Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:31, курсовая работа
Цель этой работы - обсудить проблему так называемой нетипичной семьи, применительно к нашей стране.
Уже само по себе это понятие может стать предметом дискуссии. Какую семью в нынешних условиях следует считать "нетипичной"? Семью, где ребенка воспитывает одна мать? Или один отец? Многодетную? Многопоколенную? Семью, где воспитывается ребенок-инвалид? Или может быть, изменения последнего времени привели к тому, что "нетипичной" стала так называемая нормальная семья: муж-жена-дети? И что такое "норма" применительно к современной семье? Данные проблемы являются предметом исследования в данной работе.
Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой
будущего вкуса человека" (28; 22). В школе ребенок имеет возможность
систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет
трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах
явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося
развивается комплекс представлений, характеризующих его личные
предпочтения, симпатии.
Общий вывод
этого параграфа можно
система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в
эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это
достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями
художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-
эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств
человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой,
вкусом и другими психическими
категориями эстетического
§2. Особенности
эстетического воспитания в
В этом
параграфе предметом
особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать
при его эстетическом воспитании.
Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы,
художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый
человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое
воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев
пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не
самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования
нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что
именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование
отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности (13;
35). Сущностные нравственно-
раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на
всю жизнь.
Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу,
взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали.
Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не
пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от
доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать
мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не
научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.
Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но
именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание
является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход
ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба.
Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной
школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя,
который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...» (1). Через него
дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его
вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта
А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива
движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их
равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы
самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко
поднимают детей на дела.
Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном
возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных
процессов школьника.
Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их
мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и
психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы
претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей,
взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут
претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования
эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в
том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые
содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об
отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом
этапе новой и увлекательной форме" (13; 55), - отмечает в своей работе Б.Т.
Лихачев.
Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой
знакомства с эстетическим идеалом является детская литература,
мультипликационные фильмы и кино.
Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или
фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами,
являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и
лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем
добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла.
"Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той
своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир
общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления
ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо
постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем
поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально
проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать
идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" (13; 56).
С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной
сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности
осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к
познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный
мотив. Это проявляется в том, что "…одни ребята относятся к искусству и
действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения
книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что
это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое
отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством
постепенно превращается для них в потребность.
Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического
отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив
рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их
без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее
представление" (13; 164). А бывает, что читают, смотрят или слушают из
престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к
искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно
эстетического отношения.
Чувство
красоты природы, окружающих
особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный
интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем
детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью.
Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко
превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки
убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно
четко подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального
отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское
сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он
также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются
критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном
отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер
развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и
воли" (10; 29).
Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для
эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет
учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать
прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством
эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь
именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит
развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
§3. Пути
и средства эстетического
Эстетическое воспитание ребенка, как уже отмечалось, начинается с
момента его рождения. В этом параграфе мы рассмотрим те воздействия,
которые оказывают на него наиболее сильное воспитательное влияние.
В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство
помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия
труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает.
Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей
среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы
вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению
красоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает
участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает
его ревностным защитником ее и пропагандистом" (13; 76).
Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе
эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм,
пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к
литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на
содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на
факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.
Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе
Г.С. Лабковской.
Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к
"достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и
естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически
связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного
человечества - проблемы рационального использования природных богатств и
охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз
и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами
законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее
красоты - это главное, чему должна научить школа" (26; 29).
Следующий фактор эстетического развития личности - эстетизация быта -
выделяется в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской,
К.В. Гавриловец и др.
А.С. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание
этому фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже
тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил
оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а
хризантемы, розы" (14; 218). "С эстетической точки зрения быт, можно
сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического
развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее
духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств
создавших ее людей", - отмечает Г.С. Лабковская (26; 31).
Особое значение эстетики быта, в эстетическом воспитании отмечает и
К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание
школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов,
залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка,
стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а,
следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги" (4;
14). Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи,
Информация о работе Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста