Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 16:31, курсовая работа
Целью нашего исследования является выявление связи самооценки и успешности обучения детей в школе.
Предметом исследования явилась успеваемость младших школьников.
Объект исследования – самооценка, как фактор, влияющий на успеваемость младших школьников.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Дать характеристику самооценки как структурной составляющей самосознания.
2. Описать особенности самооценки младшего школьника
Введение………………………………………………………………………..2
1.1. Проблема успешности обучения в психолого-педагогической литературе…………………………………………................................................5
1.2. Понятие успеваемости; причины и факторы, способствующие неуспеваемости детей в школе………………………………………………….18
1.3. Младший школьный возраст; особенности и сложности………………………………………………………………………...22
1.4. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте…………………..31
1.4.1. Самооценка младшего школьника……………………………………….37
1.4.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника……42
Заключение…………………………………………………………………48
Список литературы………………………………………………………49
Так же к этой группе относятся страхи, связанные с четкой организацией школьной жизни:
В-третьих, страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц, раздевалки, игровой комнаты; библиотеки, кабинета врача, туалетов, школьного двора, спортзала, хореографического зала (актового), столовой, подвала, кабинета зубного врача и других помещений.
В четвертых, часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в следующих страхах:
В пятых, страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель, директор, завуч, родители, Братья и сестры, сверстники, дети старше, уборщицы и другой обслуживающий персонал, охранники, врач и медсестры, а также кумиры и герои СМИ.
В шестых, страхи делят по происхождению:
В седьмых, исследователь детских страхов Захаров А.И. рассматривал страхи по степени соответствия возрастным нормам:
- Возрастной (обычный, естественный страх).
Таким образом, школьные страхи – это многогранное и сложное явление, требующее тщательного изучения. В этой статье мы ограничим изучение школьных страхов, во-первых, возрастными границами – младший школьный возраст, во-вторых, проблематикой - педагогической психологии.
Динамичность школьных страхов в начальной школе.
Школьные страхи, как и любые другие эмоциональные явления, динамичны, то есть изменяются с течением времени и под действием различных внешних и внутренних факторов. Мы обобщили опыт исследователей и практиков образования, провели свои исследования данной проблемы в школах Москвы. На основании изменений в учебной деятельности, в школьной жизни ребенка можно выделить этапы, на которых могут происходить изменения как в содержании, так и в интенсивности школьных страхов.
Отдельно следует рассмотреть страхи дошкольников перед школой. В данном возрасте большое влияние имеет представление ребенка о школе, полученное в семье. Например, в нашем исследовании дошкольников, посещающих подготовительную группу в школе, просили рассказать о том, чего они больше всего боятся в школе. Некоторые дети боялись «двоек», хотя в данной школе детей не оценивают по балльной системе до второго класса. Еще была выявлена довольно значительная группа детей, которая боялась охранников. В беседе с родителями и бабушками выяснилось, что взрослые в семье часто пугают детей людьми в форме: «Не будешь слушаться – милиционер заберет!». Такие дети, проходя перед занятием мимо охранника, испытывали стресс и хуже запоминали объяснения учителя. Эта тема очень интересна и заслуживает дополнительного изучения.
Первый класс
Второй, третий года обучения в школе
Конец четвертого класса.
Данный период был выделен нами в связи с изменением социальной обстановки в современной системе образования. Если до 1990-х годов ребенок относительно спокойно переходил из начальной школы в среднюю, то сейчас этот переход сопровождается определенным стрессом для ребенка. В основном это связано с вариативностью (разнообразием) образования. Так, например, обучение в престижных гимназиях начинается только с 5 класса и ребенку необходимо пройти вступительные испытания. В нашем исследованиях школьных психологов гимназий были полученные данные о появлении страха «не поступить в гимназию», «плохо окончить начальную школу». На этом этапе семья ребенка имеет огромное влияние как на возникновение, так и на преодоление данных школьных страхов. Крайняя точка – это навязчивые страхи. Появление их у ребенка может быть обусловлено рядом причин: особенности психики ребенка, сильное психотравмирующее воздействие. Например, ребенок стал бояться идти в школу после того, как попал в аварию по пути туда. Страх перед дорогой в школу был перенесен учеником на саму школу, а после и на все, что с ней связано. В данном случае необходимо обратиться к квалифицированному в этом вопросе специалисту: психологу центра или психотерапевту, специализирующемуся на психологических травмах. Наконец, наличие средне выраженного школьного страха у ученика побуждает психолога заняться коррекционно-развивающей психологической работой с ребенком и его окружением. Главная особенность – тесная связь школьных страхов с учебной деятельностью. Содержание большинства школьных страхов связано с индивидуальной образовательной траекторией развития ребенка (В.А. Гуружапов). Неуспехи в учебной деятельности, в учебном взаимодействии ученика с учителем, с одноклассниками, общение с родителями по поводу школы может поколебать его статус как ученика и породит школьные страхи. Поэтому любую коррекцию необходимо начинать с анализа учебной ситуации данного ученика. Решить проблему школьного страха ученика могут только совместно ребенок, психолог, учитель, родители и, если необходимо, администрация школы.
1.4. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте.
Проблема возникновения
и развития самооценки
мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
Самооценка в
отечественной психологии
А.Н.Леонтьев [7], С.С.Рубинштейн[61], М. Н. Скаткин [4].
В другой группе
исследований рассматриваются
Е. И. Савонько[6], Е.А.Серебряковой[63], В.А.Горбачевой [2].
Л. С. Выготский
предполагал, что именно в семилетнем
возрасте начинает
опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить сое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.
Р.Бернс[8],анализируя большое число исследований американских авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширительное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно охарактеризовать происходящие изменения.
В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем «Я-концепция». Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с «Я-концепцией», при этом содеражательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я»
увеличивается в два раза.
Младшему школьнику
в учебной деятельности
Информация о работе Влияние самооценки на успеваемость младших школьников