Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:06, доклад
Целью настоящей работы является всестороннее исследование института налогового контроля в российской доктрине права и по российскому законодательству.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие и сущность налогового контроля;
– рассмотреть формы, методы и виды налогового контроля;
– проанализировать правовые основы деятельности налоговых органов;
– изучить структуру налоговых органов;
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие положения о налоговом контроле……………………………………..5
1.1. Понятие и сущность налогового контроля…………………………………….........5
2.2. Формы, методы и виды налогового контроля…………………………………........9
3.3. Правовое регулирование отношений в сфере налогового контроля……15
Глава 2. Правовой статус органов, осуществляющих налоговый контроль в Российской Федерации…………………………………………………………………18
2.1. Правовые основы деятельности налоговых органов Российской Федерации……………………………………………………………………........18
2.2. Структура налоговых органов Российской Федерации………………….23
2.3. Проблемы и пути повышения эффективности правового обеспечения налогового контроля в Российской Федерации….…………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы………
Современная система налогового контроля в России переживает в своем становлении и развитии очередной этап, который связан с созданием новой структуры федеральных органов исполнительной власти, переосмыслением сущности, объема и роли государственного контроля в жизнедеятельности государства, формированием принципиально новой модели отношений между государством и налогоплательщиками. Проблемы, которые при этом необходимо разрешить, в целом, можно разбить на три группы:
первую группу составляют проблемы теоретического характера, связанные с отсутствием основополагающих федеральных законодательных актов, закрепляющих общие теоретико-методологические основы для всей системы государственного контроля и основные направления ее реформирования;
ко второй группе относятся проблемы правового характера, вытекающие из недостатков формулировок и нестабильности действующего налогового законодательства, отсутствия системной и детальной регламентации процедур
налогового контроля, несовершенством правового регулирования статуса органов государственного контроля в сфере налогообложения;
в третью группу входят проблемы, связанные с конкретными недостатками налогового администрирования, недостаточностью информационного, ресурсного, кадрового обеспечения налогового контроля, системы его учебной и научно-исследовательской базы.
Проблема коррекции содержания, форм и методов налогового контроля в условиях административных преобразований является необходимым условием совершенствования государственного механизма, его переориентации на общемировые стандарты. Сформировавшаяся система налогового контроля в России носит явно фискальный характер, что вызывает справедливый социальный протест, отторжение налогового законодательства, налоговое сопротивление со стороны значительных по численности социальных слоев населения. В связи с этим, сама методология определения понятия налогового контроля и основных элементов его содержания требуют корректировки. Опыт передовых зарубежных стран наглядно свидетельствует, что эффективность налогового контроля во многом обусловлена его регулирующей функцией.41
Представляется необходимым ввести в оборот понятие “мероприятия налогового контроля”. Имеет смысл скорректировать положения НК РФ, закрепляющие полномочия таможенных органов в налоговой сфере. Назревшей представляется необходимость разработки новой редакции Положения о Федеральной налоговой службе. Для решения этих и других, обозначенных в исследовании проблем, автором предлагается ряд мер правового и организационного характера.
Теоретического осмысления и последующего законодательного закрепления в статье 82 НК РФ требуют такие формы налогового контроля, как совместная сверка излишне уплаченных или излишне взысканных сумм; предварительная проверка финансового состояния налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента при предоставлении налоговых льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов; предварительная проверка в отношении налоговых последствий предполагаемых сделок.
В
результате научного анализа правового
регулирования налоговых
1.
Необходимо расширить границы
предварительного контроля, обеспечив
обязательное консультирование
налоговыми органами
2.
Следует восстановить в полном
объеме совместные контрольные
полномочия органов
3.
Налоговый контроль за особо
крупными доходами отдельных
категорий налогоплательщиков (особенно
экспортеров ресурсов, монополистов)
должен осуществляться в
4.
Деятельность
В
заключении отметим следующее. Повышение
качества и эффективности налогового
контроля не означает его усложнения.
Проведение мероприятий налогового контроля
не должно отрицательно влиять на хозяйственную
деятельность добросовестных налогоплательщиков.
Заключение
В заключение работы на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Изучению понятия налогового контроля посвящено значительное количество работ, анализ которых позволяет выделить следующие преобладающие подходы к его определению: 1) налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм; 2) налоговый контроль как совокупность приемов, способов, мер; 3) налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов.
До 2006 г. в законодательстве РФ отсутствовала дефиниция налогового контроля. Хотя глава с соответствующим названием (14 «Налоговый контроль») существовала в НК РФ еще с момента введения его в действие в январе 1999 г. В настоящее время «налоговый контроль» определяется как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (п. 1 ст. 82).
Налоговый контроль, являясь существенным элементом и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом, сегодня становится одним из приоритетных направлений государственного финансового контроля.
Налоговый контроль осуществляется в целях реализации финансовой политики государства и в таком качестве он имеет несколько аспектов.
Во-первых, налоговый контроль представляет собой самостоятельную функцию государственного управления налоговой сферой, он осуществляется в целях предотвращения или выявления налоговых правонарушений.
Во-вторых, налоговый контроль является одним из элементов методики планирования налоговых доходов бюджета.
В-третьих, налоговый контроль – функциональный элемент налогового администрирования.
В-четвертых, налоговый контроль выступает в качестве завершающей стадии управления налогообложением, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями нормативных предписаний.
В-пятых, налоговый контроль – это форма обратной связи в системе налогово-правового регулирования. Информация, полученная по каналам обратной связи, сигнализирует о необходимости внесения изменений в налоговую систему, социальную или бюджетную политику.
Возникновение и становление налогового контроля в России, в целом, следует тенденциям, наблюдаемым в мировой истории. На протяжении очень длительного периода существования государства сбор налогов был направлен на максимальное обогащение их получателей. Одновременно происходило становление органов налогового контроля, закрепление в источниках права ответственности налогоплательщиков, со временем – ответственности сборщиков налогов, элементов соблюдения прав налогоплательщиков. Намного позже оформилась система нормативных актов, закрепляющих основные понятия и процедуры налогового контроля.
Налоговый контроль относится к типу финансово-хозяйственного контроля. Данное направление контрольной деятельности соотносится с государственным финансовым контролем как частное с общим. От других направлений государственного финансового контроля налоговый контроль отличается по своему объекту (предмету), содержанию, формам и методам, составу контролирующих органов и контролируемых лиц.
По нашему мнению, налоговый контроль может существовать только как система взаимосвязанных между собой элементов, с использованием которых и должно формироваться определение понятия налогового контроля.
Так же во многом эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля.
Проблема коррекции содержания, форм и методов налогового контроля в условиях административных преобразований является необходимым условием совершенствования государственного механизма, его переориентации на общемировые стандарты.
В итоге можно отметить, что основной организационно-правовой формой налогового контроля является налоговая проверка.
Целями налогового контроля являются обеспечение законности и эффективности налогообложения.
Список
использованных нормативных
правовых актов, материалов
судебной практики и
специальной литературы
I. Нормативно-правовые акты:
II. Материалы судебной практики:
III. Специальная литература:
Информация о работе Налоговый контроль по российскому законодательству