Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:35, курсовая работа
Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приёмов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.
• Введение
• Глава 1. Приемы, способы и средства активизации мыслительной деятельности на учебных занятиях
o § 1. Задачи и задания
o § 2. Вопросы и их роль в активизации деятельности учащихся8
o § 3. Приемы активизации
• Глава 2. Активизация мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания
o § 1. Проверка домашнего задания
o § 2. Формы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания
• Заключение
o Методические приложения
• Использованная литература
Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяют вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности.
Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во первых каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершенным, а во вторых должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным.
Второй составной частью устной проверки является ответ учащегося на вопросы. В дидактической литературе выделяются два условия качественного выявления знаний ученика:
1) Ученику никто не мешает (учитель и класс комментируют ответ потом).
2) Создается обстановка,
которая обеспечивает
n="left">интеллектуальных сил.
Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону. При оценке ответа ученика обращают внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи.
Приемы устной проверки используются на различных этапах урока.
Проверка письменных работ
Вторым широко
применяемым методом проверки домашнего
задания является проверка письменных
работ. Этот метод имеет свои качественные
особенности: большая объективность
по сравнению с устной проверкой,
охват нужного числа
1) Проверки знания теоретического материала
2) Умения применять его к решению задач
3) Контроля сформированных навыков
В методике письменных работ выделяют четыре основных этапа, которым надо уделять внимание, это подготовка, организация, проведение, анализ результатов.
При подготовке нужно: вычленить цель проверки, отобрать содержание объектов проверки, составить проверочные задания. Большую помощь при этом оказывают учебно-методические пособия "Книга для учителя", "Дидактические материалы".
При организации проверочной работы учащимся сообщается, в каких тетрадях ее выполнять, какие задания им предназначены, как озаглавить работу, как оформить решение, время выполнения работы. При этом следить за самостоятельностью выполнения работы каждым учеником.
Анализирование ответов учащихся эффективно тогда, когда оно проводится по определенным схемам (схемам поэлементного анализа). Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.
Проверка практических работ
С помощью этого метода получают данные об умении учащихся применять полученные знания при решении практических задач, пользоваться различными таблицами, формулами.
Учитель получает отчет ученика, в котором приводится только результат или схематически описаны план практической работы и ее результаты. Это несколько затрудняет проверку и оценку каждого действия ученика. Поэтому на практике в проверочном задании приводиться алгоритм его выполнения, что позволяет осуществить такую проверку правильности действий ученика. Все работы проверяются, но оцениваются по-разному, по результатам обзорных работ оценки выставляются в журнал, по результатам тренировочных работ можно выставить лишь положительные оценки.
Выводы:
- существуют следующие
формы проверки домашнего
2.2 Формы и способы
активизации мыслительной
Проблемы с проверкой домашнего задания, безусловно, существуют, но это, как утверждают многие успешно работающие учителя, - разрешимые проблемы, и решить их для себя должен каждый педагог, потому что высоких результатов в обучении школьников можно достичь лишь при условии, если качество домашних заданий отвечает требованиям сегодняшнего дня.
Многие учителя задают такой вопрос: «Насколько велико число заданий творческих, интересных, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся?»
Каждый ответит на этот вопрос по-своему, в зависимости от педагогического опыта, собственных взглядов на процесс обучения. Но всё-таки не многие учителя считают, что таких домашних заданий в их педагогическом арсенале достаточно. Хотя и тех, у кого такие задания уже прочно вошли в повседневную практику, возможно, должны заинтересовать и некоторые методы активизации мыслительной деятельности, весьма результативные и с удовольствием выполняемые учениками.
Мыслительные способности учащихся развиваются только в творческой деятельности. А создание конкретных ситуаций и заданий при проверке домашнего задания это есть учительское творчество, без которого невозможно и творчество ученическое. [2, c.19]
Проанализировав большое число основных типов творческих заданий, их можно классифицировать следующим образом:
1. «Вопросы к автору»
Ребятам предлагается дома подготовить вопросы автору изобретения, открытия и т.д., которые могли бы лучше и глубже понять смысл или значение изобретения, а может быть, особенности его применения в практической деятельности. Отвечать на такие вопросы могут сами ученики, а если у них возникнут затруднения (вопрос оказался очень сложным или ответ на него не однозначен), поможет учитель.
Учащиеся, которые получают установку представить себя автором изобретения, открытия, дома собирают разнообразную информацию, чтобы на следующем уроке быть готовым к ответу на неординарные вопросы, которые могут им задать одноклассники. Ролевая установка других учащихся - журналисты, которые берут интервью у автора изобретения или открытия. Эти задания по своей психологической сути тесно связаны с серией заданий, в основе которых лежит подготовка к ролевым играм на уроках.
2. «Игра - диспут»
Проводится на уроке, но подготовка к ней ведётся дома, с учётом ролей, выбранных ребятами. Ученикам предлагается представить себя учителем и выбрать оптимальный, с их точки зрения, вариант объяснения того или иного учебного материала. Например, с точки зрения формы его подачи (через рисунок, схему, таблицу и т.п.) или с позиции особенностей аудиального восприятия (объяснение, доклад заранее подготовленного ученика, беседа, семинар, диспут, дискуссия).
3. « Коллективная дискуссия»
Для этого класс разбивается на группы, каждая из которых будет отстаивать свою позицию, свой взгляд на проблему. Ученики к предстоящей дискуссии готовятся самостоятельно. Но можно предложить и другой вариант домашней подготовки. Школьники, объединившиеся в ту или иную группу, готовятся коллективно к предстоящей игре, заранее вырабатывая общую позицию, систему доказательств своей правоты. Для того, чтобы подготовка такой группы была успешной и все учащиеся работали в ней активно, состав её не должен превышать пяти-шести человек. Кроме этого, для проведения коллективной дискуссии от класса необходимо выдвинуть технического и научного экспертов, которые также должны специально готовиться. Организационную и техническую часть (карточки, плакаты, таблицы и т.д.) готовит технический эксперт, а научный готовится к анализу различных точек зрения на проблему с позиций современных научных взглядов.
4. «Кроссворды»
Многие ребята видят, как их взрослые члены семьи с увлечением и завидным упорством разгадывают кроссворды. Можно дать детям возможность составлять и разгадывать свои кроссворды по определённому предмету. В старших классах задание может быть усложнено: определённые группы учащихся разгадывают и составляют свои кроссворды (дифференцированный подход). Лучшие, наиболее интересные из них решаются всем классом.
Особенно эффективны
кроссворды при повторении и обобщении
изученной темы, раздела, произведения.
А составить небольшой
Продумывая способы проверки домашних заданий, учитель должен иметь в виду, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функций проверки позволяет повысить её воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся при проверке домашних заданий.
На уроках русского языка в можно использовать способ сотрудничества при проверке домашнего задания. Очень эффективно проверять домашнее задание в группах. Состав групп ведь может меняться от урока к уроку, а может оставаться постоянным на период работы над темой, а то и дольше, если учитель видит, что ученики работают вместе слаженно, заинтересованно и главное, эффективно.
Например, ребятам предлагается проверить правильность выполненных дома упражнений. Причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое решение. Если выявляется у кого-то ошибка, ее можно исправить, но только после того, как ученик поймет причину допущенной ошибки. Ошибка исправляется, а ученик пишет в тетради объяснение, почему допущено исправление. Тогда ребята могут сложить вместе свои тетради (3-4), подписав все выполнение домашнего задания. Это означает, что все согласны с таким решением. Вот теперь будет вполне справедливо, если учитель при проверке тетрадей (одной из трех) или при устном фронтальном опросе оценит всю группу целиком.
В педагогической практике в качестве активизации мыслительной деятельности при проверке домашнего задания широко используется игровая форма.
Например: проверка домашнего задания в 4 классе, тема - «Диалог»
Перед опросом, например, можно разыграть отрывок из рассказа Н. Носова «Бенгальские огни»).
«На другой день я прихожу к Мишке после обеда, а он сидит и толчёт бенгальские огни в ступе.
- Что же ты, - говорю, - не мог раньше сделать? Ехать пора, а ты
возишься!
- Да я делал и раньше, только, наверное, мало серы клал. Они шипят, дымят, а гореть не хотят.
- Ну и брось, всё равно ничего не выйдет.
- Нет, теперь, наверное, выйдет. Надо только побольше серы класть.
После инсценировки можно переходить к вопросам.
Учитель. Ребята,
сколько человек принимали
Ученики. Двое.
Учитель. Как называется такая беседа?
Ученики. Диалог.
Учитель. Если к участникам беседы присоединится третий, четвёртый и т.д. говорящий то, как эта беседа будет называться?
Ученики. Тоже диалог.
Приведем еще один пример:
Тема домашнего задания - «Словосочетание»
Для проверки готовится карточка - тест.
Инструкция. Обведи кружком номера правильных ответов.
Данные сочетания слов являются словосочетаниями:
1) осенний день;
2) урок начался;
3) купить книгу;
4) в лесу.
Ответ: 1) ; 3).
Целесообразно проводить проверку домашнего задания в форме дискуссии.
Например, при
проверке домашнего задания по теме
«Причастие» ученику
Можно изложить и другие точки зрения, почерпнутые из других справочных источников или собственную точку зрения, отличную от мнения ученых, но тоже аргументировать ее.
Так, первыми взяли слово сторонники точки зрения, изложенной в учебнике: «В споре о том, что же такое причастие, мы присоединяемся к тем ученым, которые считают, что причастие - это особая форма глагола». Какие доказательства мы можем привести в подтверждение этой точки зрения? И далее следуют аргументы в пользу данной точки зрения. Сторонники других точек зрения задали вопросы:
- Если причастие
- это форма глагола, почему
мы не изучаем причастие
- Точного ответа
мы не знаем, но, наверное, потому,
что причастие имеет и
- Если причастие
имеет признаки
- Потомучто глагольные признаки - постоянные, а признаки прилагательного - непостоянные. Следовательно, глагольные признаки сильнее.