Влияние самооценки на успеваемость младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является выявление связи самооценки и успешности обучения детей в школе.
Предметом исследования явилась успеваемость младших школьников.
Объект исследования – самооценка, как фактор, влияющий на успеваемость младших школьников.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Дать характеристику самооценки как структурной составляющей самосознания.
2. Описать особенности самооценки младшего школьника

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

1.1. Проблема успешности обучения в психолого-педагогической литературе…………………………………………................................................5

1.2. Понятие успеваемости; причины и факторы, способствующие неуспеваемости детей в школе………………………………………………….18

1.3. Младший школьный возраст; особенности и сложности………………………………………………………………………...22

1.4. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте…………………..31

1.4.1. Самооценка младшего школьника……………………………………….37

1.4.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника……42

Заключение…………………………………………………………………48

Список литературы………………………………………………………49

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Akhmetgalievoy........doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Так же к этой группе относятся страхи, связанные с четкой организацией школьной жизни:

  1. страх перерывов между уроками – перемен;
  2. остаться одному в классе, зайти в класс последним или первым;
  3. страх быть на празднике;
  4. страх потеряться в школе;
  5. страх переходить из одного кабинета в другой и др.

В-третьих, страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц, раздевалки, игровой комнаты; библиотеки, кабинета врача, туалетов, школьного двора, спортзала, хореографического зала (актового), столовой, подвала, кабинета зубного врача и других помещений.

В четвертых, часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в следующих страхах:

  1. страх стоять у доски,
  2. страх не понять объяснение учителя,
  3. страх спорить,
  4. страх получить замечание,
  5. страх просьбы дать дневник,
  6. страх, возникающий в момент, когда учитель спрашивает: «кто хочет ответить?»,
  7. страх плохой отметки,
  8. чувство страха в ситуации, когда учитель решает, какую отметку поставит в дневник, классный журнал;
  9. страх, что учитель, родитель будет ругать,
  10. страх наказания; физического наказания,
  11. страх проверки знаний, техники чтения, контрольных и других проверочных работ;
  12. страх вопросов учителя;
  13. чувство страха в присутствии посторонних взрослых на уроке;
  14. страх нового учителя,
  15. страх забыть, что задано;
  16. чувство страха, связанное с присутствием родителей на родительском собрании;
  17. страх непонимания учителя.

 

В пятых, страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель, директор, завуч, родители, Братья и сестры, сверстники, дети старше, уборщицы и другой обслуживающий персонал, охранники, врач и медсестры, а также кумиры и герои СМИ.

В шестых, страхи делят по происхождению:

  1. Наученные – страхи, полученные ребенком в ходе личного опыта (или он видел это на примере других людей, в том числе одноклассников).
  2. Внушенные: взрослыми или сверстниками рассказаны ситуации, вызывающие страх с благими целями;
  3. «Зараженные» страхи – возникают в ситуации нахождения в группе людей, испытывающих страх.
  4. Выдуманные страхи (слышал где-то, не так понял учителя).

В седьмых, исследователь детских страхов Захаров А.И. рассматривал страхи по степени соответствия возрастным нормам:

-   Возрастной (обычный, естественный страх).                                                                                -   Патологический.

Таким образом, школьные страхи – это многогранное и сложное явление, требующее тщательного изучения. В этой статье мы ограничим изучение школьных страхов, во-первых, возрастными границами – младший школьный возраст, во-вторых, проблематикой - педагогической психологии.

Динамичность школьных страхов в начальной школе.

Школьные страхи, как и любые другие эмоциональные явления, динамичны, то есть изменяются с течением времени и под действием различных внешних и внутренних факторов. Мы обобщили опыт исследователей и практиков образования, провели свои исследования данной проблемы в школах Москвы. На основании изменений в учебной деятельности, в школьной жизни ребенка можно выделить этапы, на которых могут происходить изменения как в содержании, так и в интенсивности школьных страхов.

  1. «Вхождение» ребенка в школу (первая неделя).
  2. Период адаптации* (сентябрь-октябрь).
  3. Введение системы оценивания (чаще всего конец первого полугодия).
  4. Становление учебной деятельности (окончание первого класса).
  5. 2-3 годы обучения.
  6. Конец 4 класса (переход в среднюю школу).

Отдельно следует рассмотреть страхи дошкольников перед школой. В данном возрасте большое влияние имеет представление ребенка о школе, полученное в семье. Например, в нашем исследовании дошкольников, посещающих подготовительную группу в школе, просили рассказать о том, чего они больше всего боятся в школе. Некоторые дети боялись «двоек», хотя в данной школе детей не оценивают по балльной системе до второго класса. Еще была выявлена довольно значительная группа детей, которая боялась охранников. В беседе с родителями и бабушками выяснилось, что взрослые в семье часто пугают детей людьми в форме: «Не будешь слушаться – милиционер заберет!». Такие дети, проходя перед занятием мимо охранника, испытывали стресс и хуже запоминали объяснения учителя. Эта тема очень интересна и заслуживает дополнительного изучения. 

Первый класс                                                                                                                         При поступлении ребенка в школу происходит изменение его социального статуса. Это ведет к переориентации ребенка на социальные нормы и установки.  По данным различных авторов: Гуткиной Н.И., Хухлаевой О.В. и др. – ребенок, готовый к обучению в школе, не испытывает страха перед ней. Первоклассник с радостью заходит в класс, готов общаться с учителем, выполнять его требования, узнавать что-то новое, выполнять требования, предъявляемые школой. Однако особенности образовательного учреждения, взаимодействия учителя с классом, особенности эмоционального развития первоклассника и другие причины могут поколебать представление ребенка о своем статусе ученика, и, как следствие, могут проявиться школьные страхи. Захаров А.И. на основании наблюдений выделил, что если в младшем школьном возрасте и возникает страх, то чаще всего – это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. «Это выражается в страхах сделать что-то не так, не правильно, не так, как следует, как нужно, быть не тем, кого уважают. Это говорит о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено понятием «совесть», как центральное новообразование, младшего школьного возраста» (Захаров А.В.).  По данным исследований в среднем 15% первоклассников испытывают школьные страхи. В первые две недели обучения в школе в основном присутствуют режимные страхи (дети боятся проспать, опоздать), а также пространственные страхи (не найти свой класс, заблудиться). Особенно сильно проявляется страх помещений у первоклассников из школ с предметным обучением, где дети вынуждены переходить из кабинета в кабинет. В процессе адаптации ребенок не только привыкает к своему новому статусу, но и к окружению. Очень важно, чтобы ребенку помогли сориентироваться в пространстве школы – так можно избежать страха перед школьными помещениями, страха потеряться. Знакомство с одноклассниками позволит ребенку, во-первых, не боятся их, а во-вторых, первоклассник увидит, что вокруг такие же ребята с такими же переживаниями, как и у него. В процессе адаптации к школе эти страхи сменяются страхами отношений (учитель будет ругать) и страхами не успеть, не понять объяснений. Некоторых детей начинают беспокоить отношения в классе, которые так же связаны с учебным процессом. Например, дети боятся, что одноклассники отвлекут их от урока. Таким образом, психологически грамотно организованная адаптация первоклассника к школе позволит избежать возникновения целого ряда школьных страхов. По  наблюдениям, а также по результатам опроса родителей, дети боятся не плохой оценки, а боятся не получить хорошую, то есть потерять свой статус ученика, первоклассника. К концу первого учебного года на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией

Второй, третий года обучения в школе                                                                               Большинство психологических исследований сосредоточено на изучении проблем кризисных, переломных моментов в жизни человека. Поэтому такой «психологически спокойный» период, как конец первого – начало четвертого класса, изучен не достаточно.

Конец четвертого класса.

Данный период был выделен нами в связи с изменением социальной обстановки в современной системе образования. Если до 1990-х годов ребенок относительно спокойно переходил из начальной школы в среднюю, то сейчас этот переход сопровождается определенным стрессом для ребенка. В основном это связано с вариативностью  (разнообразием) образования. Так, например, обучение в престижных гимназиях начинается только с 5 класса и ребенку необходимо пройти вступительные испытания. В нашем исследованиях школьных психологов  гимназий были полученные данные о появлении страха «не поступить в гимназию», «плохо окончить начальную школу». На этом этапе семья ребенка имеет огромное влияние как на возникновение, так и на преодоление данных школьных страхов. Крайняя точка – это навязчивые страхи. Появление их у ребенка может быть обусловлено рядом причин: особенности психики ребенка, сильное психотравмирующее воздействие. Например, ребенок стал бояться идти в школу после того, как попал в аварию по пути туда. Страх перед дорогой в школу был перенесен учеником на саму школу, а после и на все, что с ней связано. В данном случае необходимо обратиться к квалифицированному в этом вопросе специалисту: психологу центра или психотерапевту, специализирующемуся на психологических травмах. Наконец, наличие средне выраженного школьного страха у ученика побуждает психолога заняться коррекционно-развивающей психологической работой с ребенком и его окружением.  Главная особенность – тесная связь школьных страхов с учебной деятельностью. Содержание большинства школьных страхов связано с индивидуальной образовательной траекторией развития ребенка (В.А. Гуружапов). Неуспехи в учебной деятельности, в учебном взаимодействии ученика с учителем, с одноклассниками, общение с родителями по поводу школы может поколебать его статус как ученика и породит школьные страхи. Поэтому любую коррекцию необходимо начинать с анализа учебной ситуации данного ученика. Решить проблему школьного страха ученика могут только совместно ребенок, психолог, учитель, родители и, если необходимо, администрация школы.

1.4. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте.

  Проблема возникновения  и развития самооценки является  одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка–это необходимый компонент развития  самосознания, т.е. осознание человеком самого себя,  своих физических сил, умственных способностей, поступков,

мотивов и целей своего поведения, своего отношения к  окружающим, к другим людям и самому себе.

    Самооценка в  отечественной психологии изучалась  в связи с проблемой развития  и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы  развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г.Ананьев[4],

А.Н.Леонтьев [7], С.С.Рубинштейн[61], М. Н. Скаткин [4].

    В другой группе  исследований рассматриваются более  специальные вопросы, прежде всего  связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками  окружающих. Можно выделить публикации А.И.Липкиной[1],

Е. И. Савонько[6], Е.А.Серебряковой[63], В.А.Горбачевой [2].

    Л. С. Выготский  предполагал, что именно в семилетнем  возрасте начинает складываться  самооценка–обобщенное т.е.  устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка

опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует   опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную  деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить сое целостное поведение в  соответствии с социальными нормами.

    Р.Бернс[8],анализируя  большое число исследований  американских  авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширительное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не  позволяет достаточно охарактеризовать происходящие изменения.

    В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем «Я-концепция». Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и  внеситуативной именно тогда, когда она связывается с «Я-концепцией», при этом содеражательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я»

увеличивается в два раза.

    Младшему школьнику  в учебной деятельности необходимо  умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания  о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники  могут осуществлять самоконтроль только под руководством  взрослого и с участием сверстников. Представления о себе  основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

Информация о работе Влияние самооценки на успеваемость младших школьников