Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:13, курсовая работа
Цель исследования – определить особенности развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс развития актерских способностей детей.
Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы влияния театрализованных игр на развитие актерских способностей детей дошкольного возраста ……………………………………………..
5
1.1. Влияние театрализованных игр на развитие актерских способностей детей в психолого - педагогической литературе…………………………………………………
5
1.2. Психологические механизмы формирования актерских способностей у детей дошкольного возраста…………………………….
8
1.3 Особенности развития актерских способностей в игровой деятельности дошкольников……………………………………………….
10
Глава 2. Пути и средства формирования актерских способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….
14
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста……..
14
2.2 Создание педагогических условий для развития творческих способностей.
17
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента…………………………………………………………………
21
Заключение ………………………………………………………………….
24
Список используемой литературы ………………………………………
26
Приложение ………………………………………………………………….
28
Полностью справились со всеми заданиями – 7 чел (35%), частично – 11чел.(55%), не справились совсем – 2чел.(10%).
Уровни развития театрализованной деятельности детей по заданиям
2.2 Создание педагогических условий для развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.
На формирующем этапе
исследования нам необходимо создать
эмоционально-благополучную
Для этого следует
внести необходимые изменения
в воспитательный процесс.
Участвовать в играх
детей в качестве партнера. В
игре брать на себя одну
из ролей (не обязательно
В ходе формирующего
эксперимента следует
Педагоги ДОУ на специально
организованных занятиях по театрализованной
деятельности знакомят детей не только
с текстом литературного
Занятия по театрализованной деятельности включают в себя как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Они проходят в двух направлениях:
1) освоение
детьми основ актерского
2) освоение
детьми технических приемов,
Занятия строятся с
помощью таких методических
- рассказывание театральных
героев о себе. Этот прием позволяет
заинтересовать и увлечь
- рассматривание театральных атрибутов и действия с ними;
- разыгрывание театральных этюдов с атрибутами и без них;
- загадки;
- ответы на вопросы педагога.
Наибольший эффект
дают такие методы развития
творчества, как: творческое задание,
постановка проблемы или
Дети на занятиях при вхождении
в роль (музыкантов, артистов, художников)
естественно проявляются
В качестве педагогического
условия развития
На занятиях и вне их мы поощряли инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей.
Наблюдая за театрализованной деятельностью детей, мы сделали вывод, что дети стали понимать значение и роль театра, ориентироваться во всем многообразии его видов; научились «видеть» и показывать эмоциональные состояния других людей, быть раскрепощёнными и самостоятельными в свободной театрализованной деятельности.
Вхождение экспериментатора
в детскую деятельность и
2.3 Сравнительный
анализ результатов
На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.
Тем же детям были предложены те же задания . Проводя работу по данному направлению в единой системе, соблюдая все перечисленные выше педагогические условия, мы видим её эффективность: дети стали более активными, инициативными, способными к организации самостоятельной театрализованной деятельности, к постановке новых инсценировок и выражению эмоциональных состояний героев произведений. У детей появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях, сформировалась привычка к свободному самовыражению.
Система работы по театрализованной деятельность детей дала хорошие результаты. У детей развита связная речь, сформирован словарь, они громко эмоционально читают стихи.
В результате проведения контрольного эксперимента нами получены итоговые показатели:
Полностью справились со всеми заданиями – 13чел (65%), частично –
6 чел.(30%), не справились совсем – 1чел.(5%).
Сопоставим диаграммы констатирующего и контролирующего экспериментов .
На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.
Рекомендации:
Таким образом, участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.
Я считаю, что театрализованная деятельность в развитии личности бесценна. Она обогащает внутренний мир детей, его переживания, учувствует в формировании сознания, личностных качеств. С помощью театра дети получают представления об основных ценностях - добре, красоте.
Выводы по 2 главе. ???
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе я, на основе изучения литературы по данной теме, попыталась определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Театральные игры позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и обогащение навыков театрально-исполнительской деятельности, создание атмосферы творчества, социально-эмоциональное развитие детей. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баринова М.Н. О развитии
творческих способностей – Л:
2. Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
3. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
4. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
5. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981
6. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.
7. Доронова Т.Н. Играем
в театр: театрализованная
8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.
9. Ефремов В.И. Творческое
воспитание и образование
10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.
11. Кудрявцев В., Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.