Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 22:51, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность, теоретическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Предмет исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики посредством использования дидактических игр.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Дидактические игры на уроках математики как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся………….6

1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
учащихся……………………………………………………………………...6
1.2. Значение познавательной активности в обучении ……………………….8
1.3. Дидактическая игра как одно из средств активизации познавательной
деятельности учащихся…………………………………………………….12
1.4. Особенности и функции дидактических игр……………………………....15
1.5. Структурные компоненты дидактической игры…………………………..19
1.6. Технология организации и проведения дидактической игры на уроке
математики…………………………………………………………………..21

Глава 2. Опытно-практическая работа по активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования различных видов дидактических игр на уроках математики…………………………………26

2.1. Программа опытно-практической работы………………………………...26
2.2. Апробация системы дидактических игр на уроках математики с целью
активизации познавательной деятельности учащихся……………………28
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы………………………40

Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

Результаты показывают, что уровень знаний учащихся повысился, помимо того, что все усвоили необходимый минимум знаний, умений и навыков, число неуспевающих сократилось, а число успевающих увеличилось. Также определили показатели качества обучения и уровня обученности: 

                                                                       

        Затем был использован метод математической статистики «выборочное среднее значение», определяющееся по формуле: к, где х - выборочная средняя величина, п - количество испытуемых, - знак суммирования. С помощью  этого метода определили выборочные средние значения по группе и занесли их в таблицу 7.

 

Таблица 7.  Выборочные средние значения оценки уровня познавательной   активности  учащихся.

 

Проведенное среди учителей анкетирование посредством вопросов показало, что практически все отмечают повышение активности учащихся после применения системы дидактических игр при обучении математике.

  Результаты исследования позволили нам пронаблюдать динамику развития познавательной активности  школьников в условиях опытно-практической работы.

 

  

 

2.3. Анализ результатов  опытно - практической работы

 

 

После апробации  различных видов дидактических игр, направленных на решение поставленных задач,  мы подвели итоги нашего исследования.  Выполним анализ результатов исследования, рассмотрим динамику исследуемого процесса. Для этого сравним достигнутые в конце исследования результаты с начальным уровнем  познавательной  активности школьников. Построенные   графики   показывают   хорошо   заметный   рост   уровня познавательной активности школьников в условиях опытно- практической работы.     

         Это означает, что использованная в ходе исследования дидактическая система средств способствует активизации познавательной деятельности учащихся  и гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в уровне познавательной активности школьников в результате использования системы  дидактических игр практически подтвердилась.

 

Динамика роста уровня познавательной активности  школьников

Мы убедились, что систематическое включение в урок дидактических игр положительно влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся, что способствует развитию познавательной активности учащихся на уроке.

Показатели качества обучения и  уровня обученности мы также рассмотрели в динамике. Приведенные диаграммы показывают рост качества обучения на 14 % и  уровня обученности на 10 %.

Представленные в динамике результаты опытно-практической работы  помогают установить зависимость уровня развития познавательной активности учащихся от выбора средств активизации в условиях обучения, то есть от использования различных видов дидактических игр, что в свою очередь оказывает влияние на повышение  качества обучения и  уровня обученности.

 

 

Воспользуемся   методом   корреляций   для   выяснения   существования зависимости между уровнем познавательной активности и качеством обучения школьников. Для построения гистограммы воспользуемся «выборочным средним значением» оценки  уровня познавательной активности и мониторингом качества  образования  учащихся.

 

 

Гистограмма  показывает, что с ростом уровня познавательной активности  растет качество образования и наоборот. 

В динамике представленные результаты опытно-практической работы  помогают установить зависимость роста уровня познавательной активности учащихся от использования различных  видов  дидактических игр в процессе обучения математике.

По результатам опытно-практической работы сделаны следующие выводы:

  1. Использование  на разных этапах урока математики различных видов дидактических игр положительно влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся, что в свою очередь оказывает большое влияние на качество знаний учащихся по всем уровням усвоения. 
  2. Достигнут достаточно высокий дидактический эффект в обучении при использовании  различных видов  дидактических игр на уроках математики.

Из выше сказанного следует, что гипотеза об изменениях, которые произошли в уровнях познавательной активности учащихся, в результате применения системы дидактических игр практически подтвердилась. 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе рассмотрена проблема эффективности применения дидактических игр как одного из средств активизации познавательной деятельности учащихся. Теория и практика использования дидактической игры в учебною – познавательном процессе является одной из самых актуальных тем современной педагогики обучения.

Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим, поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Будучи игрой с готовым содержанием и правилами, дидактическая игра является важной формой организации активности детей на уроке. Она в определенном направлении организует деятельность детей, их взаимоотношения. В дидактической игре основной интерес для ребенка представляет занимательность содержания и действий, радость от достижения результата, возможность выигрыша, общения  друг с другом. Попутно дети получают ценные для них сведения и умения. Дидактическая игра является ценным средством умственного воспитания. Указывая детям, определенный способ действия, дидактическая игра оказывает большое внимание на развитие самостоятельности ребенка, его активности, выдержки, целеустремленности.

        Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к указанной проблеме, и выработать собственную систему применения игровых методик на различных этапах урока, собрав воедино опыт знаменитых педагогов.

Нами было проведено опытно – экспериментальное исследование, с целью выявления эффективности применения указанных выше методик. Результаты и выводы опытно – экспериментального исследования приведены во второй главе данной работы. Они не однозначно указывают на то, что применение дидактических игр с целью активизации познавательной деятельности не только обусловлено, но и необходимо с целью стимулирования познавательного процесса школьников к изучаемой теме, и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости.

Методики, использованные нами на практике, хорошо зарекомендовали

себя даже при кратковременном применении (порядка двух недель). Есть основание полагать, что при постоянном их использовании в учебно-воспитательном процессе эти методики будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к изучаемой теме и учебному процессу в целом.

При проведении  урока математики учитель не должен забывать о том, что познавательная активность, заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом.

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая  гипотеза  доказана, поставленные задачи решены. Однако данная  работа не исчерпывает проблемы активизации познавательной деятельности учащихся и развития их познавательной  активности в процессе обучения.

Разработанные нами подходы могут стать основой для дальнейших исследований по проблеме. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованной литературы

 

  1. Балк М.Б., Балк Г.Д.  Математика после уроков. – М.: Просвещение, 1971
  2. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
  3. Волович М.Б. Математика без перегрузок. – М.: Педагогика, 1991
  4. Гельфанд Е.М. От игры к воспитанию. – М.:  Просвещение, 1964
  5. Глеман М., Варга Т. Вероятность в играх и развлечениях. – М.:  Просвещение, 1979
  6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение,  1990
  7. Колягин Ю.Ш., Оганесян А.И. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. - М.:  Просвещение, 1975
  8. Котов А.Я. Вечера занимательной математики. – М.:  Просвещение, 1967
  9. Лейман И. Занимательная математика. – Киев:  Народна  асвета, 1984
  10. Минковский В.Л. За страницами учебника математики. – М.:  Просвещение, 1966
  11. Нагибин Ф.Ф., Канкин Е.К. Математическая шкатулка. – М.:  Просвещение, 1988
  12. Нагибин ФФ. Математическая шкатулка. – М.: Учпедгиз, 1957
  13. Олейник С.Н. Старинные занимательные задачи. – М.: Просвещение, 1967
  14. Островский А.И.  Геометрия помогает математике. – М.: Физматгиз, 1960
  15. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Академия, 2006
  16. Педагогика. /Под ред. Баранова. – М.: Просвещение, 1981
  17. Педагогика. /Под ред. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1995
  18. Педагогика школы. /Под ред Щукиной. – М.:  Просвещение, 1977
  19. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М.: Детгиз, 1954
  20. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., Просвещение, 1999.
  21. Подласый И.П. Педагогика. – М.:  Просвещение, 1996
  22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.:  Народное образование,  2001
  23. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике. – М.:  Просвещение,

        1967

  1. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай.  – М.: Просвещение ,1980
  2. Харламов. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990
  3. Чилингирова Л. Играя, учимся математике. – М.: Просвещение, 1980
  4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Просвещение, 1982
  5. Шмаков С.А. Игры для учащихся – феномен культуры. – М.: Мирос, 1999
  6. Шуба М.Ю. Занимательные задания  в обучении математике. – М.:  

        Просвещение, 1989

  1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979
  2. Щукина Г.И.  Роль   деятельности  в   учебном  процессе. –   М.:

     Просвещение, 1986.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики