Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:31, курсовая работа
Цель этой работы - обсудить проблему так называемой нетипичной семьи, применительно к нашей стране.
Уже само по себе это понятие может стать предметом дискуссии. Какую семью в нынешних условиях следует считать "нетипичной"? Семью, где ребенка воспитывает одна мать? Или один отец? Многодетную? Многопоколенную? Семью, где воспитывается ребенок-инвалид? Или может быть, изменения последнего времени привели к тому, что "нетипичной" стала так называемая нормальная семья: муж-жена-дети? И что такое "норма" применительно к современной семье? Данные проблемы являются предметом исследования в данной работе.
На занятиях по программе «Природа и художник» мир прир
Выявление первоначального уровня и динамика эмоционально-эстетического развития детей
осуществлялось поэтапно и проходило следующим образом.
1. Подбор диагностического
инструментария для
эстетического развития старших дошкольников.
2. Изучение первоначального
уровня эмоционально-
3. Определение
педагогических условий
природы.
4. Разработка
и применение на практике
эстетического развития дошкольников средствами природы.
5. Выявление динамики эмоционально-эстетического развития детей.
6. Расширение опытной работы, подбор дополнительного материала для работы с детьми по
внедрению педагогической технологии эмоционально-эстетического развития старших дошкольников
в условиях детских садов.
Опытно-исследовательская работа включала традиционно три этапа: констатирующий,
формирующий и
контрольный. В задачи первого из
них входило определение
эмоционально-эстетического развития старших дошкольников. В ходе формирующего этапа опытно-исследовательской работы реализовалась специально
организованная педагогическая работа по эмоционально-эстетическому развитию старших
дошкольников средствами природы.
На контрольном этапе выявлялась динамика эмоционально-эстетического развития после
проведенной с
детьми опытно-исследовательской
Нижневартовской школе-детском саду № 77, в группах старшего дошкольного возраста. В общей
сложности исследованием было охвачено более 50 детей старшего дошкольного возраста. В описании
уровней и динамики развития эмоционально-эстетической сферы были использованы данные лишь 20
детей, для облегчения описания и анализа результатов.
Для определения уровня эмоционально-эстетического развития детей были использованы
адаптированные нами диагностика, разработанная А.Ф. Яфальян [1].
В ходе исследования были выделены три критерия эмоционально-эстетического развития детей.
1. Соматическое
выражение эмоций, в котором определялась
адекватность восприятия
эмоциональных состояний людей и выражение эмоций в движениях.
2. Вербальное выражение эмоций, в котором проверялась адекватность передачи
эмоционального состояния в речи.
3. Визуально-графическое выражение эмоций, которое состояло из визуального восприятия
эмоционального состояния и графического выражения экспрессии чувств и эмоций.
Что касается определения уровней эстетической составляющей эмоционально-эстетического
развития детей, нами было использовано обоснование А.Ф. Яфальян градаций уровней эстетического
отношения детей к человеку, которое соответствует развитию эстетических чувств и эмоций:
· неэстетический (низкий) уровень;
· предэстетический (средний) уровень;
· эстетический (высокий) уровень.
Все три уровня
рассматривались с позиции
наш взгляд, дети, которые способны быть выразительными соматически, умеют выразить словесно
экспрессию чувства и определить визуально, а затем выразить это в рисунке, достигают той степени
эмоционального и эстетического развития, которая является необходимой для целостного
полноценного развития ребенка.
Показатели, которые характеризуют каждый критерий, а также баллы, которые соответствуют
уровням: 1 – низкий (неэстетический), 2 – средний (предэстьетический), 3 – высокий (эстетический),
отражены в табл. 1.
Диагностика эмоционально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
проходила в
естественных условиях, часть диагностических
заданий проверялась в
работе с каждым ребенком, графическое же изображение эмоций и задания под музыку проводились в
группе со всеми детьми.
Целью диагностики являлось выявление уровня эмоционально-эстетического развития старших
дошкольников до проведения специальной работы по данному направлению. Для этого использовали
адаптированные
нами диагностические задания
Афонькиной [3], а также задания по эстетическому самовыражению А.Ф. Яфальян.
Таблица 1.
Критерии и показатели
эмоционально-эстетического развития детей
Критерии Уровни Баллы
Не выражает эмоции в мимике и жестах, движения хаотичные, резкие или
вялые. 1
Не всегда адекватно передает эмоции в мимике и жестах, движения
осмысленны, однако не всегда выразительны. 2
Соматическое
выражение
эмоций
Мимика и жесты выразительны, соответствуют передаваемой эмоции,
движения пластичные, музыкальные. 3Не может передать выразительно в речи эмоциональное состояние, не может
подобрать прилагательное для передачи характера произведения. 1
Может адекватно передать в речи эмоциональное состояние при помощи
педагога, подбирает 1- 2 слова для передачи эмоциональных состояний. 2
Вербальное
выражение
эмоций
Речь интонационно выразительна, подбирает 3 и более прилагательных,
соответствующих эмоциональному состоянию. 3
Не может в изображении определить характер эмоции, графические не
выражает эмоциональные состояния. 1
Адекватно определяет
2 -3 изображения эмоциональных
графических выражает эмоциональные состояния. 2
Визуально-
графическое
выражение
эмоций
Адекватно определяет все предложенные изображения, графически
выразительно изображает эмоциональные состояния. 3
Критерий 1. Соматическое выражение эмоций
Задание 1. Адекватная
интерпретация эмоциональных
предлагалось продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного
мальчика (девочку).
Задание 2. Детям предлагалось передать в движении под музыку эмоциональные состояния:
веселое и грустное.
Критерий 2. Вербальное выражение эмоций
Задание 3. Интонационное выражение эмоций. Каждому ребенку предлагалось произнести одну
и туже фразу радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Задание 4. Детям предлагалось выразить прилагательными эмоциональные состояния двух
контрастных музыкальных произведений.
Критерий 3. Визуально-графическое выражение эмоций
Задание 5. Восприятие эмоционального состояния. Детям предлагались карточки с графическим
изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. При этом задавался вопрос: «Какое это лицо?».
Задание 6. Детям предлагалось изобразить напуганного щенка, веселого котенка и грозного
льва. При этом дети были предупреждены, что нарисованные животные могут быть не очень
похожими на реальных, но должны быть очень выразительными.
Результаты показали, что дети в целом с интересом участвовали в выполнении заданий, однако
уровень их эмоционального и эстетического развития достаточно неоднороден и зачастую
непредсказуем. Дети произвольно выполняли движения под музыку, не задумываясь над передачей
его характера. Характеристика музыки заключалось в однообразии слов: радостная, веселая; грустная,
печальная. Лишь дети с высоким уровнем находили более выразительные слова: задорная, искристая;
задумчивая, как будто плачет.
Анализируя результаты диагностики, следует отметить, что в исследуемой группе 15% детей с
высоким уровнем
эмоционально-эстетического
участия, то есть вступают в контакт, поскольку происходящее вызывает не только интерес, но и
эмоционально адекватные реакции на происходящее.
Больше всего
детей со средним уровнем эмоционально-
детей наблюдается
желание участвовать в
обстоятельств.
Дети с низким
уровнем эмоционально-
характерна закрытая позиция, иногда отчуждение или безразличие по отношению к происходящему.
Они не любят общаться со сверстниками, предпочитают играть в одиночестве. На предложенные
задания стояли в стороне и наблюдали за происходящим, если начинали выполнять движения под
музыку, то делали это очень хаотично, не слушая музыку. Их рисунки были невыразительны и не
передавали
эмоциональное состояние
Уровни эмоционально-
балла и затем определялось количество детей в группе с низким, средним и высоким уровнями в
процентном отношении.В результате обработки материалов и уточнения впечатлений о детях, с учетом анализа их
эмоционально-эстетического отношения в игровых условиях и условиях общения со сверстниками и
взрослыми были определены суммарные данные в количественном и процентном соотношении
уровней эмоционально-эстетического развития детей опытной группы (табл. 2).
Таблица 2.
Суммарное определение
уровней эмоционально-
Уровни Количество детей – %
Низкий 5 – 25%
Средний 12 – 60%
Высокий 3 – 15%
Результаты
начального этапа опытно-
развитие у старших дошкольников в целом находится на недостаточно высоком уровне. Это
позволило сделать вывод, что необходимо проводить специально организованную педагогическую
работу. Для этого необходимо определить педагогические условия, разработать систему
педагогических методов и приёмов по развитию эмоционально-эстетической сферы детей.
Потребность в такой работе представлялась очевидной и в ходе наблюдения за детьми в их
общении со сверстниками и взрослыми. Дети плохо представляют то, как надо управлять своими
эмоциями и как эмоционально выражать свое отношение к происходящим событиям и людям.
Создавая комфортные условия, учитывая специальные педагогические условия и разработав
специальную программу
по эмоционально-эстетическому
определенных результатов в эстетическом развитии детей.
На заключительном этапе опытно-исследовательской работы было проведено повторное
диагностирование, целью которого ставилось изучение динамики эмоционально-эстетического
развития старших дошкольников.
Показатели и критерии эмоционально-эстетического развития старших дошкольников остались
прежними, диагностические задания по трудности и содержанию соответствовали контрольному
этапу исследования, но использовался другой материал.
Были созданы схожие условия с первоначальным этапом исследования при итоговом
диагностировании. Учитывалось и то, что проведенная целенаправленная работа позволила детям
контролировать свои эмоции и быть более внимательными при анализе картинок, при передаче
эмоциональных состояний под музыку, при изображении динамики, движений и эмоций на рисунках.
При анализе качества исполнения движений под музыку было выявлено, что дети используют
более разнообразные и разнохарактерные движения, они двигались более музыкально и пластично во
время звучания
музыки, внимательно слушали
движениях.
Таким образом, при повторном диагностировании в конце года дети показали иные результаты
не только по качеству, но и в количественном выражении.
Проведенный сравнительный
анализ показал, что уровень эмоционально-эстет
старших дошкольников
на заключительном этапе опытно-
отличается от первоначального (табл. 3).
Таблица 3.
Сравнение уровней эмоционально-эстетического
развития детей
Уровни Количество детей – %
На начальном этапе На заключительном этапе
Низкий 5 –25 % –
Средний 12 – 60 % 10 – 50 %
Высокий 3 – 15 % 10 – 50 %
Как видно из таблиц, работа с учетом педагогических условий и по специально подобранным
методам и приемам
эмоционально-эстетического
повысить уровень соматической, вербальной, визуально-графической выразительности детей. Почти у
всех детей результаты стали выше. Только у троих детей остались результаты на прежнем уровне, так
как эти дети на время проведения опытно-исследовательской работы часто болели. Если же говорить в целом о группе, то стоит отметить, что детей с низким уровнем
эмоционального развития на заключительном этапе не оказалось. Дети, имевшие низкий уровень
сначала неохотно включались в деятельность, наблюдали со стороны. Но спустя некоторое временя,
они стали проявлять активность, играть вместе с другими детьми, принимать активное участие в
ролевой гимнастике, выполняя ведущие роли. Их движения стали более выразительными и
музыкальными
Уменьшилось количество детей со средним уровнем эмоционального развития (50 %).
Информация о работе Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста