Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 22:04, реферат
В процессе обучения математике важное место отводится организации повторения изученного материала. Необходимость
повторения обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения ими.
Указывая на важность процесса повторения изученного материала, современные исследователи показали значительную роль при
этом таких дидактических приёмов, как сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, содействующее интенсивному протеканию
процесса запоминания. При этом вырабатывается гибкость, подвижность ума, обобщённость знаний.
В процессе повторения память у учащихся развивается. Эмоциональная память опирается на наглядно–образные процессы,
постепенно уступает памяти с логическими процессами мышления, которая основана на умении устанавливать связи между известными и
неизвестными компонентами, сопоставлять абстрактный материал, классифицировать его, обосновывать свои высказывания.
Поэтому учитель должен вызвать у учащихся такое желание, а это значит, что он должен формировать у них соответствующую
мотивацию.
Что
такое мотивация, как она формируется
у человека? Под мотивацией понимают
обычно совокупность
деятельности.
Однако когда деятельность уже началась, то она имеет определённую цель. Цель — это то, чего сознательно хочет достигнуть
человек в результате этой деятельности. Но между целью деятельности и её побуждениями не всегда существует полное соответствие.
Когда оно имеется, то говорят, что эта деятельность имеет смысл; в противном случае, когда цель деятельности и вызвавшие эту
деятельность побуждения не соответствуют друг другу, то говорят, что деятельность не имеет смысла, лишена для данного человека
смысла.
Например, ученики решают задачу. Цель у них одна — научиться решать подобные задачи. Побуждения же могут быть самые
различные. Так, одни из них решают задачу потому, что привыкли выполнять требования учителя, у них ещё имеется достаточно стойкая
установка на выполнение требований учителя, но некоторые из них, кроме того, хотят получить хорошую отметку, похвалу. Для других
главное — получить хорошую отметку; третьи решают задачу ещё и потому, что их интересует сам процесс решения, он приносит
эмоциональное удовольствие; наконец, есть и такие, у которых, кроме перечисленных побуждений, есть ещё и стремление овладеть
общим способом решения подобных задач. Возможно, что у некоторых учащихся и другие побуждения.
Однако независимо от мотивов, которые побуждают учащихся решать задачу, объективно эта деятельность направлена на какие-то
учебные цели, например, на то, чтобы каждый из них научился решать подобные задачи. Заметим, что сама задача с психологической
точки зрения выступает лишь как материал, как средство этой деятельности.
Итак,
ученик всегда является
когда сознательно принимает объективные цели деятельности за свои личные цели. Очевидно, что в последнем случае обучение
является наиболее эффективном, только в этом случае учитель может легко и с удовольствием полностью осуществить цели и задачи
обучения.
Учителю
необходимо стремиться к тому,
чтобы каждый ученик
этого нужно, чтобы все стороны учебно-воспитательного процесса, его содержание, организация и методы содействовали такому
становлению, были прямо направлены на воспитание ученика — субъекта своей деятельности. К описанию одного из путей построения
процесса повторения математики мы и переходим.
§2. Повышение уровня обобщённости изучаемых знаний
В
настоящее время школьный курс
математики далеко отстаёт от
математики как науки по
современной математике уровень обобщённости очень высок, то в школьном курсе математики он пока ещё весьма низок. Его
повышение (в разумных пределах) приведёт к повышению информационной ценности изучаемых знаний, и также к резкому сокращению
времени на их усвоение.
Следует особо отметить, что только на этом пути можно избавиться от пресловутой перегрузки учащихся, ибо общими понятиями
современный школьный курс математики, не только не перегружен, но явно не догружен.
Проблема
развития самостоятельности
разрешённой проблемой методики математики.
Анализ
характера умственной
времени тратится на самостоятельную работу, чем старше класс, тем самостоятельных работ меньше.
Создаётся ненормальное положение: с возрастом учащиеся, конечно, становятся более способными к самостоятельной работе, а
им предоставляют для этого всё меньше времени.
Если в числе тренировочных упражнений преобладают однотипные, при решении которых ученик ограничивается лишь получением
ответа и сверкой его с готовым ответом, то такие упражнения не направляют усилия ученика на разрешение иных нешаблонных заданий,
с чем ему придётся встречаться в жизни.
Знания
ученика будут прочными, если
они приобретены не одной
собственных размышлений и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
Не
случайно Леонид Эйлер полагал,
что кроме описания
общей пользы чистосердечно изложить ещё и процесс искания истины со всеми его исканиями и затруднениями.
Действующие учебники математики мало, чем могут помочь развитию творческих начал: в них по меткому выражению профессора
Б. В. Гнеденко, спрятаны все концы, дана уже готовая схема, знания представлены в статистическом состоянии, в завершённых формах.
Под обобщением будем понимать распространение, какого-либо суждения от частого понятия к общему (например, от
“четырёхугольника” до “трапеции, ромба…”).
Суждения,
полученные по аналогии, будут
проблематическими и подлежат
дальнейшему исследованию и
Умозаключения
по аналогии являются
выходит за пределы известного, пролагая путь к неизвестному.
Умственное развитие учащихся, которые должны подготавливаться уже в период школьного обучения к роли творчески мыслящих
активных деятелей, не может быть полноценным, если их не научат в школе специально применению приёма аналогии.
Простое
применение аналогии даёт
задачи обобщением, когда новая задача оказывается в том или ином отношении сложнее исходной.
Процесс
обобщения основывается на
Применение
обобщения связано с
средств самообучения, то есть, самостоятельного расширения и углубления имеющихся знаний.
Для достижения глубокого усвоения нового понятия, способа решения нельзя обходиться задачами одного уровня трудности, а
нужно предложить обобщённую задачу, а ещё лучше дать учащимся возможность самим обобщить решённую задачу, чтобы затем решить
таковую, видоизменяя, если нужно прежний способ.
В
практике обучения общее
более сильных учащихся необходимы дополнительные задания по самостоятельному обобщению и решению составленных задач.
Если, скажем готовую задачу, решают все учащиеся в основном одинаковой последовательностью рассуждений, то с обобщением
уже справляется не всякий. Результат обобщения зависит не столько от суммы знаний, примерно одинаковой для всех учащихся класса, а
от умения комбинировать, связывать эти знания по-новому, заглядывать дальше обычных пределов.
Характер
упражнений, выполняемых в классе,
должен отразится и на
то и следует проверять.
Всякая
математическая задача
предмет размышления, найти несколько направлений, в которых удаётся обобщить задачу, и найти затем решение созданных таким
образом новых проблем.
Время и усилия, затраченные на обобщение знаний, окупаются той большой экономией мышления, в последующем, которые
достигаются благодаря единообразным методам усвоения материала.
Глава II. Обобщающее повторение по геометрии в 8 классе (на примере темы: "Четырехугольники")
§1. Значение повторения
Одним
из важнейших вопросов, способствующих
дальнейшему повышению
учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала.
Без
прочного сохранения
изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта.
"Обучение
нельзя довести до
упражнений", — говорил Каменский.
Преподавать
математику, не повторяя повседневно
на каждом уроке ранее
пересказать учащимся определенную сумму различных законов, теорем, формул и т. п., совершенно не заботясь о том, насколько прочно
и сознательно освоили этот материал наши питомцы; это значит не дать детям глубоких и прочных знаний. Работать так, это, по меткому
выражению Ушинского, уподобиться "пьяному вознице с дурно увязанной кладью: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит
домой пустую телегу, хвастаясь только тем, что сделал большую дорогу".
Ранее
пройденный материал должен
очередь, должен обогащать и расширять ранее изученные понятия.
"Старое должно подпирать новое, а новое обогащать старое".
Правильно
организованное повторение
между вновь изучаемым материалом и ранее изученным; обогащает память ученика; расширяет его кругозор; приводит знания ученика в
систему; дисциплинирует ученика; приучает в нем уменье находить необходимого для ответа на поставленный вопрос материал;
воспитывает в ученике чувство ответственности.
В связи с этим особо важное значение приобретают вопросы: Что надо повторять? Как повторять? Когда повторять?
Большую и серьезную ошибку допускает тот учитель, который побуждает ученика повторять материал в том порядке, в котором он
изучался. Повторение в этом случае сводится и механическому воспроизведению в памяти пройденного материала.
Ушинский
воспитывал против
было пройдено, а напротив, ещё полезнее повторения случайные, сводящие выученное в новые комбинации", — говорил он.
Повторение
пройденного материала должно
стать необходимейшим
неотъемлемой частью каждого урока.
§2. Виды повторения
В
связи с этим мы различаем
следующие виды повторения
1. Повторение в начале учебного года.
2. Текущее повторение всего, ранее пройденного:
· повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующие повторению);
· повторение пройденного вне связи с новым материалом.
3. Tематичеcкoе
повторение (обобщающее и
4. Заключительное повторение (организуемое при окончании прохождения большого раздела программы или в конце учебного года)
.
Цели
и время повторения тесно
При
планировании повторения
отобранный материал по урокам, установить формы и методы для осуществления повторения, разумеется, надо учитывать и свойство
памяти.
Основные требования к организации повторения должны исходить из целей повторения, специфики математики как учебного
предмета, её методов.
Первое
требование к организации
осуществляться по принципу: "Учить новое, повторяя, и повторять, изучая новое" (В. П. Вахтеров).
Это не означает, однако, что нельзя специально отводить уроки для повторения, скажем, для таких вопросов программы, которые
трудно увязать с текущим материалом.
План повторения и выбор тем для повторения учитель должен составлять в каждом отдельном случае на основании общих
теоретических соображений с учетом того, как усвоен учащимся материал соответствующих разделов.
К сказанному добавим еще то, то характер урока в связи с переходом учащихся из одного класса в другой значительно меняется. В
старших классах существенно перестраивается закрепление и повторение учебного материала. Увеличивается объем фактического
материалами, выносимого на закрепление и повторение; поурочное закрепление в ряде случаев переходит и тематическое или
перерастает в обобщающее повторение, увеличивается доля самостоятельности учащихся при закреплении и повторении.
Второе
требование к организации
педагогики, можно выдвинуть следующие положения при отборе учебного материала по различным видам повторения:
1. Не
следует повторять все ранее
пройденное. Нужно выбрать для
повторения наиболее важные
Информация о работе Влияние обобщающего повторения на качество знаний учащихся