Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2015 в 13:19, курсовая работа
В нашей работе мы проанализируем адекватность языкового материала в учебниках по русскому языку уровню и объему знаний младших школьников.
В связи с заявленной целью были определены задачи исследования:
- выявление типов сказуемого в упражнениях учебников «Русский язык» для начальной школы в различных УМК;
- определение способов выражения подлежащего и сказуемого в учебниках «Русский язык» для начальной школы в различных УМК;
- наличие других, не изучаемых в начальной школе, типов сказуемого в упражнениях и других (кроме существительных и местоимений) способов выявления подлежащих.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теория главных членов предложения …………………………
1.1. Подлежащее и способы его выражения ……………………….
1.2. Типы сказуемого и способы их выражения……………………..
Глава 2. Сравнительный анализ учебников по русскому языку в разных
УМК…………………………………………………………………….
2.1. УМК «Школа России» Л.М. Зелениной Т.Е.Хохловой ……
2.2. УМК «Классическая начальная школа» Т.Г. Рамзаевой.………..
2.3. УМК «Школа России» В.П. Канакиной В.Г.Горецкий……..….
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...
Простое глагольное сказуемое, способы
его выражения
Простое глагольное сказуемое может выражаться однословно и неоднословно.
Простое глагольное сказуемое - одно слово:
со
значением интенсивности действия:
Он только и дела
1) глагол в спрягаемой
форме, то есть форме одного из наклонений;
в этих случаях сказуемое согласуется
с подлежащим: Он читал/ читает/ будет читать/
читал бы / пусть читает/ эту книгу.
2) глагольное
междометие или инфинитив; согласование
сказуемого с подлежащим
Простое глагольное сказуемое — словосочетание:
1. Простое глагольное сказуемое— фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание
— может иметь следующее строение и типовое
значение:
1) повторение глагольной формы для указания
на длительность действия:
Я иду, иду, а до леса еще далеко.
2) повторение глагольной формы с частицей
так для указания на интенсивное или полностью
осуществленное действие:
Вот уж сказал так сказал.
3) повторение одного и того же глагола
в разных формах или однокоренных глаголов
для усиления значения сказуемого:
Сам спать не спит и другим не даёт.
Жду не дождусь весны.
4) смысловой глагол с вспомогательной
глагольной формой, утратившей или ослабившей
свое лексическое значение и вносящей
в предложение дополнительные смысловые
оттенки:
А он возьми да и скажи знай себе распевает.
5) два глагола в одинаковой грамматической
форме для обозначения действия и его
цели:
пойду погуляю в саду.
6) глагол с частицей было, вносящей
значение несостоявшегося
Я собрался было в кино, но не пошел.
7) конструкция со значением интенсивности
действия:
Он только и делает, что спит.
2. Простое глагольное сказуемое
- фразеологизм обозначает единое
действие, нерасчленимое по смыслу на
действие и его материальный объект, в
большинстве случаев этот фразеологизм
можно заменить на один глагол: принять
участие, прийти в себя, впасть в ярость,
забить тревогу, иметь возможность, иметь
намерение, иметь обыкновение, иметь честь,
иметь право; изъявить желание, гореть
желанием, приобрести привычку, почитать
себя вправе, счесть необходимым и т.п.:
Он принял участие в конференции (=участвовал).
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое имеет
следующую структуру:
приинфинитивная часть + инфинитив.
Инфинитив выражает основное лексическое
значение сказуемого — называет действие.
Приинфинитивная часть выражает
грамматическое значение сказуемого,
а также дополнительную характеристику
действия — указание на его начало, середину
или конец (фазисное значение) или возможность,
желательность, степень обычности и другие
характеристики, описывающие отношение
субъекта действия к этому действию (модальное
значение).
Фазисное значение выражается глаголами
стать, начать (начинать), приняться (приниматься),
продолжить (продолжать), перестать (переставать),
прекратить (прекращать) и некоторыми
другими (чаще всего это синонимы к приведенным
словам, характерные для разговорного
стиля речи):
Я начал/ продолжил/ закончил читать эту
книгу.
Модальное значение может выражаться
:
1) глаголами уметь, мочь, хотеть, желать,
стараться, намереваться, осмелиться,
отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть,
любить, ненавидеть, остерегаться и т.п.
2) глаголом-связкой быть (в наст. времени
в нулевой форме) + краткими прилагательными
рад, готов, обязан, должен, намерен, способен,
а также наречиями и существительными
с модальным значением:
Я был готов/ не прочь / в состоянии подождать.
Как в приинфинитивной части, так и в позиции
инфинитива может быть употреблен фразеологизм:
Он
горит нетерпением участвовать в конференции
(= хочет участвовать)
Он хочет принять участие в конференции
(= хочет участвовать).
Он горит нетерпением принять участие
в конференции (= хочет участвовать).
Осложнение составного глагольного сказуемого
происходит за счет дополнительного употребления
в его составе модального или фазисного
глагола:
Я начал хотеть есть.
Я почувствовал, что скоро могу начать
хотеть есть.
Особый тип составного глагольного сказуемого
представлен в предложениях, главные члены
которых выражены глаголами в неопределенной
форме: Волков бояться — в лес не ходить.
Вспомогательная часть таких сказуемых
нетипична для составных глагольных: она
представлена глаголом-связкой быть, который
встречается в составных именных сказуемых
[9]. Кроме быть, вспомогательная часть
может быть представлена также глаголом
значить, например:
Не прийти — значит обидеть.
Не являются составными глагольными
сказуемые, выраженные:
1) составной формой будущего времени глагола
несовершенного вида в изъявительном
наклонении: Я завтра буду работать;
2) сочетанием простого глагольного сказуемого
с инфинитивом, занимающим в предложении
позицию дополнения в случае разных субъектов
действия у спрягаемой формы глагола и
инфинитива: Все просили ее спеть (все
просили, а спеть должна она);
3) сочетанием простого глагольного сказуемого
с инфинитивом, который в предложении
является обстоятельством цели: Он вышел
на улицу погулять.
Нетрудно заметить, что во всех этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое имеет
следующую структуру:
приименная часть (связка) + именная часть.
Именная часть выражает лексическое
значение сказуемого.
Приименная часть выражает грамматическое
или грамматическое и часть лексического
значения сказуемого [9].
Приименная часть бывает:
1) отвлеченная: глагол быть (в значении
'являться', а не 'находиться' или 'иметься'),
который выражает только грамматическое
значение сказуемого — наклонение, время,
лицо / род, число; в настоящем времени
отвлеченная связка выступает в нулевой
форме: Он студент / был студентом.
2) полузнаменательная (полуотвлеченная):
глаголы явиться (являться), бывать, оказаться
(казаться), представиться (представляться),
стать (становиться), сделаться (делаться),
остаться (оставаться), считаться и др.,
которые выражают грамматическое значение
сказуемого и дополняют значение, выражаемое
именной частью; эти глаголы обычно не
употребляются без именной части.
Например:
Он оказался студентом. Она казалась усталой.
3) знаменательная (полнозначная): глаголы
движения, состояния, деятельности идти,
ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять,
лежать, работать, жить и др.
Например:
Мы вернулись домой усталые. Он работал
дворником. Он жил отшельником.
Знаменательная и полузнаменательная связка
при определении типа сказуемого может
быть заменена на отвлеченную.
Именная часть может быть выражена однословно
и неоднословно.
Однословное выражение именной части:
1) существительное в падежной форме, чаще
в именительном падеже. / творительном
падеже.
Например:
Он учитель / был учителем. Юбка была в
клетку.
2) прилагательное в полной и краткой форме,
в форме любой из степеней сравнения.
Например:
Слова его были умны. Он стал выше отца.
Он самый высокий в классе.
3) полное или краткое причастие: Письмо
не было распечатано.
4) местоимение: Этот карандаш мой!
5) числительное: Он был восьмым в очереди.
6) наречие: Разговор будет начистоту. Мне
было жаль старика.
Неоднословное выражение именной части:
1) фразеологически свободное, но синтаксически
связанное словосочетание может иметь
следующее строение:
а) слово с количественным значением +
существительное в родительном падеже.
Например:
Мальчик был пяти лет.
б) существительное с зависимыми от него
словами, если само существительное мало
информативно, а смысловой центр высказывания
находится именно в зависимых от имени
словах (само существительное в этом случае
может быть выброшено из предложения почти
без потери смысла).
Например: Он лучший ученик в классе.
2) фразеологизм: Он был притчей во языцех.
Связочная часть также может быть выражена фразеологизмом:
Он имел вид смурной и рассеянный — фразеологизм в связочной части;
Составное именное сказуемое, как и составное
глагольное, может быть осложненным за
счет введения в него модального или фазисного
вспомогательного глагола.
Например: Она хотела казаться усталой.
Он постепенно начинал становиться специалистом
в этой области.
Глава 2. Сравнительный анализ учебников по русскому языку в разных
УМК.
2.1. УМК «Школа России» Л.М. Зелениной Т.Е.Хохловой
В данном УМК изучение главных членов предложения начинается в 3 классе. В разделе «Синтаксис и пунктуация» отводится 6 часов на изучение темы «Главные и второстепенные члены предложения, и сказуемое».
Анализируя УМК «Школа России» Л.М. Зелениной Т.Е.Хохловой , мы выяснили следующее:
В упражнении 4 на странице 53 дано предложение: В душе воцарилась тоска. Тоска – подлежащее, воцарилась сказуемое, но сказуемое стоит на первом месте, подлежащее на втором - инверсия.
Упражнение 5 на странице 53 – предложение: За рекою тянулись луга. Луга – подлежащее, тянулись - сказуемое, но сказуемое стоит на первом месте, подлежащее на втором - инверсия.
В упражнении 6 на странице 54 предложение:
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Слово тиха – (составное именное) сказуемое. Выражено кратким прилагательным.
Во втором предложении говорится о небе, небо подлежащее, выраженное существительным, прозрачно – (составное именное) сказуемое, выраженное кратким прилагательным.
Упражнение 7 стр. 54 , предложение: Олень – северное животное.
Задание: прочитайте еще раз это предложение. О ком в нем говорится? Что говорится об олене? В этом предложении слово олень - сказуемое. Какой частью речи оно выражено? (считаем данный пример сказуемого выраженного существительным для начальной школы неудачным).
Упражнение 9 стр.55 предложение:
Москва – сердце России.
Москва – подлежащее, сердце – сказуемое, выраженное существительным.
Приводится пример , в упражнении 12 стр.57,когда (составное именное) сказуемое выражено полным прилагательным.
Поля стеклянные – межи деревянные.
Упр.16, стр. 59 Начался дождь. Он лил как из ведра. В данном случае сказуемое выражено фразеологическим оборотом, считаем данный пример неудачным для начальной школы.
2.2. УМК «Классическая начальная школа» Т.Г. Рамзаевой.
В УМК «Классическая начальная школа» Т.Г. Рамзаевой понятие о главных членах предложения вводится во втором классе в разделе «Предложение и текст» отводится 2 часа.
Предлагается упражнение 131 стр.69 для закрепления изученного подлежащего.
Животные зимой.
Бродит голодный волк по лесу. Залег медведь в берлогу. Ёж заснул до весны. Лягушки зарылись в мох. Застыли под хворостом ящерицы.
Задание: спиши. О ком говорится в каждом предложении? Подчеркни эти слова. На какой вопрос они отвечают? Как они называются? В данном упражнении в первом, втором и третьем предложении наблюдается инверсия, так как на первом месте сказуемое, на втором – подлежащее.
Второй урок посвящен изучению «Что такое сказуемое?».
Дано определение:
Главный член предложения, который обозначает, ч т о г о в о р и т с я о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы:
что делает? что делают? что делал? что делали? что делал? что сделает? что делают?
Упражнение 134 стр.70 на закрепление изученного материала.
Анализируя материал данного УМК во 2 классе, выяснилось, что в примерах приведены подлежащие, выраженные существительными в именительном падеже, и простые глагольные сказуемые, в редких случаях встречается инверсия главных членов.
Изучение главных членов предложения продолжается в 3 классе, также детей знакомят со связью слов в предложении и второстепенными членами предложения.
Упражнение 95 стр.39
Налетел сильный ветер. С деревьев полетели желтые листья. Листья закружились в воздухе.
Задание: Прочитай. Спиши первое предложение. Разбери его по членам. Спиши и разбери по членам второе и третье предложения.
Анализируя материал данного УМК в 3 классе, выяснили, что в примерах приведены подлежащие, выраженные существительными в именительном падеже, и простые глагольные сказуемые в редких случаях встречается инверсия главных членов.
При изучении темы «Местоимение» в 4 классе, УМК « Классическая школа» вводится понятие , что подлежащее может быть выражено местоимением. Отдельного урока для этого не выделяется. Примеры приводятся только в разделе «Повторение в конце года».
Дается определение: Подлежащее чаще всего выражается именем существительным в именительном падеже или местоимением: На стройке работал подъёмный кран. Он поднимал готовые части для сборки дома.
В первом предложении наблюдаем инверсию главных членов предложения.
Анализируя материал данного УМК в 4 классе, выяснили, что в примерах приведены подлежащие, выраженные существительными в именительном падеже, местоимениями, и простые глагольные сказуемые в редких случаях встречается инверсия главных членов.
2.2. УМК «Школа России» В.П. Канакиной В.Г.Горецкого
В УМК «Школа России» В.П. Канакиной В.Г.Горецкого понятие о главных членах предложения вводится во втором классе в разделе «Предложение и текст».
Упражнение 2 стр.9 : Загремел веселый гром…
В первом предложении упражнения, наблюдаем инверсию главных членов предложения.
Упражнение 4 стр.10 : В берлоге спит медведь. Подлежащее выражено существительным, сказуемое – простое глагольное, но данном предложении – инверсия.
Заключение
Работая над проблемой применения в преподавании русского языка является, качественного фактического языкового материала в учебниках по русскому языку для начальной школы. Иногда в упражнениях и заданиях встречаются такие языковые факты, которые дети в начальной школе не встречают вообще или на момент той или иной темы они с этими фактами ещё не знакомы. В нашей работе мы проанализируем адекватность языкового материала в учебниках по русскому языку уровню и объему знаний младших школьников.