Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:13, курсовая работа
Цель исследования – определить особенности развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс развития актерских способностей детей.
Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы влияния театрализованных игр на развитие актерских способностей детей дошкольного возраста ……………………………………………..
5
1.1. Влияние театрализованных игр на развитие актерских способностей детей в психолого - педагогической литературе…………………………………………………
5
1.2. Психологические механизмы формирования актерских способностей у детей дошкольного возраста…………………………….
8
1.3 Особенности развития актерских способностей в игровой деятельности дошкольников……………………………………………….
10
Глава 2. Пути и средства формирования актерских способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….
14
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста……..
14
2.2 Создание педагогических условий для развития творческих способностей.
17
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента…………………………………………………………………
21
Заключение ………………………………………………………………….
24
Список используемой литературы ………………………………………
26
Приложение ………………………………………………………………….
28
12. Куцакова Л.В., Мерзлякова
С.И. Воспитание ребенка
13. Маханева М.Д.
14. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.-23с.
15. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004. – 190 с.
16. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2010. – 266 с..
17.Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. с. 21-27.
18. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989. с. 78-80.
19. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1972.
20. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
21. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 г. 65 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.
- воспитывать эмоциональную
-учить имитировать простейшие движения.
- развивать ориентировку в
-развивать мелкую моторику
Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий ливень! Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения - как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.
Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей бумаги( разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие шарики), а затем подбросить их вверх. Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого ребенка.
Этюд « Капельки»
Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.
- воспитывать эмоциональную
- развивать ориентировку в
Оборудование: аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Дети делают « капельки», подбрасывают их, стараясь « намочить» как можно больше окружающих.
Потом взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился, выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке.
Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.
- воспитывать эмоциональную
-развивать ориентировку в
- развивать общую и мелкую моторику.
Оборудование: аудиозапись шума дождя, маленькие зонтики( по одному на двоих детей).
Дети начинают бегать под « дождиком», подставлять ладошки под его «капли».Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу- настоящий ливень! Взрослый раздает детям зонтики и предлагает им, прижавшись друг к другу, спрятаться от дождя под зонтиком. Педагог обыгрывает ситуацию: дети радуются тому, что стоят близко друг к другу, вместе держат зонт, могут общаться друг с другом. Педагог предлагает детям погулять под зонтами, посмотреть вокруг, поговорить друг с другом.
Цели:- формировать умение управлять куклой- бибабо.
- учить имитировать движения, характерные для ежа.
- воспитывать умение играть
Оборудование: куклы- бибабо, аудиозапись различных по характеру мелодий.
Педагог просит детей подойти
к зеркалу и имитировать
Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю ежи, когда они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку). Педагог просит предположить: что или кто так напугал ежей? Дети предлагают свои варианты ответов.
Звучит спокойная музыка. Педагог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.
Цели:- формировать умение имитировать движения, подражая действиям педагога.
- воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.
Оборудование: декорации осеннего леса- листья, шишки, грибы, пеньки.
Идем по густому лесу
( дети выпрямляются, идут осторожно).
Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки).
Надо перешагнуть через поваленное дерево
( высоко поднимают ноги, как бы перешагивая),
обойти пень ( останавливаются и обходят по кругу).
Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед),
Сучки в глаза попадают (отодвигают руками ветки, поочередно отводят их в стороны).
Цели:- уточнять представления об осени.
- учить имитировать движения, подражая действиям педагога.
- воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.
- обогащать двигательный опыт детей.
Оборудование: осенние листочки.
Последний листок ( ребенок берет один листок),
Унеси меня в лесок
(держит его перед собой двумя руками).
Ветер дунул(дует на листок и бежит,
Держат листок перед собой)-
Я лечу, лечу, лечу…
Цели:- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
Оборудование: - набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями.
Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть и радость.
Театральные игры
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Игра «Веселые обезьянки».
Педагог. Представьте,
что вы все обезьянки и сидите
в клетке в зоопарке. Одного
из вас мы выбираем на роль
посетителя зоопарка. Он будет
стоять в центре и делать
различные движения и жесты.
«Обезьянки» передразнивают
Над лучами, над водой
Хлынул дождик проливной.
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Золотая радуга.
(М. Лопыгина. Радуга)
«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.
Игра «Поварята».
Дети делятся на
две команды (рассчитываются
Затем все дети становятся в круг — получается «кастрюля» — и поют песню (импровизация):
Сварить можем быстро мы борщ или суп
И вкусную кашу из нескольких круп,
Нарезать салат и простой винегрет,
Компот приготовить — вот славный обед.
Дети останавливаются,
а ведущий (педагог) по
Игра «Одно и то же по-разному»
Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится (человек идет, сидит, бежит, поднимает руку, слушает и т. д.).
Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:
— сидеть у телевизора;
— сидеть в цирке;
— сидеть в кабинете врача;
— сидеть у шахматной доски;
— сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II группа получает задание идти. Возможные варианты:
— идти по дороге;
— идти по горячему песку;
— идти по палубе корабля;
— идти по бревну или узкому мостику;
— идти по узкой горной тропинке и т.д.
III группа получает задание бежать. Возможные варианты:
— бежать, опаздывая в театр;
— бежать от злой собаки;
— бежать, попав под дождь;
— бежать, играя в жмурки, и т.д.
IV группа получает задание размахивать руками. Возможные варианты:
— отгонять комаров;
— подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
— сушить мокрые руки и т.д.
V группа получает задание ловить зверюшку. Возможные варианты:
— ловить кошку;
— ловить попугайчика;
— ловить кузнечиков и т.д.
Педагог и зрители отмечают, кто правильно выполнил задание.
Игра «Превращение предмета».
Сначала педагог объясняет
детям: «В театре зритель
Педагог берет какой-либо
предмет и кладет его на
стол или передает по кругу
от одного ребенка к другому.
Каждый ребенок должен
•карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;
•маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;
•записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.
Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памятник и др.
План-конспект
итогового занятия
по драматизации сказки
«Репка»
Деятельность: театрализованное представление.
Программное содержание:
1. Учить детей имитировать
характерные действия
2. Развивать умение детей
последовательно и
3. Совершенствовать умение
передавать эмоциональное
4. Воспитывать дружбу, товарищество,
умение действовать
Задачи: 1) побуждать детей
к активному участию в
Материал к занятию:
1. Домик-теремок, репка, заборчик, плетень, веник, лейка, подсолнухи, колобки.
2. Костюмы: деду, бабке, внучке, Жучке, кошке, мышке.
Ход занятия:
(Звучит музыка «Сказки гуляют по свету»)
Оргмомент: (Вход детей)
Ведущий: - Дети! Сегодня мы пришли в гости, чтобы показать сказку «Репка», посмотрите сколько зрителей.
-Вы все сегодня будете героями сказки.
Вступительная беседа:
-Вы помните , кто кого играет в сказке? (ответ детей:да)
-Валя кто ты у нас сегодня? (ответ детей: мышка)
-А ты Настя кто? (ответ детей: кошка)
Кто выходит первым в сказке? (ответ детей: дед)
- Женя, ты хорошо помнишь, что говорит дед в сказке? (ответ детей: да)
-Молодцы!
Занимаем свои места, начинается сказка
(Дети сидят на стульчиках. В домике спрятались только дед и бабка. )