Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 00:19, дипломная работа

Краткое описание

Работа состоит из трех глав. В первой главе подробно освещаются
теоретические вопросы по проблеме межличностных взаимоотношений в младшем
подростковом возрасте, даётся общая характеристика подросткового возраста,
показана специфика общения, его особенностей, названы основные причины
трудностей, возникающих в процессе общения. Во второй главе даётся описание
методик, которые способствуют выявлению статусного положения подростка в
системе межличностных взаимоотношений, определению уровня самооценки. В
третьей главе описывается исследование проведенное на базе средней школы №
96 г. Екатеринбурга. В работе делается заключение, что самооценка зависит
от статусного положения подростка в группе.

Содержание

Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений


и самооценки детей младшего подросткового возраста 7

Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных
взаимоотношений и самооценки детей младшего
подросткового возраста 33
Глава 3. Практическая часть 41
Выводы и рекомендации 57
Заключение 59
Список использованной литературы 60

Вложенные файлы: 1 файл

диплом1.doc

— 176.42 Кб (Скачать файл)

способствует тому, что у детей возникает  неадекватная  оценка  самих  себя,

своих возможностей.

      Для подростков стремление быть как взрослый  переходит  в  потребность

быть взрослым, быть самостоятельным. Появляется стремление  осознавать  себя

как  личность,  иметь  собственную  оценку,  отличную  от  мнения  взрослых.

Подросток стремиться быть в  обществе,  в  среде  сверстников  и  иметь  там

определенный авторитет, занимать определенное  положение.  В  этом  возрасте

становиться наиболее выраженным конфликт между предметной и  мотивационно  -

потребностной  сферой деятельности ребенка. Это  противоречие  возникает  на

основе "надвигающейся тесноты" учебной деятельности.  Ребенок  по  некоторым

причинам  переходит  к  тем  видам  деятельности,  которые  требуют  меньшей

дисциплины и где мнение сверстников является определяющим.

      Уже сформировавшаяся способность детей к  обобщению  дает  возможность

подростку делать обобщения в достаточно сложной области  –  деятельности  по

усвоению норм человеческих взаимоотношений.  Поэтому  ведущей  деятельностью

подростка  является  интимно  –  личностное  общение  в   различных   сферах

деятельности. Это дает ему  возможность  проявить  себя  и  самоутвердиться.

Именно поэтому подростки активизируют интимно  –  личностное  и  стихийно  –

групповое общение как в школе, так и вне её.

      Ведущим центральным психическим новообразованием подростка  становится

чувство взрослости и становящееся самосознание. Это  приводит  к  тому,  что

начинает меняться личность подростка, сфера его  интересов  и  потребностей.

Формирование  мотивационно  –  потребностной  сферы  требует  от   подростка

расширения всех форм общения. Такое общение уже не может проходить только  в

рамках учебной деятельности, т. к. особенности и характер развития  детей  в

этом возрасте определяется сознанием того, что его  собственные  возможности

значительно возросли.

      В подростковом возрасте дети  большей  частью  замкнуты  на  себя,  на

сверстников, поэтому все превносимые в их среду нормы не  носят  устойчивого

характера и часто отторгаются подростками.      Д.И. Фельдштейн рассматривая генезис развития подростка  отмечал,  что

в этом возрасте значительное внимание следует уделять  эмоциональной  сфере,

так  как  именно  она  определяет  многие  моменты   поведения   и   общения

подростков.  Хотя   большинство   организуемых   подростками   групп   носит

моногамный характер, вместе  с  тем  в  среде  сверстников  возникают  такие

качества  и  формы  общения,  которые  начинают  определять  первые  попытки

юношеской дружбы и любви.

Межличностные отношения ребенка со сверстниками,  возникающие  стихийно  или

организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные  возрастные  социально  –

психологические характеристики.

       Фаза  индивидуализации,  относительно  преобладающая  в  подростковом

возрасте   над   собственно   адаптационными   процессами,   характеризуется

уточнением и развитием представлений о самом себе –  активным  формированием

образа "Я". По сравнению с начальной школой у детей  интенсивно  развиваетсясамосознание,  расширяются  контакты  со  сверстниками.  Участие  в   работе

различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных  секций

выводит подростка на орбиту  широких  социальных  связей.  Развитие  ролевых

отношений    сочетается    с    интенсивным     формированием     личностных

взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение.

      Взаимоотношения со  сверстниками  становятся  более  избирательными  и

стабильными. При  сохранении  высоко  ценимых  свойств  "хорошего  товарища"

повышается  роль  нравственного  компонента  во  взаимооценках.  Морально  –

волевые   характеристики   партнера    становятся    важнейшим    основанием

предпочтений.  Статус   личности   более   всего   связан   с   волевыми   и

интеллектуальными  свойствами  ученика.   Высоко   оцениваются   сверстники,

которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как  и

в начальной  школе,  остается  одним  из  ведущих  оснований  межличностного

выбора.

      Выявлено, что "предпочитаемые"  и  "отверженные"  подростки  в  классе

отличаются разными системами ориентаций. "Предпочитаемые" в большей  степени

ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают  угрозу  утраты

статуса,  их  стратегия  поведения  становиться  активной   и   деятельность

приобретает более интенсивный,  целенаправленный,  организованный  характер.

Ученики с неблагоприятным положением в классе  фиксированы  главным  образом

на  взаимоотношениях  со  сверстниками.  В  случае  угрозы  их  и  без  того

неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на  ситуацию  и

даже готовы  вовсе  разорвать  отношения  со  сверстниками  [9].  Значимость

эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что  их  нарушения,

сопровождающиеся   стойкими   состояниями   тревоги    и    психологического

дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.

      Как популярные, так и  непопулярные  школьники  отличаются  по  уровню

социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые  подходы  к

анализу  конфликтов.  Они  анализируют  ситуации  достаточно  объективно   и

рассматривают  их  даже  несколько   отстраненно.   Восприятие   событий   у

непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной  ситуации.  Они  либо

уходят  от  решения,  либо,  ориентируясь  на  сиюминутный   результат,   не

задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

      Обостренная потребность в  индивидуализации  личности  в  сочетании  с

максимализмом  в  оценках  окружающих,  которые  тоже  стремятся  обрести  и

продемонстрировать   свою   индивидуальность,   может   осложнять   процессы

группового  развития.  "Индивидуализация  рождает  напряженную  потребность,

которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением  во  внутренний

мир другого"[19].

       Уровень  развития   коллективных   отношений   определяет   специфику

процессов индивидуализации.  В  классах,  где  взаимоотношения  основаны  на

доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности,  независимо

от статуса членов группы,  встречают  поддержку  и  способствуют  интеграции

личности в группе. Обогащенной оказывается не только  личность,  проявляющая

творческую инициативу, смелость в отказе от  отрицательных  традиций,  но  и

коллектив. В группах с  низким  уровнем  коллективных  отношений  проявления

индивидуальности  пресекаются  без  учета   их   нравственного   содержания.

Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет  в

себе угрозу  для  персонализации  остальных.  В  классах  с  подобным  типом

межличностных  отношений  индивидуализация   одного   происходит   за   счет

деиндивидуализации других.

      Каждый подросток  психологически  принадлежит  к  нескольким  группам:

семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если  цели  и  ценности

групп не противоречат друг другу, формирование личности  подростка  проходит

в  однотипных  социальных  условиях.  Противоречивость  норм   и   ценностей

различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор  может

сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.

      Из множества сфер общения  подростком  выделяется  референтная  группа

сверстников, с  требованиями  которой  он  считается  и  на  мнение  которой

ориентируется  в значимых для себя ситуациях.

1.4. Понятие  «самооценка».

      Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей,

способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к

фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени

определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [12].

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой  будет,  например,

оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В  общей,

или глобальной самооценке  отражается  одобрение  или  неодобрение,  которое

переживает человек по отношению к самому себе.

      Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо

занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой,

различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

      Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и

неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых

формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях

устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному

взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг

друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается

сущность личности.

      Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки

является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта,

и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности.

Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений

к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.

      Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его

основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности

потребностью [16]. Уровень притязаний – это тот практический результат,

которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической

деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов,

которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению,

нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или

неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое

значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижениеуспехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда

сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или

отсутствием у него необходимых способностей.

      Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни

личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции

поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в

структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои

возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка,

формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное

образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности.

Я - концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как

неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он

строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего

поведения и деятельности.

      Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности,

каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических

отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он

вступает в общение и взаимодействие.

      Самооценка-отношение человека к своим способностям, возможностям,

личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной

(адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в

действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек

оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с

тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной,

то есть неадекватной.

      Если  человек  недооценивает  себя  по  сравнению  с  тем,  что  он  в

действительности есть, то у него самооценка заниженная. В  тех  же  случаях,

когда  он   переоценивает   свои   возможности,   результаты   деятельности,

личностные качества,  наружность, характерной для него  является  завышенная

самооценка.

      Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она

свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях –

производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации,

в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его

неправильной самооценки.

      Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с

ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа,

неизбежно включаются.

      Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается

то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность,

направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

1.5. Особенности развития самооценки детей младшего подросткового возраста.

      Один из самых важных моментов в развитии личности подростка –

формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У

подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам

собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с

другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста