Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2015 в 13:19, курсовая работа
В нашей работе мы проанализируем адекватность языкового материала в учебниках по русскому языку уровню и объему знаний младших школьников.
В связи с заявленной целью были определены задачи исследования:
- выявление типов сказуемого в упражнениях учебников «Русский язык» для начальной школы в различных УМК;
- определение способов выражения подлежащего и сказуемого в учебниках «Русский язык» для начальной школы в различных УМК;
- наличие других, не изучаемых в начальной школе, типов сказуемого в упражнениях и других (кроме существительных и местоимений) способов выявления подлежащих.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теория главных членов предложения …………………………
1.1. Подлежащее и способы его выражения ……………………….
1.2. Типы сказуемого и способы их выражения……………………..
Глава 2. Сравнительный анализ учебников по русскому языку в разных
УМК…………………………………………………………………….
2.1. УМК «Школа России» Л.М. Зелениной Т.Е.Хохловой ……
2.2. УМК «Классическая начальная школа» Т.Г. Рамзаевой.………..
2.3. УМК «Школа России» В.П. Канакиной В.Г.Горецкий……..….
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Смоленский государственный университет»
Психолого-педагогический факультет
Кафедра теории и методики начального образования
Курсовая работа
Анализ языкового материала по теме: « Главные члены предложения» в учебниках по русскому языку для начальной школы.
Выполнила:
студентка группы № 541
заочного отделения
специальность «Педагогика и методика
начального образования»
Гореленкова Наталья Николаевна
Научный руководитель:
доцент Летучева В.П.
Смоленск
2013
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теория главных членов предложения …………………………
1.2. Типы сказуемого и способы их выражения……………………..
Глава 2. Сравнительный анализ учебников по русскому языку в разных
УМК…………………………………………………………………….
2.1. УМК «Школа России» Л.М. Зелениной Т.Е.Хохловой ……
2.2. УМК «Классическая начальная школа» Т.Г. Рамзаевой.………..
2.3. УМК «Школа России» В.П. Канакиной В.Г.Горецкий……..….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Одной из актуальных проблем в преподавании русского языка является, качество фактического языкового материала в учебниках по русскому языку для начальной школы. Иногда в упражнениях и заданиях встречаются такие языковые факты, которые дети в начальной школе не встречают вообще или на момент той или иной темы они с этими фактами ещё не знакомы. В нашей работе мы проанализируем адекватность языкового материала в учебниках по русскому языку уровню и объему знаний младших школьников.
Объектом исследования являются учебники «Русский язык» в различных УМК.
- Предмет исследования – типы сказуемого и способы морфологического выражения главных членов в упражнениях.
В связи с заявленной целью были определены задачи исследования:
- выявление типов сказуемого в упражнениях учебников «Русский язык» для начальной школы в различных УМК;
- определение способов выражения подлежащего и сказуемого в учебниках «Русский язык» для начальной школы в различных УМК;
- наличие других, не изучаемых в начальной школе, типов сказуемого в упражнениях и других (кроме существительных и местоимений) способов выявления подлежащих.
В нашей работе использовались следующие методы исследования:
- метод сплошной выборки при сборе фактического материала;
- метод лингвистического наблюдения;
- описательный метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованной литературы, учебно- методической литературы.
Глава 1. Теория главных членов предложения.
Подлежащее как структурно- семантический компонент предложения имеет следующие свойства: входит в структурную схему предложения ( в группу главных членов); обозначает предмет речи (субъект мысли); содержит «данное»; выражается именем в форме именительного падежа; занимает позицию перед сказуемым; является структурно независимым словом, подчиняющим сказуемое в двусоставном предложению [2 ].
В конкретных высказываниях под влиянием характера выражаемой мысли, цели высказывания, коммуникативного аспекта и т.д. подлежащее может не иметь полного набора указанных свойств, поэтому в его определение включаются наиболее существенные признаки: подлежащее – это главный независимый член предложения, обозначающий предмет речи (мысли) и выраженный именем в именительном падеже.
Общим вопросом к подлежащему, обусловленным указанными выше семантическими свойствами, является классический вопрос: о чём говорится в предложении? Этот вопрос позволяет выявить предмет речи (мысли) – логический субъект и «данное». Естественно, что при нетипичном подлежащем, когда отсутствуют какие-либо из выделенных признаков, этот вопрос не всегда возможен. Так, при актуализации подлежащего, когда оно обозначает «новое», и в некоторых других случаях этот вопрос не может быть поставлен, так как он ориентирован на обозначение подлежащим «данного».
Вопросы к т о? и ч т о? отражают разграничение в семантике подлежащего деятеля, носителя признака и т.д. [ 13].Серия остальных вопросов конкретизирует, детализирует семантику подлежащего.
Типичным способом выражения подлежащего являются существительное и местоимение: существительное называет предмет речи (мысли), а местоимение указывает на него, поэтому местоимения часто заменяют подлежащее, выраженное существительным.
Орденом осени ржавый лист
Силою ветра к груди приклеен (Багрицкий);
Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть(А.П. Чехов);
Язык растет вместе с культурой (А.Н. Толстой).
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты…(А.С.Пушкин)
Никогда не требуется строгой законченности, если она не ведёт к высокой цели (Павленко).
В естественной речи вопрос о деятеле и носителе признака является полным предложением. Например: А кто может решить этот вопрос? (Серебровская);
- А что вас, собственно, интересует?- спросил Олексин (Б.Васильев). В таких вопросах в сказуемых названы известные действия, а местоимения замещают предмет речи, поэтому в ответных предложениях подлежащее будет выразителем «нового».
Из указательных местоимений чаще других в роли подлежащего функционирует слово э т о, семантическая значимость которого определяется тем, что оно вмещает. Э т о в роли подлежащего может указывать на предложение или ряд предложений, на существительное или инфинитивное словосочетание, а также на наглядно-чувственные образы, вводя их в структуру выражаемой мысли. Например: У нас не может быть науки, разъединённой с жизнью: Это противно нашему характеру (Герцен); Вронский и Анна продолжали сидеть у маленького стола.
-Это становится неприлично, - шепнула одна дама указывая глазами на Каренину, Вронского и её мужа… (Л.Н.Толстой).
При подлежащем э т о местоимения к т о и ч т о обычно выполняют функцию сказуемого. Например:
- Что это у тебя?
- Кораблик (Яковлев);
- Кто это?
-Это мой друг. (Б.Васильев).
Особого внимания требуют относительные местоимения, выполняющие роль подлежащего в придаточных предложениях. Например: Кто работает,тот не скучает (М.Горький);Был тот особый вечер, какой бывает только на Кавказе (Л.Н. Толстой).
Из других
разрядов местоимений
Разумное и нравственное всегда совпадает (Л.Н.Толстой).
Далеко не всегда препозитивный инфинитив выполняет роль подлежащего, так как нередко препозиция инфинитива – лишь способ его актуализации : О людях говорить при жизни надо (Луконин). Во многих случаях синтаксическая функция инфинитива четко не выявлена: Работать для науки и для общих идей – это-то и есть личное счастье (А.П. Чехов).
5.Подлежащее может быть
- совместности , которые состоят из существительного или местоимения в именительном падеже, к которому при помощи союза "С" присоединяется существительное или местоимение в творительном падеже; сказуемое при этом стоит в форме множественного числа: Тихоня с Ворчуном стали самими близкими друзьями Белоснежки. Но: Король по важным государственным вопросам с королевой никогда не советовался (Грим).
- количественные, которые включают в себя слово с количественным значением (числительное, существительное, наречие) и зависимое от него существительное (или субстантивированное слово) в родительном падеже: Все семь гномиков занимались добычей драгоценных камней. Часть камней они отдавали Горному троллю – хозяину леса. Несколько самых красивых изумрудов они оставляли себе и потом меняли их на еду (Грим). Именно количественные словосочетания в роли подлежащего могут "обойтись" без именительного падежа, если называют приблизительное количество (в этом случае они включают предлоги "около" и "от … до"): Около трехсот принцев добивались руки Белоснежки. От десяти до двадцати принцев ежедневно приезжали в королевство для личного знакомства с красавицей принцессой(Грим).
- выделительные, в состав которых, входит местоимение, существительное, числительное, прилагательное в превосходной степени, далее предлог "ИЗ" и существительное или субстантивированное слово: Трое из гномиков сразу же пошли мыть руки. "Любой из нас готов помочь тебе!" - закричал самый толстый из гномиков (Грим).
- неопределенности или всеобщности, которые состоят из неопределенного или отрицательного местоименнного существительного вместе с определяющим его прилагательным или причастием: Что-то необычное творилось в этот день в королевстве (Грим).
- фразеологизмы, то есть устойчивые сочетание слов : В жизни королевы наступили черные дни (Грим).
6. Подлежащее с лексическим
7. Количественным числительным: "Восемь больше пяти", - заключил умный Добряк.
8. Подлежащее может быть выражено целым предложением. Это не означает, что какое-то предложение целиком выделяется как подлежащее, но функция подлежащего для него определяется. Прежде всего эта функция выделяется для придаточной изъяснительной части, когда она вытесняет подлежащее из главной, в результате чего главная часть рассматривается как двусоставное предложение неполное: "Хорошо, что ты теперь живешь вместе с нами!" - сказали гномики после вкусного обеда (Грим).. В прямой речи примера представлено сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным, которое стоит на месте пропущенного в главной части подлежащего [это] хорошо…
Во-вторых, позиция подлежащего может быть занята прямой речью: "Что-то с этой старушкой не так!" - мелькнуло в голове у Белоснежки (Грим).
9.Не ясен вопрос о подлежащем в таких предложениях, как Пароходов было два; Впечатлений – тьма! Одни ученые считают такие предложения двусоставными: в одном составе называется предмет высказывания (субъект), в другом дается определение качества (предикат). Первый состав - подлежащее, второй – сказуемое. Некоторые ученые рассматривают такие предложения как переходные между двусоставными и односоставными (безличными).
Таким образом, подлежащее может быть выражено любой частью речи, целым словосочетанием и даже предложением, поскольку обозначает субъект мысли, не имеющей ограничений в своем проявлении.
Сказуемое и его основные типы
Сказуемое — главный член двусоставного предложения,
обозначающий действие или признак того,
что выражено подлежащим.
Сказуемое имеет лексическое значение
(именует то, что сообщается о реалии, названной
в подлежащем) и грамматическое значение
(характеризует высказывание с точки зрения
реальности или ирреальности и соотнесенности
высказывания с моментом речи, что выражается
формами наклонения глагола, а в изъявительном
наклонении — и времени) [2].
Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное
и составное именное.