Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 22:51, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность, теоретическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Предмет исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики посредством использования дидактических игр.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Дидактические игры на уроках математики как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся………….6

1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
учащихся……………………………………………………………………...6
1.2. Значение познавательной активности в обучении ……………………….8
1.3. Дидактическая игра как одно из средств активизации познавательной
деятельности учащихся…………………………………………………….12
1.4. Особенности и функции дидактических игр……………………………....15
1.5. Структурные компоненты дидактической игры…………………………..19
1.6. Технология организации и проведения дидактической игры на уроке
математики…………………………………………………………………..21

Глава 2. Опытно-практическая работа по активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования различных видов дидактических игр на уроках математики…………………………………26

2.1. Программа опытно-практической работы………………………………...26
2.2. Апробация системы дидактических игр на уроках математики с целью
активизации познавательной деятельности учащихся……………………28
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы………………………40

Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1.  Дидактические игры на уроках математики как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся………….6

 

 1.1.  Психолого-педагогические основы  познавательной деятельности 

        учащихся……………………………………………………………………...6

1.2.  Значение познавательной  активности  в обучении ……………………….8

1.3.  Дидактическая игра  как  одно из средств активизации  познавательной

        деятельности  учащихся…………………………………………………….12

1.4. Особенности и функции дидактических игр……………………………....15

1.5. Структурные компоненты  дидактической игры…………………………..19

1.6. Технология организации  и проведения дидактической игры  на уроке 

       математики…………………………………………………………………..21

 

Глава 2. Опытно-практическая работа по активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования различных видов дидактических игр на уроках математики…………………………………26

 

2.1. Программа опытно-практической работы………………………………...26

2.2. Апробация системы  дидактических игр на уроках математики с целью

     активизации познавательной деятельности учащихся……………………28

2.3. Анализ результатов  опытно-практической работы………………………40

 

Заключение……………………………………………………………………...43

Список использованной литературы………………………………………..46

Приложение……………………………………………………………………..48

 

                                                

                                                  Введение

 

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.  Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируется, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно  стремиться использовать притягательные стороны математики.

Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе.  В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

   Проблему активизации познавательной  деятельности учащихся  рассматривали  Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и другие.

Значительный вклад в раскрытие  проблемы в плане разработки принципов, методов и форм  обучения внесли Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов,  И.Я. Лернер, Э.И. Моносзон, М.Н. Скаткин, И.Ф. и  другие.

     Важным   средством   активизации    познавательной     деятельности 

учащихся   на   уроках   математики   является дидактическая игра – один из

современных и признанных   методов обучения и воспитания, обладающий

 

образовательной,   развивающей и воспитательной функциями,   которые

действуют в органическом единстве.

В игре ребёнок делает открытие того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок дидактических игр делает процесс обучения интересным и значительным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Игровая деятельность способствует созданию познавательного мотива, активизации  познавательной деятельности учащихся, усиливает их внимание к содержанию изучаемого материала, повышает активность и  работоспособность  детей.

 Актуальность, теоретическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Влияние дидактической игры  на активизацию познавательной деятельности учащихся  на  уроках математики»

 

        Объект  исследования: процесс активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

 

       Предмет  исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики посредством использования дидактических игр.

 

 

         Цель: теоретически обосновать и практически проверить     эффективность использования различных видов дидактических игр для активизации       познавательной    деятельности   учащихся    при     изучении

математики и определить необходимые для этого педагогические условия.

 

Гипотеза: мы предполагаем, что процесс активизации познавательной деятельности учащихся  при изучении математики будет протекать более эффективно если:

- целенаправленно и систематически  включать в урок математики  дидактические игры;

- создать на уроке атмосферу  сотрудничества учителя и учащихся, способствующую самореализации  личности;

- использовать систему дидактических  игр при обучении математике как организующее условие познавательной деятельности учащихся.

 

Задачи:

  • изучить на основе научно-методической, психолого-педагогической

      литературы и передового педагогического опыта проблему активизации

      познавательной деятельности  учащихся при обучении математике;

  • установить содержание и характер различных видов  дидактических игр, обеспечивающих наиболее эффективное выполнение цели исследования;
  • выявить необходимые педагогические условия для эффективного использования различных видов дидактических игр на уроках математики;
  • разработать методические рекомендации по эффективному использованию различных видов  дидактических игр для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

 

 

 

Глава 1.   Дидактические игры на уроках математики как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся

 

    1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности учащихся

 

Нормальное состояние человека, если только он не спит – активное, деятельное состояние. Пока человек живёт, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. На основе практических действий возникают умственные действия – действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет полнее и глубже понять изучаемые предметы и явления действительности.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познаёт окружающий мир. Необходимые условия человеческой деятельности – психические процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной характеристикой всякой деятельности человека: играет ли ребёнок, учиться ли школьник, трудится ли человек - всегда все виды деятельности неразрывно связаны с вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, без которых не может осуществляться никакая деятельность человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человек.

Проблема познавательной деятельности заключается в том, что дети не могут четко структурировать знания и из общего набора деталей и признаков составить образ, необходимый для решения познавательной задачи. Проблема детей со стойкими познавательными затруднениями была иной, она объяснялась, вероятно, затрудненным притоком сенсорной информации, необходимой для решения познавательной проблемы, учащиеся могут видеть лишь некоторую и нередко случайную часть. При этом существенные детали оказались утерянными и не использовались для поиска правильного решения

поставленной задачи.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Любой познавательный   процесс   осуществляется  в  познавательном

действии, в котором в явном или скрытом (неосознанном) виде присутствуют и другие познавательные процессы.

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий.  Внешние воздействия являются определяющими в развитии  познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности всё большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.

       Диалектика  познавательной  деятельности состоит в том, что  в ней выражена взаимосвязь  элементов внутри единого целого, выражена противоречивость процессов, происходящих в нем, непрерывно сочетаются  самые противоположные процессы: «строгое логическое рассуждение и воображение, интуиция; чувственно-наглядное и абстрактное,  индуктивное и дедуктивное; содержательное и формализованное». [4, с.49]

         В дидактике анализу гносеологических основ  познавательной деятельности посвящен ряд исследований (С.Л. Рубинштейн, Е.Я. Галант, Р.Г. Ламберт,   Л.М. Аристова   и другие).    В   теории и практике обучения

основным вопросом  является  вопрос о том,  каков  процесс познания ученика, как    движется ученик к истине, какие претерпевает на своем пути 

 

трудности, противоречия, как они преодолеваются. Найти и обеспечить  пути, которые с наибольшим коэффициентом полезного действия  приближали бы учащихся к истине, - важнейшая сторона деятельности учителя.

       Сложным гносеологическим  вопросом современной дидактики  и  практики обучения является  противоречивость учебного процесса. Поскольку  познанию присущи противоречия, то и для познавательной  деятельности  учащегося это  объективный  факт.  Противоречие между необходимостью и возможностью решать поставленную задачу иного плана требует поиска  дополнительных средств, путей деятельности, напряжения моральных  и  интеллектуальных сил.    Подобные противоречия могут создаваться и самим учителем с целью обострения  познавательных процессов,  привлечения познавательного  интереса учащихся к решению поставленных задач. Чтобы снять  это противоречие, необходимо искать пути активизации познавательной деятельности учащихся, мотивации  более высокого уровня. [3, с.149]

 

 

1.2. Значение познавательной активности в обучении

 

Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но формированием ведущих качеств их личности. Одно из таких качеств – познавательная активность, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Познавательная активность носит индивидуальный характер. Активность, будучи условием познания, не является врождённой чертой  личности – она сама формируется в процессе деятельности. Что касается активности учения, то она формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжением и проявлением нравственно – волевых качеств ученика, и в то же время сама активность влияет на качество деятельности.

Познавательная активность – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.

 Эффективность обучения проявляется, прежде всего, в активизации учебной  деятельности школьников.

По справедливому мнению психологов, «есть такое обще психологическое правило: усвоение знаний происходит в активной познавательной умственной деятельности учащихся. Ученик должен не просто запоминать правила или определение понятий, не пассивно воспринимать  в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Общая  теория  познавательной  активности, разрабатываемая психологией       (Б.Г. Ананьев,  М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон,  С.Л. Рубинштейн,  И.М. Цветков, А.Г. Ковалев и другие),  раскрывает подход   к  этой  сложной  проблеме.  Исследования  психологов  утверждают, что  формирование  познавательной   активности – не  замкнутый  в себе  автономный  процесс.  Оно  обусловлено  характером  деятельности  не  только  самого  человека,  но  и  людей, его  окружающих,  процессами  обучения  и  воспитания,  располагающими  особыми стимулами  возбуждения интереса,  коллективом,  активностью  самой  личности,  ее  позицией  и   ее  ролью  в  деятельности  коллектива.

Информация о работе Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики