Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:31, курсовая работа
Цель этой работы - обсудить проблему так называемой нетипичной семьи, применительно к нашей стране.
Уже само по себе это понятие может стать предметом дискуссии. Какую семью в нынешних условиях следует считать "нетипичной"? Семью, где ребенка воспитывает одна мать? Или один отец? Многодетную? Многопоколенную? Семью, где воспитывается ребенок-инвалид? Или может быть, изменения последнего времени привели к тому, что "нетипичной" стала так называемая нормальная семья: муж-жена-дети? И что такое "норма" применительно к современной семье? Данные проблемы являются предметом исследования в данной работе.
Уровень эстетической
воспитанности у различных
Измерение эстетической воспитанности может осуществляться разными критериями: и психологическими, и педагогическими, и социальными. В область измерения психологическими критериями эстетической воспитанности попадают прежде всего способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние.
Для
эстетической воспитанности характерно
доведение исполнительских
Наконец, к социальным критериям эстетической воспитанности необходимо отнести наличие широких интересов к искусству, выявить потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Но не только это. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду - все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.
Определение эстетической воспитанности помогает сделать работу по эстетическому формированию детской личности более определенной и целенаправленной.
1.2 Формы и методы эстетического воспитания дошкольников
Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности -- потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.
Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности -- потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.
Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.
Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.
Здесь нужно
указать общий принцип отбора
методов - находить такие методы и
приемы, которые бы поддерживали у
детей желание создавать «
Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.
Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности. Например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения.
Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах и имеют свою классификацию. Обобщим их в единой таблице.
По принципу управления деятельностью детей |
Под прямым руководством взрослого |
Под косвенным руководством взрослого |
|
По способу объединения детей |
Совместная деятельность детей и взрослого: a) фронтальная, b) подгруппами, c) с одним ребёнком |
Индивидуальная, подгруппами |
|
По видам деятельности |
Занятия, экскурсии, развлечения, игры, труд |
Театрализованные игры, повторение занятий, праздников |
|
Глава 2. ДПИ как средство эстетического воспитания
2.1 Раскрыть понятие и классификацию ДПИ
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство - это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.
Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т. е. под руками - это дерево, глина, кость и т. д.
Также можно
выделить несколько наиболее общих
художественных принципов традиционных
для декоративно-прикладного
1. Утилитарность.
Практическая
2. Тесное, всецелое
срастание произведений
3. Единство материала и технического приема.
4. Традиционность.
Обязательная преемственная
5. Коллективная природа творчества. Преемственность традиций и коллективность труда избавляли мастеров от ошибок, заблуждений, пустой траты времени и сил, создавали условия для подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного искусства.
6. Близость к
детскому творчеству. Строгая каноничность
народного искусства
7. Наглядная
декоративность, праздничность впечатления.
Нужно наделить вещь красотой,
проявляющей себя в элементах
декоративности и
Народное декоративно-
Знакомство
ребенка с русским народным декоративно-прикладным
искусством опирается на принцип
общей дидактики - связи с жизнью,
систематичности и
Декоративно-прикладное
искусство делится на виды по технологиям
обработки различных
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
В ходе исследования по теме курсовой работы мы пришли к следующим выводам:
v
Воспитание - это социокультурный
феномен, который связан с
v
Художественно-эстетическое
v
Дошкольный возраст - важнейший
этап развития и воспитания
личности, наиболее благоприятный
для формирования
v
Приобщение ребенка к культуре
носит воспитательный характер:
развивает творческие
v
Азы художественно-
В процессе работы мы раскрыли понятие эстетического воспитания, критерии эстетической воспитанности, формы и методы эстетического воспитания дошкольников средствами ДПИ, изучили педагогический опыт по эстетическому воспитанию, раскрыли понятие и классификацию ДПИ, тем самым цель -изучить и проанализировать теоретический материал по теме, была достигнута.
2. 2.Создание
условий для свободного
3. Ознакомление
с универсальным «языком»
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
УСЛОВИЯ
5.
Развитие художественно-
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7.
Создание условий для
8.
Формирование эстетической
Программа «Природа и художник» Т. А. Копцевой нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Данное
пособие адресовано воспитателям и
педагогам изобразительного искусства
детских садов и учебно-
Предлагаемая
система художественно-
Содержание
художественно-экологической
Информация о работе Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста