н.И. Тарасевич и др. .
КТС принимает решение по соглашению между представителями нанимателя и профсоюза (ч.1 ст.238 ТК). Это означает, что все члены КТС должны прийти к однозначному решению. Если хотя бы один из членов не согласен с мнением остальных, решение считает непринятым. Недостижение соглашения между представителями нанимателя и представителями профсоюза должно быть сформулировано в решении КТС как отказ в удовлетворении требований работника.
Порядок принятия КТС решения является неизменным фактором, снижающим коэффициент полезного действия, поскольку достигнуть соглашения между представителями нанимателя и профсоюза в том его понимании, которое заложено ТК, представляется достаточно проблематичным в силу изначальной противоречивости интересов данных сторон. Полагаем более оправданной применительно к рассматриваемой ситуации позицию российского законодателя, установившего, что решение КТС принимается тайным голосование большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
Участие в КТС представителей нанимателя в таком количестве и при таком порядке принятия решения, когда все члены комиссии должны прийти к однозначному решению, приводит почти всегда к принятию отрицательного решения для работника, поскольку представители нанимателя всегда отстаивают интересы нанимателя, даже если они не соответствуют закону. В КТС не всегда обеспечивается необходимая незаинтересованность в результатах разрешения трудового спора, а члены КТС не всегда принципиальны при его рассмотрении. Подчиненность членов КТС влиянию нанимателя не способствует реальной защите трудовых споров работников при разрешении трудовых споров на предприятии. Так, судами Республики Беларусь за период 1995-1999 годов рассмотрено 2832 дела о взыскании заработной платы и премий. Дела рассматривались судами, так как КТС отказала в удовлетворении требований работника. Судами удовлетворены из этого количества 2375 исков, 83,9%. При принципиальном подходе членов КТС к разрешению трудового спора обращений в суды могло бы и не быть [11, с.74].
Комиссия по трудовым спорам при рассмотрении конкретного спора может вынести одно из следующих решений:
об удовлетворении требований работника в полном объеме;
о частичном их удовлетворении;
об отказе в удовлетворении требований.
Решение КТС имеет обязательную силу и не подлежит утверждению нанимателем или профсоюзом. Копия решения комиссии в трехдневный срок вручается работнику и нанимателю.
В соответствии со ст.239 ТК работник (или наниматель), не согласный с решением КТС, имеет право обратиться в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения. При этом пропуск указанного срока согласно ч.2 ст.239 ТК не является основанием к отказу в приеме заявления.
Наличие в ч.2 ст.239 ТК привело к тому, что в теории трудового права, а также в правоприменительной практике отсутствует единообразный подход к квалификации срока, установленного для обжалования решения КТС, а именно: является ли данный срок сроком исковой давности и распространяется ли данный срок на других субъектов защиты трудовых прав работников (в частности, прокурора, соответствующий профсоюз).
По мнению Колядко И.Н., десятидневный срок для обжалования в суд решений КТС не является сроком исковой давности. В то же время Кеник К.И. указывает, что давностным является также и десятидневный срок, установленный ст.239 ТК для обращения в суд работника или нанимателя, если они не согласны с решением КТС.
Полагаем, что во избежание возможности различных подходов к особенностям применения норм о сроке обжалования решения КТС данный вопрос должен быть четко определен на законодательном уровне.
Если работник или наниматель в течение десятидневного срока не обжаловали решение КТС, оно подлежит добровольному исполнению нанимателем не позднее чем в трехдневный срок, по истечении 10 дней, предусмотренных на его обжалование, за исключением решений, подлежащих немедленному исполнению (ст.247 ТК).
Если наниматель добровольно не исполнит решение КТС в установленный срок, комиссия выдает работнику по его просьбе удостоверение на принудительное исполнение.
В соответствии с ч.3 ст.249 ТК в удостоверении указываются: наименование комиссии, вынесшей решение по трудовому спору; даты его принятия и выдачи удостоверения; фамилия, имя, отчество работника; решение по существу спора. Удостоверение должно быть заверено подписями председателя и секретаря комиссии.
Удостоверение приравнивается к исполнительному листу, выданному судом. Оно может быть передано судебному исполнителю в течение 3 месяцев с момента выдачи. В случае пропуска работником трехмесячного срока по уважительной причине КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок [10, с.590].
По общему правилу решения суда подлежат исполнению после вступления их в законную силу (ст.467 ГПК). Закон допускает немедленное исполнение некоторых решений, т.е. возможность исполнения сразу после вынесения судебного решения.
Как и ст.313 ГПК, ТК регулирует лишь случаи обязательного немедленного исполнения по трудовым спорам: о восстановлении на работе, на прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда (ст.243 ТК) и о выплате работнику заработной платы, но не свыше чем за один месяц (ч.3 ст.347 ТК). Данные нормы носят императивный характер и действуют независимо от упоминания об этом в решении. Кроме того, согласно ст.314 ГПК суд может допустить немедленное исполнение, указав это в любом решении, в том числе по трудовым и иным спорам, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать невозможным само исполнение.
Исполнительный лист при немедленном
исполнении выдается взыскателю немедленно
по вынесении судебного
В ч.2 ст.247 установлена обязанность нанимателя, задерживающего исполнение решения о восстановлении на работе, на прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда, выплатить работнику средний заработок или разницу в заработке за время задержки со дня вынесении решения по день его исполнения. Принудительное взыскание этих сумм осуществляется на основании определения суда (ст.538 ГПК) в порядке, предусмотренном ст.329 ГПК для изменения способа и порядка исполнения решения.
За умышленное неисполнение судебного решения (постановления) либо воспрепятствование их исполнению виновные должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст.423 УК.
Ряд решений по трудовым спорам подлежит немедленному исполнению - о присуждении работнику заработной платы, но не свыше чем за один месяц, о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника (п.3, 4 ст.313 ГПК; ст.247 ТК).
ГПК (гл.31) предусматривает также возможность бесспорного взыскания начисленной, но невыплаченной заработной платы в порядке приказного производства [13, с.42].
В случае неисполнения решения суда добровольно, возбуждается исполнительное производство. Его инициаторами могут быть: истец, прокурор, профсоюзный комитет, выступающий в защиту работника. Если решение суда по индивидуальному трудовому спору не исполнено в установленный законом или судом срок, то заинтересованный работник вправе подать в тот же суд заявление о неисполнении его решения и принуждении к тому ответчика. Когда неисполнением решения суда нарушаются права и интересы работника, в его защиту в суд вправе обратиться профсоюзный орган.
Принудительное исполнение решений судов по индивидуальным трудовым спорам осуществляется через судебного исполнителя. Приступая к исполнению решения, судебный исполнитель посылает должнику предложение о добровольном исполнении решения в срок до пяти дней. Такое предложение представляет собой попытку восстановления нарушенных прав без применения принудительных мер. Оно вручается должнику под расписку на втором экземпляре документа, приобщаемого к исполнительному производству. В необходимых случаях одновременно с вручением предложения судебный исполнитель может наложить арест на имущество должника.
Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом [11, с.77-78].
Список нормативных источников:
Список литературных источников: