Влияние обобщающего повторения на качество знаний учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 22:04, реферат

Краткое описание

В процессе обучения математике важное место отводится организации повторения изученного материала. Необходимость
повторения обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения ими.
Указывая на важность процесса повторения изученного материала, современные исследователи показали значительную роль при
этом таких дидактических приёмов, как сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, содействующее интенсивному протеканию
процесса запоминания. При этом вырабатывается гибкость, подвижность ума, обобщённость знаний.
В процессе повторения память у учащихся развивается. Эмоциональная память опирается на наглядно–образные процессы,
постепенно уступает памяти с логическими процессами мышления, которая основана на умении устанавливать связи между известными и
неизвестными компонентами, сопоставлять абстрактный материал, классифицировать его, обосновывать свои высказывания.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние обобщающего повторения на качество знаний учащихся.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

которых группируется учебный материал.

2.   Выделять  для повторения такие темы  и вопросы, которые по трудности  своей недостаточно прочно усваиваются.

3.   Выделять  для повторения надо то, что  необходимо обобщить, углубить и  систематизировать.

4.   Не  следует повторять все в одинаковой  степени. Повторять основательно  надо главное и трудное. При  отборе материала для 

повторения необходимо учитывать степень его связи с вновь изучаемым материалом.

   Третье  требование к организации повторения математики должно отвечать на вопрос, как повторять, т. е. осветить те методы и

приемы, которыми должно осуществляться повторение. Методы и приемы повторения должны находиться в тесной связи с видами

повторения.

   При  повторении необходимо применять различные приемы и методы, сделать повторение интересным путём внесения, как в

повторяемый материал, так и в методы изучения некоторых элементов новизны. Только разнообразие методов повторения может

устранить те противоречие, которое возникает ввиду отсутствия желания у части учащихся повторять то, что ими усвоено однажды.

   Различные  виды повторения тесно взаимодействуют; от своевременного и успешного  проведения одного из видов  повторения,

например, тематического или текущего, зависит продолжительность и успешность повторения другого вида — заключительного

повторения или повторения в конце года. Перейдём к краткой характеристике видов повторения.

   Повторение  пройденного в начале года. При  повторении в начале учебного  года в первый план должно  выдвигаться повторение

тем, имеющих прямую связь с новым учебным материалом. Новые знания, приобретаемые на уроке, должны опираться на прочный

фундамент уже усвоенных.

   При  повторении в начале года необходимо  наряду с повторением тем, тесно  связанных с новым материалом, повторить и другие

разделы, которые пока не примыкают к вновь изучаемому материалу. Здесь необходимо сочетать обе задачи: провести общее

повторение в порядке обзора основных вопросов из материала прошлых лет и более глубоко повторить вопросы, непосредственно

связанные с очередным материалом по программе учебного года.

   Само  повторение следует проводить  как в классе, так и дома. При  решении вопроса, какой материал  должен быть повторен в 

классе и какой оставлен учащимся для самостоятельного повторения дома, нужно исходить из особенности материала. Наиболее

трудный материал повторили в классе, а менее трудный дали на дом для самостоятельной работы.

   Текущее  повторение пройденного. Текущее  повторение в процессе изучения  нового материала — весьма важный момент в системе

повторения. Оно помогает устанавливать органическую связь между новым материалом и ранее пройденным.

   Текущее  повторение может осуществляться  в связи с изучением нового  материала. В этом случае повторяется  материал,

естественно увязывающийся с новым материалом. Повторение здесь входит составной и неотъемлемой частью во вновь изучаемый

материал.

   

   Под  руководством учителя ученики  на уроке воспроизводят ранее  изученный ими необходимый материал. В результате этого

доказательство новой теоремы воспринимается учащимися легко, а дальнейшая работа учителя — воспроизведение доказанного и

упражнения, обеспечивающие вторичное осмысление теоремы и её закрепление.

   Во  втором случае все связи с  новым материалом, когда повторяемый материал не находит естественной увязки с новым и его

приходится повторять на специальных уроках.

   При  текущем повторении вопросы и  упражнения могут быть предложены  учащимся из различных разделов  программы.

   Текущее  повторение осуществляется в процессе разбора упражнений, включается в домашнее задание. Оно может быть проведено

как в начале или в конце урока, так и во время опроса учащихся.

   Текущее  повторение дополняется сопутствующим  повторением, которое нельзя строго  планировать на большой период.

Сопутствующее повторение не вносится в календарные планы, для него не выделяется специальное время, но оно является

органической частью каждого урока. Сопутствующее повторение зависит от материала, привлекаемого для изучения очередного

вопроса, от возможности установить связи между новым и старым, от состояния знаний учащихся в данный момент. Успех

сопутствующего повторения в значительной степени обусловливается опытом и находчивостью учителя. Сопутствующим повторением

учитель по ходу работы устраняет неточности в знаниях, напоминает вкратце давно пройденное, указывает их связь с новым.

   Тематическое  повторение. В процессе работы  над математическим материалом  особенно большое значение приобретает 

повторение каждой законченной темы или целого раздела курса.

   При  тематическом повторении систематизируются  знания учащихся по теме на  завершающем этапе его прохождения  или после 

некоторого перерыва.

   Для  тематического повторения выделяются  специальные уроки, на которых  концентрируется и обобщается материал одной какой-

нибудь темы.

   В  процессе работы над темой  вопросы, предлагаемые учащимся  по каждому разделу, следует вновь  пересмотреть; оставить 

наиболее существенные и отбросить более мелкие. Обобщающий характер вопросов при тематическом повторении отображается и на их

количестве. Учителю приходится основной материал темы охватить в меньшем числе вопросов.

   Повторение  на уроке проводится путём  беседы с широким вовлечением  учащихся в эту беседу. После  этого учащиеся получают

задание повторить определённую тему и предупреждаются, что будет проведена контрольная работа.

   Контрольная  работа по теме должна включать  все ее основные вопросы. После  выполнения контрольной работы  проводится 

разбор характерных ошибок и организуется повторение для их устранения.

   При  тематическом повторении полезно  составить вопросник, а затем  логический план по теме и  завершить работу составлением 

итоговых схем. Таблица или схема экономно и наглядно показывает общее для понятий, входящих в данную тему, их взаимосвязь в

логической последовательности.

   Процесс  составления таблиц в одних  случаях, подбор и запись примеров  после анализа готовой таблицы  в других случаях является 

одновременно и формами письменных упражнений при обобщающем и систематизирующем повторении.

   Последовательное  изучение различных особых случаев  при повторении весьма полезно  закончить их классификацией, что  поможет 

учащимся яснее различить отдельные случаи и группировать их по определенному признаку.

   Заключительное повторение. Повторение, проводящееся на завершающем этапе изучения основных вопросов курса математики и

осуществляемое в логической связи с изучением учебного материала по данному разделу или курсу в целом, будем называть

заключительным повторением.

  Цели тематического повторения и заключительного повторения аналогичны, материал повторения (отбор существенного) весьма

близок, а приемы повторения в ряде случаев совпадают.

   Заключительное  повторение учебного материала  преследует цели:

1.   Обозрение основных понятий, ведущих идей курса соответствующего учебного предмета; напоминания в возможно крупных

чертах пройденного пути, эволюции понятий, их развития, их теоретических и практических приложений.

2.   Углубления  и по возможности расширения  знаний учащихся по основным  вопросам курса в процессе  повторения.

3.   Некоторой  перестройки и иного подхода  к ранее изученному материалу, присоединения к повторному материалу  новых знаний,

допускаемых программой с целью его углубления.

 

§3. Содержание и методика обобщающего повторения на примере темы: “Четырехугольники”

   Решением  одной из важных задач общеобразовательной  и профессиональной школы является  усиление прикладной 

направленности обучения. В этой связи важно выработать у учащихся умение при решении конкретных вопросов ориентироваться на

существенные свойства объектов и явлений. Большие возможности для формирования такого умения имеются при изучении темы

"Четырёхугольники".

   Предлагаемый  материал представляет большие возможности для организации разных форм коллективной учебно-познавательной

деятельности учащихся, формирования их диалектико-материалистического мировоззрения, закладывает фундамент для развитая

умения применять геометрические знания при решении вопросов жизненно-практического и производственного характера.

   В  качестве ведущей идеи берем  идею четкого разграничения свойств  и признаков параллелограмма  и его частных видов.

   Прежде  всего, нужно добиться, чтобы учащиеся  научились различать понятия "свойство фигуры" и "признак фигуры". Если дано, что

фигура параллелограмм, и исходя из этой посылки доказывают некоторые соотношения между элементами рассматриваемой фигуры, то

каждое из этих соотношений называется свойством фигуры, о которой речь идет в условии теоремы.

   Например, теорема: "У параллелограмма противоположные  стороны равны, противоположные  углы равны", кратко может быть 

записано так:

   Дано: АВСД – параллелограмм.

   Доказать: АВ = СД; АД = ВС Р А = Р С; Р В = Р Д

   Каждое  из соотношений (1), (2) заключения  теоремы дает свойство параллелограмма.

   В  теореме же "Если диагонали  четырёхугольника пересекаются  и точкой пересечения делятся  пополам, то этот четырехугольник  — 

параллелограмм" указаны соотношения между элементами некоторого четырехугольника (АО = ОС, ВО = ОД) и доказывается, что при их

выполнении четырехугольник будет принадлежать к классу параллелограммов (будет являться параллелограммом). В этом случае

условия (АО = ОС, ВО = ОД) называют признаками параллелограмма, т. к. при их выполнении мы можем смело утверждать, что

четырехугольник, для которого выполняются эти условия, обязательно будет параллелограммом (теорема).

   Более  глубокого и осознанного усвоения  понятий "свойство" и "признак" можно добиться, если связать их с понятиями "необходимое

условие", "достаточное условие", "необходимое и достаточное условие".

   Сообщаем  школьникам, что любая теорема  может быть записана в виде  АЮВ, где А — условие теоремы (что дано), а В — 

заключение теоремы (что требуется доказать).

   Если  доказана теорема АЮВ, то А  является достаточным для В (как  только есть А, то сейчас же  будет и В), а В — необходимо  для 

А, из А неизменно (необходимо) следует В.

   Ещё  более убедительное обоснование  того, почему условие В считается необходимым для А, можно дать, если познакомить

учащихся с вопросом о видах теорем и связи между ними. Записываем схему: (1) АЮВ ВЮА (2) (3) нет А Ю нет В нет В Ю нет А (4).

   Сообщаем, что если утверждение (1) назвать  прямым, то утверждение (2) будет к нему обратным, утверждение (3) —

противоположным прямому, а (4)—противоположно обратному. Далее доказывается, что из справедливости утверждения (1) следует

справедливость утверждения (4) [(1)Ю(4)] и наоборот, т. е. (4)Ю(1).

   Сообщается, что если (1)Ю(4), то утверждения называются эквивалентными. Аналогично эквивалентны утверждения (2) и (3) [(2)

Ы(3)].

   Словами  формулу (1)Ю(4) можно расшифровать  так: если из условия А следует (вытекает) условие В, то без в  нет и А (из нет в нет 

А), иными словами В необходимо для А (без В не будет и А).

   А  далее сообщаем, что необходимое  условие дает нам свойство, а  если условие не только необходимо, но и достаточно, то 

получаем признак.

   Иными  словами, чтобы получить свойство  В какого-нибудь объекта А, достаточно доказать теорему АЮВ, а чтобы убедиться, что

рассматриваемое свойство В является признаком, следует ещё доказать теорему ВЮА (обратную).

   Далее  аналогичную работу можно провести  по выяснению признаков прямоугольника  и ромба. Но этой работе должно

предшествовать уточнение определений прямоугольника и ромба. Действительно, достаточно потребовать, чтобы у параллелограмма

был один прямой угол, т. к. из условия (АВСД — параллелограмм; РА = 900) следует, что РВ = 900, РС = 900, РД = 900. Для

доказательства этого факта достаточно воспользоваться известными свойствами углов параллелограмма.

   Аналогично, легко доказать теорему (АВСД  — параллелограмм, АВ = ВСЮАВ = ВС = СД = АД), из которой следует, что ромбом 

называется параллелограмм, у которого две смежные стороны равны.

   Можно  не менять привычные учащимся  избыточные определения, но обязательно  подчеркнуть тот факт, что, чтобы  убедиться, что 

рассматриваемый параллелограмм будет ромбом, достаточно проверить равенство двух смежных сторон, а чтобы убедиться, что он

будет прямоугольником, достаточно доказать, что один из его углов прямой.

   После  этого отмечаем особые свойства  диагоналей прямоугольника и  ромба и опять ставим вопрос, будут ли эти условия не  только 

необходимыми, но и достаточными, т. е. являются ли эти условия признаками рассматриваемых фигур. Как это проверить? Учащиеся

должны сообразить, что для ответа на поставленный вопрос следует сформулировать и доказать теоремы, обратные к теоремам,

выражающим свойства диагоналей прямоугольника и ромба.

   Запишем  одну из этих теорем.

   Дано: АВСД — прямоугольник. Доказать: АС = ВД.

Информация о работе Влияние обобщающего повторения на качество знаний учащихся