Налоговый контроль по российскому законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:06, доклад

Краткое описание

Целью настоящей работы является всестороннее исследование института налогового контроля в российской доктрине права и по российскому законодательству.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие и сущность налогового контроля;
– рассмотреть формы, методы и виды налогового контроля;
– проанализировать правовые основы деятельности налоговых органов;
– изучить структуру налоговых органов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие положения о налоговом контроле……………………………………..5
1.1. Понятие и сущность налогового контроля…………………………………….........5
2.2. Формы, методы и виды налогового контроля…………………………………........9
3.3. Правовое регулирование отношений в сфере налогового контроля……15
Глава 2. Правовой статус органов, осуществляющих налоговый контроль в Российской Федерации…………………………………………………………………18
2.1. Правовые основы деятельности налоговых органов Российской Федерации……………………………………………………………………........18
2.2. Структура налоговых органов Российской Федерации………………….23
2.3. Проблемы и пути повышения эффективности правового обеспечения налогового контроля в Российской Федерации….…………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Налог. контроль по Российскому законодательству.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

     Современная  система  налогового  контроля  в  России  переживает  в  своем  становлении  и  развитии  очередной  этап,  который  связан  с  созданием  новой структуры  федеральных  органов  исполнительной  власти,  переосмыслением сущности,  объема  и  роли  государственного  контроля  в  жизнедеятельности государства, формированием принципиально новой модели  отношений между государством  и  налогоплательщиками.  Проблемы,  которые  при  этом необходимо разрешить, в целом, можно разбить на три группы:

     первую  группу составляют проблемы теоретического характера, связанные с  отсутствием  основополагающих  федеральных  законодательных  актов, закрепляющих  общие  теоретико-методологические  основы  для  всей  системы государственного контроля и основные направления ее реформирования;

     ко  второй  группе  относятся  проблемы  правового  характера,  вытекающие из  недостатков  формулировок  и  нестабильности  действующего  налогового законодательства, отсутствия  системной и детальной регламентации процедур

     налогового  контроля,  несовершенством  правового  регулирования  статуса органов  государственного контроля в сфере  налогообложения;

     в третью группу входят проблемы, связанные  с конкретными недостатками налогового  администрирования,  недостаточностью   информационного,   ресурсного, кадрового обеспечения налогового контроля, системы его учебной и научно-исследовательской базы.

     Проблема  коррекции  содержания, форм и методов  налогового контроля  в условиях  административных преобразований  является необходимым условием совершенствования  государственного  механизма,  его  переориентации  на общемировые  стандарты.  Сформировавшаяся  система  налогового  контроля  в России  носит  явно  фискальный  характер,  что  вызывает  справедливый социальный  протест,  отторжение  налогового  законодательства,  налоговое сопротивление  со  стороны  значительных  по  численности  социальных  слоев населения. В связи с этим, сама методология определения понятия налогового контроля и основных элементов его содержания требуют корректировки. Опыт передовых зарубежных  стран наглядно  свидетельствует,  что эффективность налогового контроля во многом обусловлена его регулирующей функцией.41 

     Представляется необходимым ввести в оборот понятие “мероприятия налогового  контроля”.  Имеет смысл скорректировать положения НК  РФ, закрепляющие полномочия таможенных органов в налоговой сфере. Назревшей представляется  необходимость разработки  новой редакции  Положения о Федеральной налоговой  службе. Для  решения  этих  и  других,  обозначенных  в  исследовании  проблем,  автором предлагается  ряд мер правового и организационного характера. 

     Теоретического  осмысления  и  последующего  законодательного закрепления в статье 82 НК РФ требуют такие формы налогового контроля, как  совместная  сверка  излишне  уплаченных  или  излишне  взысканных  сумм; предварительная  проверка  финансового  состояния  налогоплательщика, плательщика  сборов,  налогового  агента  при  предоставлении  налоговых  льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов; предварительная проверка в отношении налоговых последствий предполагаемых сделок.

     В результате научного анализа правового  регулирования налоговых отношений  между налогоплательщиком и налоговым органом в процессе налогового контроля можно предложить следующие пути решения вышеотмеченных правовых проблем.

     1. Необходимо расширить границы  предварительного контроля, обеспечив  обязательное консультирование  налоговыми органами налогоплательщиков на стадии подготовки отчетов об уплаченных налогах.

     2. Следует восстановить в полном  объеме совместные контрольные  полномочия органов Федеральной  налоговой службы и правоохранительных  органов в сфере совместного  оперативного контроля исполнения  бюджета в части сбора налоговых доходов, поступающих от отдельных крупных налогоплательщиков.

     3. Налоговый контроль за особо  крупными доходами отдельных  категорий налогоплательщиков (особенно  экспортеров ресурсов, монополистов) должен осуществляться в рамках  обеспечения эффективности налоговой политики страны через проверку правомерности деятельности органов налогового и бюджетного контроля.

     4. Деятельность налогоплательщиков  по уплате налогов под контролем  налоговых органов должна гарантировать  стабильность федерального бюджета, что обеспечивается установлением в НК РФ правовых принципов налогового контроля, налоговых проверок, возмещения убытков налогоплательщикам, использования современных форм, способов и приемов налогового контроля.

     В заключении отметим следующее. Повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. 

 

Заключение 

     В заключение работы на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

     Изучению  понятия  налогового  контроля  посвящено  значительное количество  работ,  анализ  которых  позволяет  выделить  следующие преобладающие  подходы  к  его  определению: 1)  налоговый  контроль  как особый  организационно-правовой  механизм; 2)  налоговый  контроль  как совокупность приемов, способов, мер; 3) налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов.

     До 2006 г. в законодательстве РФ отсутствовала  дефиниция налогового контроля. Хотя глава с соответствующим названием (14 «Налоговый контроль») существовала в НК РФ еще с момента введения его в действие в январе 1999 г. В настоящее время «налоговый контроль» определяется как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (п. 1 ст. 82).

     Налоговый  контроль,  являясь  существенным  элементом  и  обязательным условием  эффективного функционирования финансовой системы и  экономики страны  в  целом,  сегодня  становится  одним  из  приоритетных  направлений государственного финансового контроля. 

     Налоговый  контроль   осуществляется  в  целях  реализации  финансовой политики государства и в таком качестве он имеет несколько аспектов. 

     Во-первых,  налоговый  контроль  представляет  собой  самостоятельную функцию  государственного управления налоговой  сферой, он осуществляется в целях  предотвращения или выявления налоговых  правонарушений. 

     Во-вторых,  налоговый  контроль  является  одним  из  элементов  методики планирования налоговых доходов  бюджета.

     В-третьих,  налоговый  контроль – функциональный  элемент налогового администрирования.

     В-четвертых,  налоговый  контроль  выступает  в  качестве  завершающей стадии  управления  налогообложением,  когда  фактические  результаты воздействия  на  управляемый  объект  сопоставляются  с  требованиями нормативных предписаний. 

     В-пятых,  налоговый  контроль –  это  форма  обратной  связи  в системе налогово-правового регулирования.  Информация,  полученная  по  каналам обратной  связи,  сигнализирует о необходимости внесения  изменений в налоговую систему, социальную или бюджетную политику.

     Возникновение  и  становление  налогового контроля  в  России,  в  целом,  следует  тенденциям,  наблюдаемым  в  мировой истории.  На  протяжении  очень  длительного  периода  существования государства  сбор  налогов  был  направлен  на  максимальное  обогащение  их получателей.  Одновременно  происходило  становление  органов  налогового контроля,  закрепление  в  источниках  права  ответственности налогоплательщиков,  со  временем ответственности сборщиков налогов, элементов соблюдения прав налогоплательщиков. Намного позже оформилась система  нормативных  актов,  закрепляющих  основные  понятия  и  процедуры налогового контроля.

     Налоговый контроль относится к типу финансово-хозяйственного контроля. Данное направление контрольной  деятельности соотносится с государственным  финансовым контролем как частное с общим. От других направлений государственного финансового контроля налоговый контроль отличается по своему объекту (предмету), содержанию, формам и методам, составу контролирующих органов и контролируемых лиц.

     По  нашему мнению, налоговый контроль может существовать только как система взаимосвязанных между собой элементов, с использованием которых и должно формироваться определение понятия налогового контроля.

     Так же во многом эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля.

     Проблема  коррекции  содержания, форм и методов  налогового контроля  в условиях  административных преобразований  является необходимым условием совершенствования  государственного  механизма,  его  переориентации  на общемировые  стандарты.

       В итоге можно отметить, что  основной  организационно-правовой  формой  налогового  контроля является налоговая проверка.

     Целями  налогового  контроля  являются  обеспечение  законности  и  эффективности  налогообложения.

 

Список  использованных нормативных  правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 

I.  Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием  12  декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 24 июля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с последними изменениями от 19 июля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
  4. Об исполнительном производстве: федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (с последними изменениями от 27 сентября 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 41. - Ст. 4849.
  5. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ (с последними изменениями от 24 июля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3436.
  6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (с последними изменениями от 18 июля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
  7. О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (с последними изменениями от июля 2008 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4859.
  8. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (с последними изменениями от 19 июля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 33 (Часть I). - Ст. 3431.
  9. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (с последними изменениями от  17 июля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 17. - Ст. 1455.
  10. О налоговых органах Российской Федерации: закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-I (с последними изменениями от  17 июля 2009 г.) //  Ведомости Съезда Народных Депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1991. - № 15. - Ст. 492.
  11. О налогах на имущество физических лиц: закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I (с последними изменениями от 5 апреля 2009 г.) //  Ведомости Съезда Народных Депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 8. - Ст. 363.
  12. О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов: указ Президента РФ от 9 июня 2006 г. №  577 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 24. - Ст. 2585.
  13. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (с последними изменениями от 22 июня 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 11. - Ст. 945.
  14. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 (с последними изменениями от 25 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 21. - Ст. 2023.
  15. О Министерстве финансов Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (с последними изменениями от 30 июля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3258.
  16. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (с последними изменениями от 15 июля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 40. - Ст. 3961.
  17. Об образовании специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупнейшими налогоплательщиками: постановление Правительства РФ от 6 января 1998 года № 9 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 2. - Ст. 268.
  18. Об утверждении Порядка представления в налоговые органы отчета об использовании денатурированного этилового спирта организациями, имеющими свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом: приказ Минфина РФ от 27 февраля 2006 г. № 31н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - № 15.
  19. Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы: приказ Минфина России от 9 августа 2005 года № 101н //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 38.
  20. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 июня 2009 г. № 193 // Законность. - 2009. - № 8.
  21. Об утверждении инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 № 60 “О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах: приказ МНС РФ от 10 апреля 2000 г. № АП-3-16/138 //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2000. - № 26 – Утратил силу.

II. Материалы  судебной практики:

  1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 1999 г. № 6212/98 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1999. № 9. - С. 11.
 

III. Специальная литература:

  1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В.  Атаманчук - М.: ОМЕГА-Л, 2009. - 579 с.
  2. Бурцев, В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В.В. Бурцев - М.: Маркетинг, 2008. - 392 с.
  3. Винницкий, Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики / Д.В. Винницкий - СПб.: Юридический Центр Пресс, 2003. - 397 с.
  4. Горелов, А.А. Формы и методы, используемые налоговыми органами при осуществлении мероприятий налогового контроля / Горелов А.А.  //Административное и муниципальное право. - 2008. - № 8. - С. 42 - 49.
  5. Грачева, Е.Ю., Соколова, Э.Д. Налоговое право: Учебник / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова - М: Юриспруденция, 2007. - 220 с.
  6. Ильин, А.Ю. Теоретико-правовой аспект налогового контроля / А.Ю. Ильин //Административное и муниципальное право. - 2008. - № 5. - С. 36 - 40.
  7. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 2007. - 600 с.
  8. Налоговое право России: Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. - М.: Норма, 2008. - 656 с.
  9. Парыгина, В.А., Тадеев, А.А. Налоговое право России / В.А. Парыгина, А.А. Тадеев - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 580 с.
  10. Пороло, Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения / Е.В. Поролло - М.: Гардарика, 2006. - 280 с.
  11. Постатейный комментарий к Закону РФ “О налоговых органах Российской Федерации” /Под ред. А.А. Ялбулганова. - М.: Городец, 2007. - 208 с.
  12. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 2007. - 495 с.
  13. Чернявский, В.С. Государственный финансовый контроль: проблемы эффективности / В.С.  Чернявский //Право и политика. 2004. - № 6. - С. 59 - 65.
  14. Шохин, С.О., Воронина, Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит  /С.О. Шохин, Л.И.  Воронина - М.: Финансы и статистика, 2007. - 496 с.
  15. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник / Т.Ф.  Юткина - М.: Инфра-М, 2005. - 427 с.

Информация о работе Налоговый контроль по российскому законодательству