Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы - обсудить проблему так называемой нетипичной семьи, применительно к нашей стране.
Уже само по себе это понятие может стать предметом дискуссии. Какую семью в нынешних условиях следует считать "нетипичной"? Семью, где ребенка воспитывает одна мать? Или один отец? Многодетную? Многопоколенную? Семью, где воспитывается ребенок-инвалид? Или может быть, изменения последнего времени привели к тому, что "нетипичной" стала так называемая нормальная семья: муж-жена-дети? И что такое "норма" применительно к современной семье? Данные проблемы являются предметом исследования в данной работе.

Вложенные файлы: 1 файл

Семейное воспитание.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

воспитание детей дошкольного и младшего  школьного возраста.  Б.Т.  Лихачев

пишет: "Период дошкольного  и младшего школьного детства  является едва ли  не

самым решающим  с  точки  зрения  эстетического  воспитания  и  формирования

нравственно-эстетического  отношения  к  жизни".  Автор  подчеркивает,   что

именно в этом  возрасте  осуществляется  наиболее  интенсивное  формирование

отношений к миру, которые  постепенно превращаются в свойства  личности  (13;

35). Сущностные нравственно-эстетические  качества личности  закладываются   в

раннем периоде детства и сохраняются в более или менее  неизменном  виде  на

всю жизнь.

      Нельзя  или,  по  крайней  мере,  чрезвычайно   трудно  научить  юношу,

взрослого человека доверию  к людям, если его  в  детстве  часто  обманывали.

Трудно быть доброму тому, кто в  детстве  не  приобщился  к  сочувствию,  не

пережил детскую непосредственную и потому  неизгладимо  сильную  радость  от

доброты  к  другому  человеку.  Нельзя  вдруг  во   взрослой   жизни   стать

мужественным, если в  дошкольном  и  младшем  школьном  возрасте  так  и  не

научился решительно высказывать  свое мнение и смело поступать.

      Конечно,  течение жизни что-то меняет  и  вносит  свои  коррективы.  Но

именно в дошкольном и  младшем  школьном  возрасте  эстетическое  воспитание

является основой всей дальнейшей воспитательной работы.

      Одной из  особенностей  младшего  школьного   возраста  является  приход

ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид  деятельности  -  учеба.

Главным человеком для  ребенка становится учитель.  «Для  ребят в начальной

школе учитель - самый главный  человек. Все для  них  начинается  с  учителя,

который помог преодолеть первые трудные шаги в  жизни...»  (1).  Через  него

дети познают  мир,  нормы  общественного  поведения.  Взгляды  учителя,  его

вкусы, предпочтения становятся их  собственными.  Из  педагогического  опыта

А.С.  Макаренко  известно,  что  общественно  значимая   цель,   перспектива

движения  к  ней,  при  неумелой  постановке  перед  детьми   оставляют   их

равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной  работы

самого  педагога,  его  искренняя  заинтересованность  и   энтузиазм   легко

поднимают детей на дела.

      Следующая  особенность  эстетического   воспитания  в  младшем  школьном

возрасте  связана  с  изменениями,  происходящими в сфере   познавательных

процессов школьника.

      Например, формирование  эстетических идеалов  у   детей,  как  части  их

мировоззрения, сложный и  длительный процесс. Это  отмечают  все  педагоги  и

психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания  жизненные  отношения,  идеалы

претерпевают  изменения.  В  отдельных  условиях  под  влиянием   товарищей,

взрослых,  произведений  искусства,  жизненных   потрясений   идеалы   могут

претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса  формирования

эстетических идеалов  у детей с учетом их возрастных особенностей  состоит  в

том, чтобы с  самого  начала,  с  раннего  детства,  формировать  устойчивые

содержательные  идеальные  представления  об  обществе,   о   человеке,   об

отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся  на  каждом

этапе новой и увлекательной  форме" (13; 55), - отмечает в своей  работе  Б.Т.

Лихачев.

      Для  дошкольного   и  младшего  школьного   возраста   ведущей   формой

знакомства   с   эстетическим   идеалом   является    детская    литература,

мультипликационные фильмы и кино.

    Книжные, мультипликационные  или герои кино, будь то  люди,  звери,  или

фантастические вымышленные  существа,  наделенные  человеческими  качествами,

являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости,  справедливости  и

лживости. В меру своего понимания  маленький ребенок становится  приверженцем

добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за  справедливость  против  зла.

"Это уже, безусловно, формирование идеала  как  части  мировоззрения  в  той

своеобразной форме, которая  позволяет малышам легко и  свободно войти  в  мир

общественных идеалов. Важно  только,  чтобы  первые  идеальные  представления

ребенка не оставались на уровне  лишь  вербально-образного  выражения.  Надо

постоянно, всеми средствами побуждать  детей  к  тому,  чтобы  они  в  своем

поведении  и  деятельности  приучались  следовать  любимым  героям,  реально

проявляли и доброту, и  справедливость, и  способность  изображать,  выражать

идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" (13; 56).

      С младшего  школьного возраста  происходят  изменения  в  мотивационной

сфере.  Мотивы  отношения  детей  к  искусству,   красоте   действительности

осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе,  что  к

познавательному  стимулу  в  этом  возрасте  добавляется  новый,  осознанный

мотив. Это проявляется  в том, что "…одни  ребята  относятся  к  искусству  и

действительности именно эстетически. Они  получают  удовольствие  от чтения

книг, слушания музыки, рисования  просмотра фильма. Они  еще  не  знают,  что

это и есть эстетическое отношение.  Но  в  них  сформировалось  эстетическое

отношение к искусству  и  жизни.  Тяга  к  духовному  общению  с  искусством

постепенно превращается для них в потребность.

      Другие  дети  общаются  с  искусством  вне  собственно   эстетического

отношения.  Они   подходят   к   произведению   рационалистически:   получив

рекомендацию прочитать  книгу или посмотреть фильм, они  читают и  смотрят  их

без глубокого постижения сути, лишь  для  того,  чтобы  иметь  о  нем  общее

представление" (13; 164). А  бывает,  что  читают,  смотрят  или  слушают  из

престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов  отношения детей  к

искусству  помогает сосредоточить   внимание   на   формировании   подлинно

эстетического отношения.

      Чувство  красоты природы, окружающих людей,  вещей  создает  в  ребенке

особые  эмоционально-психические  состояния,   возбуждает   непосредственный

интерес к жизни, обостряет  любознательность,  мышление,  память.  В  раннем

детстве  ребята  живут  непосредственной,  глубоко   эмоциональной   жизнью.

Сильные эмоциональные переживания  надолго  сохраняются  в  памяти,  нередко

превращаются в мотивы  и  стимулы  поведения,  облегчают процесс выработки

убеждений, навыков и привычек поведения. В  работе  Н.И.  Киященко  довольно

четко  подчеркивается,  что  "педагогическое  использование   эмоционального

отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения  в  детское

сознание,  его  расширения,  углубления,  укрепления,  конструирования".  Он

также отмечает, что  эмоциональные  реакции  и  состояния  ребенка  являются

критерием   действенности   эстетического   воспитания.   "В   эмоциональном

отношении человека к тому или иному явлению выражается  степень и характер

развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и

 

 воли" (10; 29).

      Таким образом,  младший школьный возраст - это   особенный  возраст  для

эстетического  воспитания,  где  главную  роль  в  жизни школьника   играет

учитель.  Пользуясь  этим,  умелые  педагоги  способны  не  только  основать

прочный  фундамент  эстетически  развитой   личности,   но   и   посредством

эстетического воспитания заложить  подлинное  мировоззрение  человека,  ведь

именно в этом возрасте формируется отношение ребенка  к  миру  и  происходит

развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

 

 

 

       §3. Пути  и средства эстетического воспитания  младших школьников

 

 

      Эстетическое  воспитание ребенка,  как  уже  отмечалось,  начинается  с

момента его  рождения.  В  этом  параграфе  мы  рассмотрим  те  воздействия,

которые оказывают на него наиболее сильное воспитательное влияние.

    В жизни ребенка  имеет воспитательное значение  буквально все:  убранство

помещения, опрятность костюма, форма личных  отношений  и  общения,  условия

труда и развлечений - все  это  либо  привлекает  детей,  либо  отталкивает.

Задача не в том, чтобы  взрослым организовать для  детей  красоту  окружающей

среды, в которой они  живут, учатся,  работают,  отдыхают,  а  в  том,  чтобы

вовлечь всех  детей  в  активную  деятельность  по  созиданию  и  сохранению

красоты. "Только  тогда  красота,  в  созидании  которой  ребенок  принимает

участие, по-настоящему видна  ему, становится  чувственно  осязаемой,  делает

его ревностным защитником ее и пропагандистом" (13; 76).

    Передовые  педагоги   понимают,   как   важно   сочетать   в   процессе

эстетического воспитания всю  совокупность  разнообразных  средств  и  форм,

пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое  отношение  к  жизни,  к

литературе и искусству. В школе должно  обращаться  внимание  не  только  на

содержание  школьных  предметов,  но  и  на  средства  действительности,  на

факторы, оказывающие влияние  на эстетическое развитие личности.

    Одним из таких  факторов является эстетизация  среды, отмеченная в работе

Г.С. Лабковской.

    Главная задача  эстетизации среды  обитания  по  ее  мнению  сводится  к

"достижению  гармонии  между  создаваемой  человеком  "второй  природой"   и

естественной  природой.  Проблема  эстетизации  среды  обитания  органически

связана  с  решением  одной  из  сложных  и  насущных  проблем  совершенного

человечества - проблемы рационального  использования  природных  богатств  и

охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как  раз

и раскрывается истинное лицо его эстетической  культуры.  Изучение  ребятами

законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение  ее

красоты - это главное, чему должна научить школа" (26; 29).

      Следующий  фактор эстетического развития  личности - эстетизация быта  -

выделяется в работах  А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской,

 

К.В. Гавриловец и др.

      А.С. Макаренко  в своей педагогической работе  уделял огромное  внимание

этому фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом.  Поэтому я даже

тогда, когда коллектив  наш был  очень  беден,  первым  делом  всегда  строил

оранжерею.  И  обязательно  розы,  не  какие-нибудь  дрянные   цветочки,   а

хризантемы, розы"  (14;  218).  "С эстетической  точки зрения  быт,  можно

сказать,  является  лакмусовой  бумажкой   уровня   развития   эстетического

развития личности,  группы  или  коллектива.  Материальная  среда  быта,  ее

духовность  или  бездуховность,   -   показатель   соответствующих   качеств

создавших ее людей", - отмечает Г.С. Лабковская (26; 31).

      Особое значение  эстетики быта, в эстетическом  воспитании  отмечает  и

К.В.  Гавриловец  в  своей   работе   «Нравственно-эстетическое   воспитание

школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка  классов,  кабинетов,

залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля,  оформление  отрядного  уголка,

стендов - все это либо молчаливые  помощники  педагога  в  эстетическом,  а,

следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его  враги"  (4;

14). Если ребенка с первого  класса  и  до  окончания   школы  окружают  вещи,

отличающиеся  красотой,  целесообразностью,  простотой,  то  в   его   жизнь

подсознательно    входят    такие    критерии,     как     целесообразность,

упорядоченность, чувство  меры, т.е. критерии, которые позднее  определят  его

вкусы и потребности.

      Если в  кабинете  месяцами  висит   небрежно  оформленная  газета,  если

классный уголок не несет  новой, интересной необходимой информации,  если  не

уделяется  должного  внимания  чистоте  кабинета,  у  школьников  постепенно

складывается установка  на терпимое отношение к излишествам, небрежности.

      Эстетика  поведения и внешнего  облика,  -  не  менее  значимый  фактор

эстетического воспитания. Здесь  существенное  влияние  на  детей  оказывает

непосредственно личность учителя. Как отмечает  К.В.  Гавриловец:  "В  своей

работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним  обликом.  В  его

костюме, прическе проявляется  эстетический вкус, отношение к  моде,  которое

не может не влиять на вкусы  юных. Модный и в то же  время  деловой  стиль  в

одежде, чувство меры в  косметике, выборе украшений  помогают  формировать  у

подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего  в  облике

человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий  достоинства

человека" (4; 14).

      А.С.  Макаренко   также  уделял  большое  внимание  внешнему   виду   и

утверждал, что у учеников "ботинки должны быть всегда  почищены,  без  этого

какое может быть воспитание? Не только зубы, но и  ботинки.  На  костюме  не

должно быть никакой пыли. И требование прически… серьезные  требования  надо

предъявлять к каждому  пустяку, на каждом шагу  -  к  учебнику,  к  ручке,  к

карандашу" (14; 218).

      Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорил

 

В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он  включает  и  "культуру  общения:

Информация о работе Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста