Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:35, курсовая работа
Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приёмов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.
• Введение
• Глава 1. Приемы, способы и средства активизации мыслительной деятельности на учебных занятиях
o § 1. Задачи и задания
o § 2. Вопросы и их роль в активизации деятельности учащихся8
o § 3. Приемы активизации
• Глава 2. Активизация мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания
o § 1. Проверка домашнего задания
o § 2. Формы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания
• Заключение
o Методические приложения
• Использованная литература
Чтение лекции, рассказ на занятии целесообразно начинать с привлекательного факта, примера, постановки жизненной задачи, познавательного вопроса. lt;H2 align="left">Опыт показал, что постановка вопросов, задач в начале занятия может применяться в разных вариантах, план лекций может быть представлен в виде вопросов, возбуждающих интерес учащихся, поставлен проблемный вопрос по основному содержанию темы или названы вопросы, представляющие затруднение для учащихся. Подобные вопросы определяются на основе анализа опыта учебной работы учащихся прошлых лет. Проблемы, задачи, вопросы в начале лекции могут быть поставлены при помощи видеофрагментов, диафильмов, телевизионной вставки. Например, на уроке физики, на экране показывается применение закона гравитации на практике, и ставятся вопросы: «В чем сущность этой теории? Каковы ее особенности?» Такое начало также будет способствовать мобилизации внимания учащихся.
Таким образом, с учетом особенностей содержания изучаемого материала, особенностей состава слушателей, условий проведения занятий и других факторов, преподаватель может разнообразить начало лекций, активизировать внимание учащихся с первых же минут занятия. Следует отметить, что когда преподаватель применяет, например, подробное повторение материала прошлой лекции или сразу же приступает к обсуждению материала чрезмерной сложности, наблюдается спад внимания и активности учащихся. Поэтому целесообразны лишь те приемы, которые постепенно мобилизуют внимание слушателей и способствуют дальнейшему развитию и поддержанию активности.[3, c.23]
Активность учащихся, их интерес к изучаемому материалу, развитый в начале занятия, должны быть поддержаны до конца занятия. В основной части занятия оправдывают себя следующие приемы активизации:
1) сталкивание
мнений различных авторов,
2)преподаватель
по тому или иному вопросу
делает вывод не до конца,
т. е. рассмотрев основные
3)установление
контакта с аудиторией: использование
элементов беседы, постановка вопросов.
В особо сложных местах лекции
могут быть поставлены вопросы:
4)лженеумение, лжезатруднение. При решении той или иной проблемы, задачи преподаватель создает такую обстановку, сам как бы оказывается в затруднительном положении, «не знает», как дальше действовать, и приглашает учащихся вместе подумать, искать выход из положения;
5)педагогически
целесообразная перемена
Так, основные положения, которые должны быть усвоены и записаны учащимися, излагаются в замедленном темпе, а интересные факты, вспомогательный материал сообщаются в более быстром темпе.
Важную роль играет умение преподавателя регулировать громкость речи. Педагогически необоснованным является чрезмерное усиление громкости речи в начале занятия: якобы излишняя громкость звучания голоса способствует быстрой мобилизации внимания учащихся, что это помогает устранению непрекратившегося разговора в аудитории. Педагогически оправданным является некоторое ослабление громкости и темпа речи в начале с тем, чтобы постепенно его усиливать. Ослабление громкости речи в начале занятия способствует активному сосредоточению внимания учащихся, которые по собственной инициативе просят своих соседей быстрее включиться в работу. Громкость речи меняется и на следующих этапах лекции. Преподаватель должен соразмерить громкость речи с размерами аудитории и акустическими особенностями помещения.
Определенное значение имеет умелое использование пауз, которые нужны и для учащихся, и для самого преподавателя. Во время паузы учащиеся анализируют сведения, полученные в процессе слушания, фиксируют отдельные положения в тетради, а преподаватель мысленно готовит очередной тезис. Паузы обычно делаются после изложения целого тезиса, законченного положения. Длительность паузы не должна превышать 7--10 секунд;
6)приведение по
ходу изложения материала
7)акцент на
те или иные вопросы. Переходя
к изложению нового положения,
преподаватель обращает
В данной работе названы лишь некоторые способы и приемы активизации познавательной деятельности на занятиях (в основном на лекциях). В богатом опыте передовых, творчески работающих преподавателей можно обнаружить множество других приемов, что требует их внимательного изучения и обобщения.
Безусловно, важную
роль в решении проблемы активизации
мыслительной деятельности учащихся на
занятиях играют внутренняя теплота, наличие
у преподавателей глубокой убежденности
в достоверности, точности тех положений,
фактов, которые он излагает на лекции,
наличие у преподавателя
Процесс активизации будет тем продуктивнее, чем выше мастерство преподавателя, ибо педагогическое мастерство состоит из множества элементов, среди которых важное место занимает умение активизировать познавательную деятельность учащихся, организовать их творческие способности.[13, c.16]
Выводы:
- условиями успешного
применения вышеизложенных
1. максимальная
опора на активную
2. ведение учебного
процесса на оптимальном
3. эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.
Глава 2. Активизация мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания
2.1 Проверка домашнего задания
Роль домашних
заданий практически
Проверку домашнего задания можно осуществлять в различных формах. Рассмотрим наиболее распространенные приемы проверки домашнего задания.
I прием.
У доски готовится один учащийся, класс в это время занят другой работой. Затем ученик отвечает, а остальные слушают и задают вопросы.
II прием.
Отличается от
первого тем, что к доске вызывается
не один, а все учащиеся. Этот прием
позволяет экономить время
Необходимо отметить недостатки этих приемов:
1) Вызванным учащимся
выделяется время на
Остальным не дается время, чтобы продумать ответы на поставленные вопросы.
2) Если вызванные учащиеся отвечают плохо, то уплотненный опрос
затягивается, а других учащихся учитель вызвать не может, так как они не готовились к ответу.
Кроме таких форм проверки выполнения домашнего задания существуют и другие.
Самопроверка по образцу применяется на первом уроке после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске заранее. Учащиеся рассматривают решение - образец и устно комментируют его, тетради у всех закрыты. Затем ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчеркивая ошибки. Этот способ развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца.
Взаимопроверка с помощью образца используется на следующем уроке. В этом случае учащиеся проверяют домашнюю работу своего соседа тоже по образцу. Как и в первом случае, окончательно тетради проверяет учитель.
Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса.
Методика устной проверки включает в себя две основные части:
а) составление проверочных вопросов и их задавание,
б) ответ учащихся на поставленные вопросы .
Составление проверочных вопросов и заданий - важный элемент устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой.
При составлении
вопросов всегда исходят из того, что
проверять следует те знания, которые
являются основными в данном курсе
или относительно трудно усваиваются
учащимися или которые