Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:24, дипломная работа
Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению. Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к школьному обучению
1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе»……………………………………………………………………………..7
1.2. Проблема взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого-педагогической литературе……………………………………..17
1.3. Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе в теории и практике дошкольного образовани……………………………………………………………………….30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по орагнизации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе
2.1. Анализ уровня взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе………………………………………………………...44
2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ДОУ с родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению………………………………………………………………………...60
2.3. Оценка эффективности программы взаимодействия доу с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению ……………..70
Заключение……………………………………………………………….75
Литература………………………………………………………………..78
Таким образом, результаты апробации методики диагностики взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и программы семинара-практикума для родителей подтвердили эффективность предложенных методов работы.
Значительно улучшились взаимоотношения (коммуникативная функция) с детьми и воспитателями, что инициировало подъем в развитии таких функций, как охрана и укрепление здоровья детей, развивающая (воспитывающая и обучающая) и профессиональное самосовершенствование.
Улучшились показатели совместимости позиций взрослых и детей, а отношение между родителями и детьми стали более конструктивными.
Заключение
Основные подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания строятся на понимании структуры взаимоотношений в семьях и уровне педагогической культуры родителей в семье. Но, к сожалению, до сих пор не хватает разработанных методик, направленных на оценку эффективности сотрудничества детского сада с родителями, относящимися к разным уровням педагогической культуры и обладающими различными взглядами на процесс развития, воспитания и обучения детей, тем более, на выбор приоритетных направлений взаимодействия с педагогами и специалистами ДОУ.
Однако учет
данных типологических групп родителей
может стать основой для
Анализ исследований
педагогической теории и практики показал,
что в системе взаимодействия
детских садов и семьи
Анализ путей современного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи позволил нам выделить в нашем научном исследовании в качестве педагогических условий выбора эффективных методов и приемов работы с родителями, формирования оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада следующие:
формирование
у родителей воспитанников
согласование
представлений родителей и
постановка специфических
проблем педагогического
обучение родителей
и воспитателей функциям сотрудничества
через использование
развитие интеллектуальной и творческой инициативы детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по методу творческих проектов.
Организация констатирующего этапа эксперимента показала, что педагогу необходимо повышать свой профессиональный уровень, учитывая интересы дифференцированных групп родителей, чтобы быть компетентным в значимых для них вопросах для полноценного взаимодействия с родителями. Родителям необходимо сформировать установки на сотрудничество и повысить педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития своих детей при организации в дошкольном учреждении педагогически целесообразных условий эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи.
Формирующий эксперимент был направлен на формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОУ; определение приоритетных направлений педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей воспитанников; повышение педагогической компетентности: родителей дифференцированных групп и профессиональной компетентности педагогов в процессе проведения семинара-практикума. Для решения данных задач была разработана программа организации педагогических условий работы с родителями, включающая три этапа:
этап. Проведение проблемного семинара;
этап. Организация семинара-практикума;
этап. Презентация семейных творческих проектов.
На всех этапах использовались специальные методы активизации родителей: вопросы к родителям по излагаемому материалу; постановка дискуссионных вопросов; предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров из литературных источников, решение педагогических задач и др.
Результаты апробации
методики взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников и программы
Значительно улучшились взаимоотношения (коммуникативная функция) с детьми и воспитателями, что инициировало подъем в развитии таких функций, как охрана и укрепление здоровья детей, развивающая (воспитывающая и обучающая) и профессиональное самосовершенствование.
Улучшились показатели совместимости позиций взрослых и детей, а отношение между родителями и детьми стали более конструктивными. Все это подтверждает выдвинутую нами в начале исследования гипотезу.
Список литературы
1.Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М.: Карапуз, 1997. С. 288.
2.Арнаутова Е.П.
Основы сотрудничества
.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2001. С. 264.
.Бестужев-Лада
И. В, Идеальные представления
о системе народного
.Богославец
Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие
дошкольного образовательного
.Воспитание дошкольника в семье: вопросы теории и методики/ под ред. Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1979.
.Воспитатели и родители / под ред. Л.В. Загик В.М. Ивановой. - М., 1985.
.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1997.
.Глебова С.В.
Детский сад-семья. Аспекты
.Данилина Т.А.
Современные проблемы
.Доронова Т.Я., Голубева Л.В., Гордова Я.А. и др. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2005. С. 143.
.Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., ЖичкинаА. Е. и др. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка-Пресс, 2001. С. 224.
.Дружинин В.Я. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.
.Загик Л.В., Куликова Т.А., Маркова Т.А. и др. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. С. 192.
.Зверева О.Л.,
Ганичева А.Я. Семейная
.Зверева О.Л.,
Кротова Т.В. Общение педагога
с родителями в ДОУ:
.Зверева О.Л.,
Кротова Т.В. Родительские
.История дошкольной педагогики: учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / под ред. Л.Н. Литвина. - М.: Просвещение, 1989. С. 352.
.Котырло В.К., Ладывир С.А. Детский сад и семья. - Киев, 1984.
.Куликова Т.А.
Семейная педагогика и
.Лесгафт П.Ф.
Семейное воспитание ребенка
и его значение: библиотека учителя
и воспитателя; страницы
.Логинова В.Я., Бабаева Т.Я., Ноткина Я.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л.М. Гурович. 3-е изд. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.
.ЛутошкинА. Я. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.
.Макаренко А.С.
Книга для родителей: к 100-
.Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. и др. Детский сад и семья /под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1981. С. 176.
.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада. - М., Просвещение, 1982. С. 128.
.Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. - М., Айрис-пресс, 2006. - 144 с.
.Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1990. С. 160.
.Павлова Л.Н.
О взаимодействии семейного и
общественного воспитания
.Популярная психология для родителей / под ред. А.С. Спиваковской. - СПб., 1997.
.Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. С. 208.
.Пухова Т.И. Шесть кукол: психологический анализ режиссерской игры в «семью» у дошкольников. - М., 2000.
.Репина Т.А. и др. Общение детей в детском саду и в семье. - М., 1990.
.Романова Е.
С, Потемкина О.Ф. Графические
методы в психологической
.Соколова Т.П.
Тематический контроль «
.Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989.
.Хямяляйнен
Ю. Воспитание родителей:
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Удмуртский Государственный Университет
Курсовая работа
Тема: «Взаимодействие МДОУ с семьей»
Выполнил
Студент 3 С (Вт) – 031000 – 43(к)
Григорьева В.Л
Проверил
Савельева М.Г
2008г.
ПЛАН РАБОТЫ
Введение
1. Семья и значение семьи в жизни ребенка
1.1 Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории
1.2 Сущность понятия «Семья»
2. Способы взаимодействия, формы и методы педагогов МДОУ с родителями
2.1 Содержание работы педагога с родителями в ДОУ
2.2 Формы общения педагога с родителями
2.3 Основные
подходы к определению и
2.4 Организация
сотрудничества педагогов,
Заключение
Библиография
Приложения
ВЕДЕНИЕ
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Актуальность данной темы в том, что современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи.
В связи с таким положением появился термин «семьи группы риска», которые нуждаются в особой поддержке.
Взаимодействие
педагогов дошкольного
Повышение педагогической культуры разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Информация о работе Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе