Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 22:51, дипломная работа
Актуальность, теоретическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики»
Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Предмет исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики посредством использования дидактических игр.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Дидактические игры на уроках математики как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся………….6
1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
учащихся……………………………………………………………………...6
1.2. Значение познавательной активности в обучении ……………………….8
1.3. Дидактическая игра как одно из средств активизации познавательной
деятельности учащихся…………………………………………………….12
1.4. Особенности и функции дидактических игр……………………………....15
1.5. Структурные компоненты дидактической игры…………………………..19
1.6. Технология организации и проведения дидактической игры на уроке
математики…………………………………………………………………..21
Глава 2. Опытно-практическая работа по активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования различных видов дидактических игр на уроках математики…………………………………26
2.1. Программа опытно-практической работы………………………………...26
2.2. Апробация системы дидактических игр на уроках математики с целью
активизации познавательной деятельности учащихся……………………28
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы………………………40
Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы…………………………………
При этом рассмотрели уровни усвоения учебного материала:
I. Запоминание и последующее воспроизведение изучаемого материала.
Такой уровень крайне необходим, он способствует накоплению знаний и
фактических сведений.
II. Применений знаний на практике, умение пользоваться знаниями в сходной
обстановке по образцам, по шаблонам.
Этот уровень важнейший этап в познании и обучении.
III. Применение знаний в оригинальной нестандартной обстановке. Это творческий подход к решению задач, трансформация знаний их комбинация, самостоятельная оценка явлений, фактов, событий. Третий уровень усвоения является вершиной познания, требующий анализа, объяснений, толкования изучаемого материала. [14: с. 55]
Таблица 3. Определение уровня усвоения знаний учащимися
№ |
Коэффициент усвоения (в %) |
Уровни |
1 2 3 |
10 – 40 41 – 80 81 – 100 |
I II III |
С целью проверки влияния системы дидактических игр на активизацию познавательной деятельности школьников нами проводились контрольные срезы знаний учащихся на констатирующем и формирующем этапах опытно-практической работы (Приложение №7)
На констатирующем этапе работы был проведен контрольный срез 1. С помощью него мы выявили уровень знаний, умений и навыков учащихся на данном этапе. В качестве параметра нами был выбран коэффициент усвоения, предложенный В.П. Беспалько, рассчитывающий число правильно выполненных заданий к общему числу предложенных для выполнения:
a – число правильно выполненных заданий, p – общее число заданий.
После проведения, мы получили следующие результаты, которые показали уровень подготовленности учащихся: в классе 4 человека обладают III уровнем усвоения учебного материала, 14 учащихся – II уровнем, и
4 человека - I уровнем усвоения учебного материала.
Затем мы определили показатели качества обучения (КО) и уровня обученности (УО) учащихся (по методике Симонова):
,
где n – число всех учащихся
n1 – число учащихся, получивших оценку «5»
n2 - число учащихся, получивших оценку «4»
n3 - число учащихся, получивших оценку «3»
n4 - число учащихся, получивших оценку «2»
и получили следующие результаты:
После проведения, мы получили следующие результаты, которые показали уровень подготовленности учащихся. Результаты мы занесли в таблицу.
Таблица 2. Диагностика уровней усвоения учебного материала
учащимися (констатирующий этап)
№ |
Коэффициент усвоения (в %) |
Уровни |
1. |
90 |
III |
2. |
40 |
I |
3. |
80 |
II |
4. |
50 |
II |
5. |
50 |
I |
6. |
70 |
II |
7. |
70 |
II |
8. |
40 |
I |
9. |
90 |
III |
10. |
80 |
II |
11. |
30 |
I |
12. |
70 |
II |
13. |
30 |
I |
14. |
80 |
II |
15. |
60 |
II |
16. |
90 |
III |
17. |
80 |
II |
18. |
70 |
II |
19. |
40 |
I |
20. |
70 |
II |
21. |
90 |
III |
22. |
40 |
I |
23. |
50 |
I |
24. |
30 |
I |
25. |
80 |
I |
26. |
40 |
I |
27. |
90 |
III |
28. |
60 |
II |
29. |
70 |
II |
30. |
50 |
I |
Результаты показали, что в классе 5 человека обладают третьим уровнем усвоения учебного материала, 13 - вторым уровнем и 12 человек первым уровнем усвоения учебного материала.
Результаты исследования показали, что классы имеют достаточную подготовку. Лучший способ организовать внимание – так организовать учебную деятельность, чтобы у учеников не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Таких учеников необходимо
заинтересовать предметом.
На данном этапе нашей опытно-
Вне зависимости от возраста учащихся, уместно иногда проводить сюжетные уроки в игровой форме, где заранее ставится цель, которую учащиеся должны достигнуть к концу урока.
Чтобы у учащихся не возник страх получить за неправильное решение неудовлетворительную оценку, в начале урока мы предупреждали, что каждый ученик имеет возможность получить только хорошую отметку с помощью рейтинговой системы оценки знаний и умений учащихся за выполнение каждого задания. Таким образом, были созданы психологически комфортные условия для работы.
Наблюдения за участием детей в ходе дидактических игр, выполнение в ходе урока различных игровых учебных заданий помогли оценить уровень развития познавательной активности школьников.
При этом нами учитывалась не только общая продуктивность выполнения заданий, но и определенные – количественные и качественные – критерии процесса их выполнения. Количественными критериями служили следующие показатели:
- время, затраченное на выполнение одного задания каждого типа;
- число заданий, решенных в единицу времени (в течение 30 мин);
- общее число заданий, выполненных каждым учеником.
Качественные критерии давали возможность характеризовать процесс достижения результатов, а не только общую успешность или неуспешность выполнения задания.
При разработке методики было стремление к наиболее полному использованию возможностей ученика оперировать изученными понятиями в условиях игры и решения различных игровых учебных заданий. С этой целью применялись не только «констатирующие», но и «обучающие» задания. В качестве показателей выступали:
1) количество и содержание тренировочных упражнений, требуемых
каждому ученику для того, чтобы он мог самостоятельно выполнить
задание;
2) количество и характер помощи (подсказок, разъяснений, прямых указаний)
3) быстрота и легкость овладения приемами оперирования образами
(понятиями при решении задания);
4) перенос их на новые знания;
Важным критерием в оценке для нас выступали точность, легкость и быстрота выполнения игровых заданий; количество и качество отдельных проб, осуществляемых в этих целях, содержание конкретных приемов, обеспечивающих оперирование изученными понятиями в ходе игры, возможность их использования в различных заданиях и т.п.
На данном этапе нашей опытно-практической работы нами систематически включались различные виды дидактических игр на разных этапах урока математики (Приложение № 1)
При подготовке к ним мы тщательно продумали содержание, время их
использования на уроке, оборудование их необходимой наглядностью и планировали так, чтобы учащиеся были заинтересованы и наблюдали как с каждым уроком растет уровень познавательной активности учащихся и интерес к предмету в целом.
Таким образом, убедились в том, что уровень познавательной активности учеников, т.е. качество их познавательной деятельности, зависит от познавательного интереса школьников, что в свою очередь обусловлено выбором средств активизации в условиях обучения.
Использование различных видов дидактических игр на уроке помогает активизировать деятельность учащихся, повышает их уровень познавательной активности и благодаря этому повышается уровень знаний
учащихся.
С целью проверки влияния системы дидактических игр на активизацию познавательной деятельности учащихся в заключение опытно-практической работы был проведен контрольный срез 2 (Приложение 7)
Тексты контрольных срезов составлялись с целью выявления: уровня сознательности усвоения знаний школьниками; прочности знаний и навыков; сформированности интеллектуальных умений: сравнивать, вычленять главное, обобщать, конкретизировать; сформированность учебных умений: планировать учебную деятельность и осуществлять ее самоконтроль. С этой целью тексты контрольных срезов содержали задания, которые были направлены: на выяснение наличия фактических знаний ученика, а также нестандартные задания, которые давали возможность проверить сформированность его интеллектуальных и учебно-логических умений (Приложение № 7)
Таблица 4. Оценка уровня познавательной активности личности
Результаты проведенных контрольных срезов позволили нам
пронаблюдать динамику развития познавательной активности школьников в условиях опытно-практической работы.
После формирующего этапа в группе заметны существенные изменения в динамике развития познавательной активности учащихся. Эти данные расположены в таблице №4.
По результатам теста мы выяснили, что 12 учеников обладают высоким уровнем активности, 10 учащихся характеризует поисково-исполнительская активность. Результаты проведенных контрольных срезов и тестирования позволили нам пронаблюдать динамику развития познавательной активности школьников в условиях опытно-практической работы. Эти данные расположены в таблице №5.
Таблица 5. Динамика развития познавательной активности школьников
в условиях опытно-практической работы (в %)
Контрольные срезы |
Уровни познавательной | ||
I |
II |
III | |
I срез |
23 |
62 |
15 |
II срез |
- |
45 |
55 |
Также на формирующем этапе работы были выявлены уровни усвоения учебного материала учащимися. Было установлено, что 8 человек обладают третьим уровнем усвоения учебного материала, 12 – вторым и 2 человека первым уровнем усвоения учебного материала.
Затем мы рассмотрели уровни усвоения учебного материала от начала к концу формирующего этапа в динамике. Результаты мы занесли в таблицу 6.
Таблица 6. Показатели усвоения знаний учащимися по уровням
в условиях опытно-
Уровни |
Констатирующий этап |
Формирующий этап |
I |
18 |
9 |
II |
50 |
55 |
III |
32 |
36 |