Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:24, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению. Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к школьному обучению
1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе»……………………………………………………………………………..7
1.2. Проблема взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого-педагогической литературе……………………………………..17
1.3. Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе в теории и практике дошкольного образовани……………………………………………………………………….30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по орагнизации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе
2.1. Анализ уровня взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе………………………………………………………...44
2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ДОУ с родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению………………………………………………………………………...60
2.3. Оценка эффективности программы взаимодействия доу с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению ……………..70

Заключение……………………………………………………………….75
Литература………………………………………………………………..78

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное образовательное.doc

— 852.50 Кб (Скачать файл)

Задача: раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка.

Предварительная работа: анализ и обобщение литературы по проблеме социально-нравственного развития ребенка, составление вопросов для викторины, подготовка приглашений с детьми.

Ход и содержание

За столиками  расположились семьи - участницы  викторины. На доске написаны пословицы:

Человек без  воспитания - тело без души.

Без догляда  и дерево не поднимется.

Дитятко - что  тесто: как замесил, так и выросло.

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня мы порассуждаем о социально-нравственном воспитании.

Для начала ответьте на вопросы теста. Выберите, пожалуйста, правильный ответ.

Тем родителям, кто быстрее других правильно  ответит, педагог дает фишки. Побеждает  та семья (команда), которая назовет большее количество правильных ответов.

Воспитатель подводит итоги, предлагает пересчитать все  заработанные фишки: так определяется победитель. Семье-победительнице вручается  особый приз. Всем участникам дарят  значки и сувениры.

На  этом этапе основные функции сотрудничества семей каждой из дифференцированных групп и всех родителей в целом  были сформированы. Поэтому стало возможным проведение итогового занятия, закрепляющего достижения детей, родителей и воспитателей в организации положительного образовательного пространства в семье и ДОУ.

Занятие 5.

«День семьи»

Задача: развитие интеллектуальной и творческой инициативы детей и взрослых; рефлексия результатов взаимодействия детей, родителей и воспитателей.

Предварительная работа: консультативная помощь родителям в разработке авторских проектов, распределение обязанностей детей и родителей по подготовке чаепития и досуговой программы. Беседа о гербах. Совместное изготовление (рисование, аппликация) детьми и родителями семейных гербов.

Ход и содержание

На столах разложены  гербы семей. У воспитателя - герб г. Армавира. На доске - карта России.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на карту. Это карта  нашего государства. Кто знает, как  оно называется?(Россия)

Карта сможет многое рассказать о стране. Мы видим, что Россия - большое государство. Здесь много городов, рек, лесов. Мы гордимся нашей великой Родиной. Но у каждого из нас есть малая Родина - это тот уголок земли, где мы родились, где находится родной дом. Наша малая Родина - это город, в котором мы живем. Как он называется? (Армавир)

В давние времена  во многих странах были воины - рыцари. Вы, наверное, слышали о них или  смотрели фильмы. Рыцари участвовали  в турнирах, где боролись друг с  другом. Они сражались, сидя на конях. Поверх одежды рыцари надевали металлические доспехи. Как вы думаете, для чего? (Дети отвечают.) Правильно, для того, чтобы защититься от мечей и копий (основного оружия в те времена). Потому что шлемы закрывали лица и чтобы можно было узнать друг друга, во время турниров рыцари прикрепили к ним султанчики, ленточки, а позже стали рисовать на щитах и доспехах различные знаки. Такой знак и назвали гербом. Позже гербы стали достоянием не только воинов, но и семей, а потом - городов и стран. Есть и у Армавира свой герб. Давайте его рассмотрим.

Вам предлагалось изготовить герб своей семьи. Посмотрите, что лежит на столах? (Гербы семей)

Дети. Почему гербы  такие разные? (Рассуждения детей.)

Воспитатель. Теперь покажите, пожалуйста, свой семейный герб и расскажите о семье.

Семье, получившей приз зрительских симпатий, предлагается разыграть сказку, которая, по мнению детей и взрослых, больше всего им соответствует. При этом разрешено привлекать в качестве участников членов других семей. Заканчивается вечер чаепитием.

Таким образом, формирующий эксперимент был направлен на формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОУ; определение приоритетных направлений педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей воспитанников; повышение педагогической компетентности: родителей дифференцированных групп и профессиональной компетентности педагогов в процессе проведения семинара-практикума. Для решения данных задач была разработана программа организации педагогических условий работы с родителями, включающая три этапа: 1. Проведение проблемного семинара; 2. Организация семинара-практикума; 3. Презентация семейных творческих проектов. На всех этапах использовались специальные методы активизации родителей: вопросы к родителям по излагаемому материалу; постановка дискуссионных вопросов; предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров из литературных источников, решение педагогических задач и др.

 

2.3 Результаты  реализации методики эффективного  сотрудничества с родителями дифференцированных групп

 

Цель: Обобщение систематизация полученных результатов после апробации методики эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников.

Задачами  контрольного эксперимента стали:

1. Качественный  и количественный анализ и систематизация полученных результатов.

. Подтверждение  эффективности разработанной методики  эффективного взаимодействия педагогов  ДОУ с семьями воспитанников.

Критерием эффективности нашей  работы мы считали такое положение, когда те или иные функции педагогического сотрудничества с родителями в результате реализации условий по налаживанию эффективного взаимодействия с родителями, инициировались подъемом (высокий, средний, низкий уровни).

Следуя решению  поставленных в эксперименте задач, эффективность предложенной нами методики проверялась следующим образом.

На контрольном  этапе эксперимента повторно проводился анализ сформированности образовательных  стратегий сотрудничества ДОУ и  семьи после реализации предложенной нами методики эффективного взаимодействия ДОУ и семьи. С этой целью нами повторно анализировалась степень реализации программных задач сотрудничества.

Взаимодействие  семьи и ДОУ в рамках, сочетающих индивидуальную и подгрупповую совместную деятельность, показало, что за время апробации комплексной методики и проведения семинара-практикумапроизошли качественные изменения, прежде всего во взаимодействии семьи и детского сада.

Включившись в  реальное сотрудничество и установив  партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению.

Отношение педагогов к сотрудничеству с  родителями также изменилось.

Это стало основой  для разработки конкретной программы  семинара-практикума. Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей обеспечило комплексный подход к воспитательно-образовательному процессу.

Под влиянием педагогов, родители ощутили потребность в  повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей. В процессе работы с ними повысился их интерес к проблемам детей.

На консультациях  родители рассказывали, с помощью  какой методической литературы они  решали проблемы воспитания, к какому результату приходили.

В итоге параллельно  с организованным процессом просвещения родителей шел процесс стихийного получения информации, так как они после консультаций стали активнее интересоваться новинками методической литературы. Некоторые из родителей обменивались мнением друг с другом и воспитателем по поводу прочитанного, предлагали детскую литературу, представляющую, по их мнению, интерес. Вследствие чего пополнилась библиотека методической и детской литературы в группе.

Использование традиционных и нетрадиционных методов  сотрудничества способствовало реальному участию родителей в воспитательно-образовательной работе детского сада с учетом их интересов и предпочтений.

Благодаря досуговым  формам организации общения (конкурс, викторина) сложились теплые неформальные отношения между детьми, родителями и педагогами, которые познакомились с особенностями воспитания детей в семье. А родители получили возможность пересмотреть приемы и методы домашнего воспитания.

Непринужденная  форма общения, обсуждение актуальных проблем воспитания, учет пожеланий  родителей, использование методов их активизации способствовали формированию адекватной родительской позиции.

Такое эффективное  взаимодействие с воспитателями  и участие в жизни детского сада позволили родителям приобрести опыт педагогической диагностики и  развивающего сотрудничества, как со своим ребенком, так и с детским коллективом в целом.

Например, в содержании домашнего воспитания появились  новые формы творческого взаимодействия с ребенком, такие как «Выпуск  творческого проекта», что способствовало духовному сближению членов семьи. Потому что появилось интересное общее дело, мотив для организации совместной деятельности.

Праздник «День  семьи» не только объединил родителей  и детей: создалась атмосфера  тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и  родителей. Взрослых все больше интересовали события, происходящие в группе, даже если они не касались их собственного ребенка.

Наиболее контактные взрослые легко вступали в беседу с другими родителями и сразу  откликались на просьбы педагогов. Многие из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками мероприятий в группе. Общаясь с ребенком и педагогами, почувствовали большую компетентность в семейном воспитании.

Родители убедились  в том, что их участие в жизни  детского сада нужно не потому, что  этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.

После качественного анализа результатов исследования мы произвели экспертную оценку функций педагогического сотрудничества с родителями дифференцированных групп на начало и конец учебного года (Таблица 24.).

 

Таблица 24. Результаты реализации условий по налаживанию  эффективного взаимодействия с родителями

Дифференцированная  группаФункции педагогического  сотрудничества с родителямиОхрана и укрепление здоровья детей (материнская  функция)Развивающая (воспитывающая и обучающая)Диагностическая и коррекционнаяКоммуникативная функция (определяющая стиль взаимоотношения)Конструкторско-организаторскаяКоординирующаяФункция профессионального самосовершенствованияI. Интеллектуальное воспитание и физическое развитие (в среднем по гр.)начало уч. годаССНСННВконец уч. годаСССВССВII. Художественно-эстетическое и интеллектуальное воспитание (в среднем по гр.)начало уч. годаНСНСНННконец уч. годаСССВСССIII. Физическое развитие и художественно-эстетическое воспитание (в среднем по гр.)начало уч. годаССНСНННконец уч. годаВВСВССС

Условные  обозначения:

С - средний уровень; Н - низкий уровень; В-высокий уровень.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об улучшении работы ДОУ по основным функциям взаимодействия родителей и педагогов.

У родителей 1-й дифференцированной группы (приоритет интеллектуального воспитания и физического развития):

среднего уровня достигли функции: охрана и укрепление здоровья детей, развивающая (воспитывающая и обучающая), диагностическая и коррекционная, конструкторско-организаторская, координирующая;

высокого уровня достигли функции: коммуникативная, профессионального самосовершенствования.

У родителей 2-й дифференцированной группы (приоритет художественно-эстетического и интеллектуального воспитания):

- среднего уровня достигли функции: охрана и укрепление здоровья детей, развивающая (воспитывающая и обучающая), диагностическая и коррекционная, конструкторско-организаторская, координирующая, функция профессионального самосовершенствования;

- высокого уровня достигла коммуникативная функция.

У родителей 3-й дифференцированной группы (приоритет физического развития и художественно-эстетического воспитания):

среднего уровня достигли функции: диагностическая и коррекционная, конструкторско-организаторская, координирующая, функция профессионального самосовершенствования;

высокого уровня достигли функции: охрана и укрепление здоровья детей, развивающая (воспитывающая и обучающая), коммуникативная.

Итого:

- у родителей 1-й дифференцированной группы 2 из 7 функций сотрудничества оказались на «пике» своего развития;

у родителей 2-й  дифференцированной группы - 1 из 7 функций  сотрудничества оказались на «пике» своего развития;

у родителей 3-й  дифференцированной группы 3 из 7 функций  сотрудничества оказались сформированными в наиболее высокой степени.

График оптимальности  выполнения функций педагогического  сотрудничества с представителями  родителей дифференцированных групп  отражен в Диаграмме 2.

 

Диаграмма 2. График оптимальности выполнения функций педагогического сотрудничества с представителями родителей дифференцированных групп

 

Линейный  график, имеющий подъемы в реализации коммуникативной функции и функции профессионального самосовершенствования, у родителей 1-й дифференцированной группы (приоритет интеллектуального воспитания и физического развития). Колебания между наименьшими и наибольшими значениями функций составляют 6,7%.

Линейный  график с выходом на подъемы (коммуникативная  функция) и вновь на линейный график - у родителей 2-й дифференцированной группы (приоритет художественно-эстетического и интеллектуального воспитания). Колебания между наименьшими и наибольшими значениями функций составляют 6%.

Линейный  график (материнская функция, развивающая, коммуникативная) - у родителей 3-й дифференцированной группы (приоритет физического развития и художественно-эстетического воспитания). Колебания между наименьшими и наибольшими значениями функций составляют 6%.

Было отмечено изменение графиков взаимодействия семей и сотрудников ДОУ в  лучшую сторону: исчезли «провалы» в графиках, появились более выраженные и многочисленные «пики».

Видимо, значительное улучшение сотрудничества ДОУ и  семей дифференцированных групп  связано, в первую очередь, с тем, что у родителей улучшились взаимоотношения  с детьми и воспитателями (коммуникативная функция), что положительно повлияло на развитие всех остальных функций взаимодействия и инициировалоподъем в развитии функций, таких как охрана и укрепление здоровья детей, развивающая (воспитывающая и обучающая) и функция профессионального самосовершенствования.

Информация о работе Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе