Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы - обсудить проблему так называемой нетипичной семьи, применительно к нашей стране.
Уже само по себе это понятие может стать предметом дискуссии. Какую семью в нынешних условиях следует считать "нетипичной"? Семью, где ребенка воспитывает одна мать? Или один отец? Многодетную? Многопоколенную? Семью, где воспитывается ребенок-инвалид? Или может быть, изменения последнего времени привели к тому, что "нетипичной" стала так называемая нормальная семья: муж-жена-дети? И что такое "норма" применительно к современной семье? Данные проблемы являются предметом исследования в данной работе.

Вложенные файлы: 1 файл

Семейное воспитание.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

посещать театры, музеи  выставки, концерты?» «да» ответило 23  человека,  «не

очень»  -  3  человека  (Приложение  2).  14  человек  считают,  что   этого

достаточно, чтобы быть культурным  человеком,  и,  между  тем,  24  человека

хотели бы бывать там чаще.

      Несмотря  на такой неподдельный интерес  младших школьников к  различным

видам  искусства,  у  них  все  же  наблюдается  ограниченность  в   знаниях

непосредственно  о  самом  искусстве.  Так  на  вопрос  «Что  ты  знаешь  об

искусстве?» честно признались «не знаю» или «не помню» 13  человек,  «много»

ответили  5  человек,  не  распространяя  свой  ответ,  и  лишь  8   человек

попытались дать развернутый  ответ, более или менее  правильными  из  которых

были только три: Искусство - это когда человек творит картины,  рисует  их»,

«В искусстве есть несколько  жанров»,  «Искусство  –  это  умение  что-нибудь

делать».  Понимая  свою  ограниченность  в  знаниях  этой  области,  лишь  4

человека из класса не хотели бы обогатить свои знания в  области  искусства.

На  вопрос  «Хотел  бы  ты  больше  узнать  об  искусстве?»   они  ответили

отрицательно. Однако,  на  вопрос  «Нравятся  ли  тебе  книги,  передачи  об

искусстве?» «да» ответило лишь 11  человек  –  меньше  половины  класса.  Мы

можем объяснить это тем, что, несмотря на  обилие  разнообразной  литературы

для детей в наше  время,  книг  по  искусству  адаптированных  для  младшего

школьного возраста мало. В  основном такие книги рассчитаны на более  старшую

аудиторию. Об этом говорит  и ответ Олеси Козловой, в котором  она пишет,  что

таких книг она просто не видела (Приложение 4).

      На вопрос  о введении нового урока искусства  мнения класса разделились.

Положительно отреагировала  лишь половина класса

 

(14 человек), 2 человека написали  «не очень» и «нет» – 10 человек.

      В ходе  беседы с учениками ответившими  «нет» выяснилось, что в основном

они считают, что такой  новый урок искусства будет скорее скучным  и  поэтому

они не хотели бы его введения. Примечательно, что из 10  человек  ответивших

«нет» девять – мальчики, причем в учебе стоящие не на первом месте.  И,  как

нам кажется, они были  не  против  введения  именно  предмета  искусства,  а

вообще против введения еще  одного нового урока. В этом ответе проявилось  их

отношение к учебе в  целом.

      Таким образом,  проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес младших

школьников к искусству довольно высок.  Им  нравиться  не  только  ходить  в

театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но  они  также

хотели бы больше узнать о  самом искусстве.  К  сожалению,  книги  на  данную

тему и образовательные  передачи по телевидению, как источник информации  для

младшего школьника сегодня  не доступны. В этом мы так же убедились,  побывав

в детских библиотеках  города.  Литература  по  искусству  предназначена  для

более  старшего  возраста.  Возникает  противоречие  между потребностью   в

знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью  их  получения

– с другой. Один из выходов  в данной ситуации мы видим в введении  элементов

искусствоведения в  уроки  художественного  цикла:  музыку,  изобразительное

искусство, литературу. Этому  посвящена следующая часть работы.

      Цель  этого   этапа  -  выявить   возможности   средств   искусства   в

эстетическом воспитании младших школьников. Для этого  был  разработан  урок

(Приложение  3)  по  эстетическому   воспитанию,   где   основным   средством

воспитания были произведения искусства. Разрабатывая урок, мы заметили,  что

в литературе педагоги обращают внимание на некую особенность, которую  нужно

знать учителю  при  знакомстве  детей  с  искусством.  Оказывается,  учителю

самому мало знать сущность искусства. Учитель  должен  помнить  и  понимать,

что он выступает посредником  между  ребенком  и  обширным  прекрасным  миром

искусства.  «Педагогическая  задача  учителя  состоит  в  такой  организации

процесса  познания   искусства,   которая   способствует   естественному   и

органическому проявлению собственных  духовных сил ребенка» (23; 76).  Работа

учителя по знакомству детей  с искусством должна быть системной  и  правильно

организованной.

      «Правильная  организация урока  предполагает:  четкую  постановку  цели

занятия, пробуждение у  школьников  интереса  к  теме  урока,  использование

методов, активизирующих логическое  и  образное  мышление,  самодеятельность

учащихся, а  также  их  собственную  оценочную  деятельность,  своевременную

помощь слабым, благожелательное отношение учителя  к  ученику,  справедливую

оценку их деятельности» (4; 10). Планируя занятие,  мы  старались  учитывать

все представленные требования.

      Основной  образовательной  задачей  урока  было  познакомить  детей  с

понятием  «искусство»  и  с  видами   искусства   на   конкретных   примерах

художественных  произведений.  Воспитательной  задачей  явилось  воспитывать

интерес у младших  школьников  к  искусству.  Развивающей  –  способствовать

развитию эстетических качеств  младшего школьника (Приложение 3).

      Перед уроком  детям было предложено подготовить  сообщения  на  заданные

темы по искусству. Желающих было множество – все темы  оказались  разобраны.

Кроме того, мы попросили  принести  картинки  с интересными архитектурными

сооружениями.  Этими  заданиями  мы  обеспечили  самостоятельную   поисковую

работу учеников.

      За несколько  дней до урока оформили класс.  На стены повесили картины  и

открытки,  принесенные  учениками.  Ребята  имели  возможность  заранее   их

рассмотреть.

      Урок проходил  в форме «Путешествия в страну  Прекрасного», что  создало

дополнительный эмоциональный  настрой.

      Деятельность  на уроке была весьма разнообразной:  дети слушали  музыку,

рассматривали  картины,  выступали  с   докладами,   слушали   друг   друга,

участвовали в обсуждении задаваемых вопросов. Скучать было некогда.

      Урок прошел  на высокой  эмоциональной   ноте.  Когда  прозвенел   звонок

никто  не  спешил  расходиться,  настолько   все   были   увлечены   уроком.

Впоследствии этот настрой  сохранился на  весь  день.  А  это  самый  главный

результат.  Как  мы  уже  отмечали  выше,  именно  эмоциональные  реакции  и

состояния   ребенка   являются   критерием    действенности    эстетического

воспитания. Показатель действенности  этого урока был действительно  высок.

      Картины  и открытки (нашу  «экспозицию»)  мы  оставили  висеть  еще   на

неделю, чтобы ребята,  получив  о  них  новую  информацию,  смогли  еще  раз

посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах что-то новое. Ребята, как  мы  и

рассчитывали подходили  и с новым интересом рассматривали  картины,  приходили

даже дети  из  других  классов.  Результаты  этого  урока  проявили  себя  и

позднее. Когда в курсе  истории класс проходил тему «Искусство Руси»,  ребята

блестяще показали знания, которые усвоили с урока по искусству.

      Результативность   этого   урока   несомненна:   средства    искусства

действительно могут оказывать  на  младшего  школьника  свое  неограниченное

воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок,  вызывает

неподдельный интерес  и отклик  в  каждом  ученике.  Эмоционально  насыщенный

материал оставляет глубокий отпечаток в  душе  ребенка,  который  в  будущем

станет  основой  становления   эстетического   вкуса,   идеала,   отношения,

переживания, а со временем эстетическое чувство  к  искусству  отложит  свой

отпечаток  и  на  отношении  к  жизни,  действительности.   С   эстетическим

развитием происходит и духовное развитие человека. То, что  сегодня  ребенок

воспринимает эмоционально, завтра перерастет  в  осознанное  отношение  и  к

искусству и к жизни.

      Таким образом,  средства искусства при правильной  организации и  подаче

их ученику действительно  способствуют его  эстетическому,  интеллектуальному

и духовному развитию.

 

 

 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

      Проблема  эстетического  воспитания  довольно  полно   разработана   в

отечественной  и  зарубежной  литературе.   Это   позволило   нам   провести

тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место  во всей  системе

учебно-воспитательного процесса, так как за ним  стоит  не  только  развитие

эстетических качеств  человека, но и всей личности  в целом:  ее  сущностных

сил, духовных потребностей,  нравственных  идеалов,  личных  и  общественных

представлений, мировоззрения.

      Все эти  качества в человеке  развиваются   под  воздействием  различных

факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая  нас

действительность: быт, семья, межличностные  отношения,  -  все,  что  может

быть  прекрасным.  Как  основной  носитель  прекрасного,   искусство   также

является средством эстетического  воспитания.

      Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на  личность  может

проходить как целенаправленно, так и спонтанно.  В  этом  процессе  огромную

роль  играет  школа.  В  учебном  плане  закреплены   такие   предметы   как

изобразительное искусство,  музыка,  литература,  основой которых является

искусство. Это не случайно. Анализируя литературу,  мы  сделали  вывод,  что

искусство   является   основным    средством    эстетического    воспитания.

Исследование показало, что  и познавательный интерес к  искусству  у  младших

школьников довольно велик, а  наличие  интереса  -  это  первое  из  условий

успешного воспитания. Кроме  того, материал  по  искусству  обладает  большим

эмоциональным потенциалом, будь то  музыкальное  произведение,  литературное

или художественное. Именно сила эмоционального  воздействия  является  путем

проникновения в детское  сознание,  и  средством  формирования  эстетических

качеств личности.

      Таким   образом,   наша   гипотеза,   заявленная   в   начале   работы,

подтвердилась. Действительно, средства  искусства,  используемые  в  учебно-

воспитательном  процессе,  являются  эффективным   средством   эстетического

воспитания  младших  школьников.  Опытные  педагоги,  зная   это,   способны

посредством искусства воспитать  подлинные  эстетические  качества  личности:

вкус, способность оценивать,  понимать  и  творить  прекрасное.  Однако,  на

практике мы столкнулись  с тем, что  учителя  мало  пользуются  искусством  в

целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и  сил  развитию

практических навыков. Это  недопустимо, так как без ориентации  на  подлинные

духовные и  художественные  ценности,  эстетическое  воспитание  и  развитие

личности  будет  неполноценным.  На   наш   взгляд,   реализуя   полноценное

эстетическое  воспитание  ребенка в младшем школьном  возрасте,   учитель

обеспечивает в будущем  становление такой личности, которая  будет сочетать  в

себе  духовное  богатство,  истинные  эстетические  качества,   нравственную

чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

      Вот те  выводы, к которым мы пришли  в ходе нашей работы.

ВВЕДЕНИЕ   Актуальность работы: Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”. 
 
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. 
 
Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. 
 
Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. 
 
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей. К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. 
 
Поэтому мы и решили рассмотреть проблему  формирования личности в семье. Особенности  семейного воспитания изучали А. И. Захаров, А. С. 
 
Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие. Огромный вклад в  изучение  семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. 
 
А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая “кумира в семье”, ситуация, создающая “золушек” в семье). В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов. Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья является социальным институтом формирования личности. 
 
Объект исследования –  профилактика и коррекция неправильного семейного воспитания. Предмет исследования – процесс формирования личности в семье. Гипотеза: семейное воспитание является основой формирования и развития личности. Задачи: 1.                 Теоретический анализ семейного воспитания в психолого-педагогической литературе. 2.                 Психолого- педагогическое обоснование семейного воспитания. 
 
3.                 Обосновать: процесс семейного воспитания как главнейший фактор развития личности. Курсовая работа состоит из введения, первой и второй глав и заключения. В первой главе рассматривается теоретические аспекты семейного воспитания, подробно описываются функции, стили и типы семейного воспитания. Во второй главе идет подробное описание главных факторов влияющих на становление и развитие личности ребенка. Глава №1. Теоретические аспекты семейного воспитания. 
 
  1.Семья и ее социальные функции.   Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности. 
 
Слово “брак” происходит от русского слова “брать”. Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными. Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию. Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. 
 
Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети (3, с. 321). 
 
Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее время, привели к сокращению рождаемости в России и формированию нового типа семьи - бездетной. По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм. Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли “примаком”. Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась “невесткой”.

Информация о работе Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста