Влияние театрализованных игр на формирование актерских способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить особенности развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс развития актерских способностей детей.
Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы влияния театрализованных игр на развитие актерских способностей детей дошкольного возраста ……………………………………………..

5
1.1. Влияние театрализованных игр на развитие актерских способностей детей в психолого - педагогической литературе…………………………………………………

5
1.2. Психологические механизмы формирования актерских способностей у детей дошкольного возраста…………………………….

8
1.3 Особенности развития актерских способностей в игровой деятельности дошкольников……………………………………………….

10
Глава 2. Пути и средства формирования актерских способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….

14
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста……..

14
2.2 Создание педагогических условий для развития творческих способностей.
17
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента…………………………………………………………………
21
Заключение ………………………………………………………………….
24
Список используемой литературы ………………………………………
26
Приложение ………………………………………………………………….
28

Вложенные файлы: 1 файл

куртнезирова.docx

— 623.06 Кб (Скачать файл)

-период повышенной чувствительности  к тем или иным воздействиям  среды, 

- период повышенной чувствительности  к освоению того или иного  вида деятельности. Примеры:

( у ребенка в возрасте  двух-трех лет интенсивно развивается  устная речь, в пять-семь лет  ребенок наиболее готов к овладению  чтением, в среднем и старшем  дошкольном возрасте дети увлеченно  играют в ролевые игры, обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли).   [8, с.112].

   Каждый такой период  особой готовности к овладению  специальными видами  деятельности  рано или поздно заканчивается.  Важно понимать, что если какая-либо  функция не получила своего  развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие  оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. В  воспитательных и вообще образовательных  целях крайне важно не упустить  благоприятный момент, помогать  ребенку проявлять себя в новой  деятельности. Не стоит надеяться  на то, что в более старшем  возрасте ребенок сможет наверстать  упущенное.

С психологической точки  зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития  актерских способностей потому, что  в этом возрасте дети чрезвычайно  любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Становление компетентности ребенка  в различных сферах художественной деятельности, готовности к игре –  драматизации осуществляется в семье, при поддержке родителей и  в педагогическом процессе ДОУ.

Психолого - педагогические исследования свидетельствуют о  том, что старшие дошкольники  сохраняют положительное отношение  к игре – драматизации, она остается интересной для них. В этих играх  расширяются возможности ребенка. В старшем дошкольном возрасте значительно  вырастают физические возможности  детей: движения становятся более координированными  и пластичными, длительное время  они могут переживать определенное эмоциональное состояние, готовы анализировать  его, выражать   [1, с.125].

Дети 7–го года жизни отличаются способностью устанавливать причинно–следственные  связи между событиями и явлениями, понимать причины поведения и  поступков героев литературных произведений деятельность детей по подготовке и  проведению театрализованных представлений  приобретает более самостоятельный  и коллективный характер, самостоятельно выбирать литературную основу спектакля, иногда сами сочиняют коллективный сценарий, комбинируя различные сюжеты, распределяют обязанности, готовят атрибуты  декорации.

К 5–ти годам дети способны к полному перевоплощению, сознательному  поиску сценических средств выразительности  для передачи настроения, характера, состояния персонажа, умеют находить связи между словом и действием, жестом и интонацией, самостоятельно додумывают и входят в роль, придают  ей индивидуальные черты. Ведущую роль начинают играть личные ощущения, эмоции, переживания. У ребенка возникает  желание поруководить спектаклем, быть режиссером.

Таким образом основная задача педагога  - активизировать и развивать  индивидуальные особенности и возможности  каждого ребенка.

 

1.3 Особенности развития актерских способностей в игровой деятельности дошкольников.

 

В театральных играх ребенок-артист, самостоятельно создает образ с  помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли.

Процесс игры – в театральной  деятельности возможен, если ребенок:

- имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

- имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);

- включается в игровую деятельность соответственно своим способностям  и возможностям (ребенок –«режиссер», ребенок – «актер», ребенок-«зритель», ребенок –«оформитель»-«декоратор» спектакля.

Театрализованную игру характеризует  перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно  рассматривать как разновидность  художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте  художественной деятельности.

Систему работы по развитию актерских  способностей можно разделить  на 3 этапа:

художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

освоение специальных  умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

самостоятельная творческая деятельность  [10, с.126].

Театрализованные игры в  дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и  юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а  любимые герои становятся образцами  для подражания (Е.А.Антипина). Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых  с помощью театральной деятельности ( Н.В.Микляева).

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей  в целом и от уровня образовательной  работы в группе.

В основе руководства театрализованными  играми лежит работа над текстом  литературного произведения. Р.И.Жуковская  советует преподносить текст произведения выразительно, художественно, а при  повторном чтении вовлекать их в  несложный анализ содержания, подводить  к осознанию мотивов поступков  персонажей.

Обогащению детей художественными  средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают). Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных  произведений.

Старшие дети активно обсуждают, во что лучше играть, согласовывать  свои замыслы и желания. Игра повторяется  несколько раз и у каждого  есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших  группах  договариваются о двух-трех составах «артистов». С целью усвоения последовательности событий, уточнения  образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Старшие  дошкольники могут работать подгруппами, получают задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть  сказку. При этом отпадает необходимость  в специальном запоминании текста   [2, с.130].

Основные направления  развития театрализованной игры состоят  в постепенном переходе ребенка  от игры по одному литературному или  фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются  несколько произведений; от игры, где  используются средства выразительности  для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения  через образ героя; от игры, в которой  центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны  с каким-либо одним из них, в зависимости  от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой  деятельности как средству самовыражения  личности и самореализации способностей.

Таким образом, театрализованная игра – деятельность необыкновенно  эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она  приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т. п. Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего  воспитания детей: у них развивается  художественный вкус, творческие и  декламационные способности, формируется  чувство 

Все театральные игры можно  разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.

Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей  каждого ребенка, меняет поведение  детей: застенчивые становятся более  активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять  свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки.

В театрализованных играх  ребенку открываются нормы нравственного  поведения, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение.

Театрализованная игра оказывает  существенное влияние на ход развития личности ребенка.

Выводы по 1 главе. Напишите.

 

 

 

 

 

Глава 2. Пути и средства формирования актерских способностей детей старшего дошкольного возраста

 

Экспериментальная работа проводилась  на базе ГУО « Ясли-сад №2» города Марьина Горка. Экспериментальная работа проходила в старших дошкольных группах № 5 и 6. Для эксперимента были взяты 20 детей, которых разделили на две подгруппы по 10 человек. Наблюдение проходило в течение 6 месяцев: с сентября 2012 по февраль 2013 года включительно.

Этот абзац поставьте  во введение, там, где база исследования.

 

         2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель : выявить начальный уровень развития  актерских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры – драматизации. Изучение актерских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.

Этюды и упражнения на выявление  актерских умений.

Актерские умения  - понимание  эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор  адекватных выразительных средств  для передачи образа персонажа - голоса, мимики, пантомимики; характера выразительности  моторики: в пантомимике - естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике - богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи - изменение интонации, тона, темпа  речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

1. Ребенку предлагается  передать содержание фразы, «считывая»  интонацию, с которой звучит  данный текст: 

¦ Чудо остров!

¦ Наша Таня громко плачет...        

¦ Первый снег! Ветер! Холодно!

2. Детям предлагается пересказать текст с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».

3. Пантомимические этюды. 

Котята:

• сладко спят;

• просыпаются, лапкой умываются;

• зовут маму;

• пытаются утащить сосиску;

• боятся собаки;

• охотятся.

Покажи:

-как танцует добрая  фея на балу у Золушки; 

- как злится страшная  ведьма на балу у Спящей  Красавицы; 

- как удивляется черепашка-ниндзя;

- как здоровается Снежная  Королева;

- как обижается Винни-Пух; 

- как радуется Карлсон..

 

4. Этюды на изменения  тембра голоса.

Педагог.  Киска, как тебя зовут?

Ребенок.  Мяу! (Нежно)

Педагог. Стережешь ты мышку  тут?

Ребенок.  Мяу! (Утвердительно)    Педагог. Киска, хочешь молока?

Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)

Педагог. А в товарищи щенка?

Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)

5.  Интонационное прочтение  стихов-диалогов.

 

6.  Проговаривание скороговорок.

Сказочный, волшебный дом

Азбука - хозяйка в нем.

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

 

7. Ритмическое упражнение.  Простучать,  прохлопать, протопать  свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».

8. Образные упражнения  под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий  зайчик», Л. Банниковой «Поезд»,  «Самолет», В. Герчика «Заводная  лошадка».

Выровняйте текст  по правому полю. Сделайте отступления в абзацах.

 В процессе наблюдения  было выявлено:

 

Дети несколько пассивны, зажаты, не могут полностью раскрепоститься,

«вжиться в роль», инициаторами игр выступают одни и те же дети, они же играют главные роли. Воображение  развито не в достаточной степени, дети не могут объединить несколько  сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Радует, что восприятие происходящих событий, сопереживание  героям развито у всех детей. Актерские  умения у детей развиты  не в  достаточной степени.    Большинство  детей с радостью принимают роль, но не умеют активно пользоваться своей речью, движением, мимикой  и пантомимой, мало импровизируют.

Анализ  результатов констатирующего этапа:

 В творческих заданиях  на выявление актерских умений дети легче справлялись с заданиями на пантомиму «Покажи», с ритмическим заданием «Прохлопай свое имя», музыкальным заданием.

 Тяжелее  детям дались задания,  связанные с интонацией, тембром речи, скороговорками.

Информация о работе Влияние театрализованных игр на формирование актерских способностей детей старшего дошкольного возраста