Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 00:19, дипломная работа
Работа состоит из трех глав. В первой главе подробно освещаются
теоретические вопросы по проблеме межличностных взаимоотношений в младшем
подростковом возрасте, даётся общая характеристика подросткового возраста,
показана специфика общения, его особенностей, названы основные причины
трудностей, возникающих в процессе общения. Во второй главе даётся описание
методик, которые способствуют выявлению статусного положения подростка в
системе межличностных взаимоотношений, определению уровня самооценки. В
третьей главе описывается исследование проведенное на базе средней школы №
96 г. Екатеринбурга. В работе делается заключение, что самооценка зависит
от статусного положения подростка в группе.
Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений
и самооценки детей младшего подросткового возраста 7
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных
взаимоотношений и самооценки детей младшего
подросткового возраста 33
Глава 3. Практическая часть 41
Выводы и рекомендации 57
Заключение 59
Список использованной литературы 60
Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек видим (график 3.4.), что:
- у мальчиков экспериментальной группы «А» уровень высокой самооценки
составляет 38,5%, а у мальчиков экспериментальной группы Б-33,3%;
- из графика 3.4. видно, что уровень средней самооценки у мальчиков
экспериментальной группы «Б» выше (58,3%), чем у мальчиков
экспериментальной группы «А» (38,5%);
- из того же графика видно, что уровень низкой самооценки у мальчиков
экспериментальной группы А составляет 23%, а у мальчиков экспериментальной
группы «Б»- 9%.
Рассматривая девочек по определению уровня самооценки мы наблюдаем
следующее (график 3.4.):
- у девочек экспериментальной группы «А» уровень высокой самооценки
составляет 16,6%, а у девочек экспериментальной группы Б-38,5%;
- уровень средней самооценки у девочек экспериментальной группы «А» равно
74,4%, у девочек экспериментальной группы «Б» - 46,2%;
- у девочек экспериментальной группы «А» уровень низкой самооценки
составляет 9%, а у девочек экспериментальной группы Б- 15,3%
3.3. Статусное положение детей с различным уровнем самооценки.
Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему
уровнем самооценки, мы получили следующие результаты (график 3.5.):
А). В экспериментальной группе «А»:
- из общего количества детей первого статуса (лидеры) 78% детей имеют
высокий уровень самооценки и 22% имеют средний уровень самооценки;
- из всех детей находящихся во втором статусе (предпочитаемые) 100% детей
имеют средний уровень самооценки;
- 100% детей, относящихся к третей статусной категории (принебрегаемые)
имеют средний уровень самооценки;
- из всех детей, находящихся в четвертой статусной категории (отверженные)-
80% имеют низкий уровень самооценки и 20% детей имеют средний уровень
самооценки.
В). В экспериментальной группе Б:
- из общего количества детей первого статуса (лидеры) 71% имеют высокий
уровень самооценки и 29% имеют средний уровень самооценки;
- из всех детей находящихся во втором статусе (предпочитаемые) 57% имеют
высокий уровень самооценки и 43% имеют средний уровень самооценки;
- из всех детей третей статусной категории (принебрегаемые) 100 % имеют
средний уровень самооценки;
- из всех детей находящихся в четвертой статусной категории (отверженные)
25% имеют средний уровень самооценки и 75% имеют низкий уровень
самооценки.
В результате исследования связи самооценки школьника с его статусным
положением в системе межличностных отношений мы пришли к следующим выводам:
самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в
группе, однако изменения самооценки при переходе из одной статусной группы
в другую незначительны.
3.4. Математическая обработка результатов исследования.
Для подтверждения гипотезы нами был использован метод расчета
коэффициента корреляции вычисляемый по формуле Пирсона:
Где: n – объем группы;
Х – первичные результаты показателя социометрического статуса;
У – первичные результаты уровня самооценки;
(ХУ – алгебраическая сумма первичных результатов.
Расчеты коэффициента корреляции были произведены с применением ЭВМ,
полученные данные занесены в таблицы 3.1. и 3.2. приложения 7.
На основе данных вычисления можно сделать вывод: полученный
коэффициент корреляции в экспериментальной группе «А»
rху,92, а в экспериментальной группе «Б» - rху,90 свидетельствуют о
том, что обе величины взаимосвязаны.
Сравнив статусное положение с уровнем самооценки (приложение 7 таблицы
7.3., 7.4.) мы пришли к следующим выводам:
- в экспериментальной группе «А» у детей имеющих 1 и 2 статусную категорию
- rху,54, а у детей имеющих 3 и 4 статусную категорию rху,92;
- в экспериментальной группе «А» у детей имеющих 1 и 2 статусную категорию
- rху,45, а у детей имеющих 3 и 4 статусную категорию rху,91;
Следовательно, наша гипотеза подтверждается: дети с низким статусным
положением имеют более низкую самооценку, чем дети имеющие высокий статус.
Выводы и рекомендации
В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие
результаты:
1. На основании анализа литературных источников описаны основные аспекты
межличностных отношений в группе детей младшего подросткового возраста,
даны представления о самооценке детей данного возраста.
2. После проведенной исследовательской работы можно сделать следующие
выводы:
- в экспериментальной группе «А» большинство детей имеют
неблагоприятный статус (52%), то есть относятся к категориям «отверженные»
и «принебрегаемые», а в экспериментальной группе «Б» большинство детей
имеют первый и второй статус (56%), то есть относятся к категориям «лидеры»
и «предпочитаемые». Следовательно в экспериментальной группе «Б»
большинство детей благополучны в системе межличностных взаимоотношений,
удовлетворены в общении, признании сверстниками;
- в данных экспериментальных группах существует несколько
взаимосвязей, которые можно определить как «взаимная симпатия» между
мальчиками и девочками, а также в группах наблюдаются явления
«неразделенной любви»;
- мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием
общаться, иметь общее дело;
- самооценка детей данных экспериментальных групп находится в
пределах нормы (средний уровень), но также есть дети, которые имеют высокий
и низкий уровень самооценки;
- математическая обработка данных показала, что дети с низким
статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети,
имеющие высокий статус.
После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно дать
следующие рекомендации:
1. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того
чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для
каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также
для большей продуктивности целенаправленной воспитательной
деятельности учителя.
2. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и
развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку,
уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе
межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое
личное отношение к этим детям.
В процессе проведенного исследования влияния статусного положения
ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что
моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим,
что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки
выявляется в процессе экспериментов.
Изучение природы межличностных отношений непростая задача. Особенно
сложно она решаема в детских коллективах. В своей работе мы попыталисьрешить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений
между детьми, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его
аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками,
в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня
самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его
притязаний.
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более
глубокого изучения межличностных отношений как в данном возрасте – младшего
подростничества, так и в других возрастах, при условии дополнительного
изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых.
Они так – же дают материал для работы как непосредственно в исследованной
группе, так и в других, подобных группах школьников младшего подросткового
возраста.
Список используемой литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского
Университета, 1980. - 195с.
2. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.
3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. –
352с.
5. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение,
1983. – 274с.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. –
СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. –
374с.
8. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности
младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.
9. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В.
Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед.
институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.
10. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского
Университета, 1984. - 174с.
11. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического
развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
12. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.:
Просвещение, 1981. – 195с.
13. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.:
Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.
14. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие.
– Минск: Университетское, 1997. – 212с.
15. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. -
М.: Просвещение, 1986г. 147с.
16. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.
17. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.
18. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1991. – 176с.
19. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.
заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.:
Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.
20. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение,
1993. – 256с.
21. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива.
Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1978.-
117с.
22. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное
пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 147с.
23. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982.
– 179с.
24. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании:
учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. -529с.
25. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. –
214с.
26. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.:
ВЛАДОС, 1998. -508с.
27. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988.
– 114с.
28. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного
подростка. М.: «Вопросы психологии», 1985. – 32с.
29. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.:
Просвещение, 1991.- 161с.