Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 22:51, дипломная работа
Актуальность, теоретическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики»
Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Предмет исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики посредством использования дидактических игр.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Дидактические игры на уроках математики как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся………….6
1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
учащихся……………………………………………………………………...6
1.2. Значение познавательной активности в обучении ……………………….8
1.3. Дидактическая игра как одно из средств активизации познавательной
деятельности учащихся…………………………………………………….12
1.4. Особенности и функции дидактических игр……………………………....15
1.5. Структурные компоненты дидактической игры…………………………..19
1.6. Технология организации и проведения дидактической игры на уроке
математики…………………………………………………………………..21
Глава 2. Опытно-практическая работа по активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования различных видов дидактических игр на уроках математики…………………………………26
2.1. Программа опытно-практической работы………………………………...26
2.2. Апробация системы дидактических игр на уроках математики с целью
активизации познавательной деятельности учащихся……………………28
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы………………………40
Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы…………………………………
Познавательная активность относится к различным областям познавательной деятельности. В школе объектом познавательной активности учащихся является содержание учебных предметов, овладение которым составляет основное назначение учения. В сферу познавательной активности включается не только приобретаемые школьниками знания и умения, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника [16, с.19]
Суть познавательной активности состоит в том, что объектом является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.
Познавательная активность представляет собой сплав важнейших для развития личности психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающий под влиянием познавательной активности, проявляется:
Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательную активность:
- эмоции удивления,
В этом своеобразном сплаве психических процессов, лежащим в основе познавательной активности, важнейшим элементом является волевое усилие (К.Д. Ушинский, Б.Г. Ананьев).
Самыми характерными для познавательной активности волевыми проявлениями следует считать инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижения и постановки задач на пути познания.
Познавательная активность выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательная активность составляет тот важнейший мотив учения, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, к знаниям, который побуждает учиться с охотой, связан с радостными переживаниями от умственного труда, с постоянным стремлением углубляться в изучение одного или нескольких учебных предметов. Участвуя в создание положительного отношения к мировоззренческой основе знаний, познавательная активность в конечном итоге активно содействует их воспитательному влиянию. Важной особенностью познавательной активности является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой деятельности [3, с. 98]
Интеллектуальная, волевая и эмоциональная сторона познавательной активности составляют не его части, а единое взаимосвязанное целое. Ядром познавательной активности являются мыслительные процессы. По выражению К.Д. Ушинского это интерес, полный мысли.
Учитывая то, что познавательная деятельность сопровождается внутренним психическим процессом усвоения обучающимися учебной информации, то необходимо формировать и развивать интересы учащихся к обучению.
Дидактическая игра является ценным средством активизации познавательной деятельности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний и образовательный процесс. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, широко используются дидактические игры.
1.3. Дидактическая игра как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся
Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов [3, с. 45]
Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что её предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.
Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная познавательная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на достижение результата. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Дидактическая игра, как метод обучения содержит в
себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения и
обладает образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.
В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. Причем не только уточняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работает 5 - 6 учителей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся.
Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательное положительное отношение у ребят возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательным потребностям, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни.
Наиболее существенную роль в формировании положительного
отношения подростков к учению играют научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы. Реализация всех предпосылок возможна с непосредственным применением дидактических игр.
Игровая деятельность активизирует познавательную деятельность детей. В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Игра требует от ребенка таких качеств, как инициатива, общительность, способность координировать свои действия с действиями
группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
Личностные качества ребенка формируются, прежде всего, в активной познавательной деятельности. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений людей, на воспитание активной позиции. А обучение в игре вызывает познавательный интерес и активизирует деятельность детей.
В учебной деятельности главным мотивом должен быть познавательный интерес, формирование которого есть не только средство, обеспечивающее успешное условие программного материала, но и цель обучения. При этом очень важно, чтобы познавательный интерес был достаточно интенсивным. Поэтому именно игра способна превратить тяжелый умственный труд в радостное, приносящее пользу дело.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразие игрового действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.
Необходимо использовать все возможности, для того чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид, активизирующий познавательную деятельность в тесной связи с другими видами работы.
В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе
обучения математики в 5-11 классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников, осуществления преемственности между обучением в 1-4 и 5-11 классах.
Дидактические игры можно широко использовать как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Основа обучающего воздействия подлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло, усиливают их внимание к содержанию изучаемого материала, повышают работоспособность.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний и образовательный процесс.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим
люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса широко используются дидактические игры.
Из вышесказанного сделаем вывод, что включение дидактических игр в урок заинтересовывает детей, создает эмоциональный тонус урока, он получается более интересным и познавательным, что способствует повышению эффективности урока. Следовательно, игра - это одно из эффективных средств активизации познавательной деятельности учащихся, способствующее повышению результативности урока математики.
1.4. Особенности и функции дидактических игр
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботится о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Для активизации познавательной деятельности учащихся, многие из учителей используют дидактические игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения, включающей элементы соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается
привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.
Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решение задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.
В свою очередь, дидактические игры в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать различный характер, например, быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими.
Исходя из особенности предмета математики, следует различать игры – состязания и игры – олимпиады. В первом случае победа обеспечивается за счет скорости выполнения вычисления, преобразований, доказательства теорем, но без ущерба качеству выполнения задания, во втором – победа обеспечивается главным образом за счет качества решения задач повышенной трудности или доказательства сложных теорем. Первые полезны для выработки автоматизма действий, вторые – для воспитания серьезного отношения к математике.