Внеклассная работа и степень её влияния на формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение внеклассной работы и степень её влияния на формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка.

Объект: внеклассная работа по иностранному языку.

Предмет: формирование интереса у учащихся к иностранному языку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………....4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку

1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление………...6
1.1.1 Важнейшие аспекты внеклассной работы по иностранному языку……………...8
1.1.2 Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку…………10
1.1.3 Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку………...11
1.1.4 Требования к внеклассной работе……………………………….............................14
1.2 Историко-педагогический аспект формирования познавательного интереса……..16
1.2.1 Определение понятия познавательный интерес………………………………........17
1.2.2 Формирование познавательного интереса и творческой активности…………….18

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку
2.1 Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку……………………..19
2.2 Факультативные занятия по иностранному языку…………………………………...24
2.3. Календарные и тематические праздники………………………………………..….....27
2.4 Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку……………....28
2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку………………………………………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….....34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая по педагогике.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

 

   1.1.4    Требования к внеклассной  работе

 

    Перечисленные  выше особенности внеклассной  и внешкольной работы находят свое отражение в методических требованиях к их содержанию.  К таким требованиям можно отнести следующие:

    - Органическая связь урочной и внеурочной работы. Эта связь может быть двусторонней. Внеклассная работа опирается на работу в  классе.  Внеклассные занятия иностранным языком основываются, как известно, на владении  навыками и умениями, созданными на уроках иностранного языка,  поэтому  важно,  чтобы учащиеся  пользовались   этими   навыками   и   умениями   возможно   полно, одновременно совершенствуя и  развивая  их  в  соответствии  с  условиями  и особенностями внеурочной работы.  Внеклассная  работа  таким  образом  может оказать  положительное  воздействие  на  учебную  деятельность  учащихся  на иностранном языке.

    Внеурочное общение  на иностранном языке учащихся приближается в  какой-то мере к естественно мотивированному  пользованию  им,  оно  может  служить важным  средством  мотивации,  столь  необходимой  для  речевой  практики  и овладения  языком. Наиболее  полная   реализация   этого   методического требования возможна при соблюдении ряда условий.

    Во-первых, тематика  учебного языкового материала  и  последовательность его изучения должна позволять использовать его не только на уроках, но и  во внеурочной работе, разумеется, по-иному комбинируя и варьируя его.  Учебники по  иностранным  языкам  позволяют  развивать,  комбинировать  и  объединять учебную тематику в новых ситуациях общения и в  новых  темах  во  внеурочных мероприятиях в основном в пределах изученного языкового материала. На этой базе  возможно  проведение  массовых  школьных  мероприятий  на иностранном языке.  Разумеется,  введение  определенного  количества  нового языкового материала неизбежно и даже желательно, потому  что  этот  материал позволяет улучшать содержательную сторону речевой деятельности и  тем  самым существенно обогащать  индивидуально-речевой  опыт  учащихся  в  иностранном языке. Вместе с тем методически и  психологически  неоправданно  перегружать внеклассные занятия большим количеством нового  материала,  потому  что  это снижает интерес учащихся к  такого  рода  занятиям  в  силу  его  трудности, недоступности,  особенно  для  экспрессивных  видов   речевой   деятельности учащихся.

    Вторым условием  реализации органической  связи  учебной  и  внеклассной работы является  заинтересованность  учащихся,  информативность  содержания, привлекательность форм внеурочной работы.  Материал, используемый на внеклассных занятиях при подготовке  массовых мероприятий, должен быть интересным, познавательным, развивающим. Он  должен учитывать индивидуальности, склонности  и  уровень  подготовки  учащихся  по

языку.  Разнообразие приемов и форм работы с учетом условий проведения  занятий (места, времени и др.),  возраста  учащихся,  специфики  внеклассной  работы является одним из важных средств повышения заинтересованности  учащихся.

    - Обязательность в выполнении учащимися добровольно взятых ими на себя внеклассных поручений в соответствующих видах работы (например,  в  кружках, массовых мероприятиях). Без этого невозможно выполнение следующего  третьего требования.

    - Целенаправленность и регулярность внеклассных занятий в соответствии с  особенностями  видов   внеурочной   работы:   еженедельная,   ежедневная, ежемесячная, один раз в полугодие, год (см. об этом далее).

    - Массовый охват учащихся разными видами внеклассной работы является  одним из средств усиления ее воздействия на учащихся.

 

1.2 Историко-педагогический  аспект формирования познавательного  интереса

 

Проблема интереса и творческого отношения к учению в истории русской педагогической мысли и в практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований жизни. Социально-экономические изменения в России, начиная со второй половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития просвещения.

К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний, пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом, однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики, — И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.

Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них “новую породу людей” выражали новое отношение к природе человека. Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению.

Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И. Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса к учению с нравственностью.

В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность детей и их активность следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук, книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут заинтересовать детей, так как природа близка им.

Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении.

Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.

Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

Кроме познавательного интереса ученых (педагогов, психологов, теоретиков) интересовали вопросы детского творчества. Творчества не только как деятельность, созидающая в себе “…нечто новое, оригинальное”. А как деятельность, которая способствует усвоению учебного материала через совершенно другие приемы и способы, применяемые в традиционном обучении. Благодаря, постановки данного вопроса, возникла проблема развития творческой активности у детей на уроках и во внеурочной деятельности.

Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.Н. Скаткина, А.К. Марковой, Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской и других ученых.

Сегодня проблема интереса и творчества детей на уроках всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

 

1.2.1 Определение  понятия познавательный интерес

 

Одним из самых значительных областей общего феномена “интерес” выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

  • избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
  • проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
  • активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
  • активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова).

Таким образом, “познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.

В рамках достаточно широкого понятия “познавательный интерес” можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету.

Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.

В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

  • активный поиск;
  • догадка;
  • исследовательский поиск;
  • готовность к решению задачи.

Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

В различных исследовательских работах, литературных источниках и в быту встречаются разнообразные определения активности: эмоциональная, физическая, социальная, социально-политическая, интеллектуальная, умственная, познавательная, творческая, психическая, ориентировочно-исследовательская и другие.

С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию способностей учащихся.

Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку

 

1.2.2 Формирование  познавательного интереса и творческой  активности

 

Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса, которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий повышение качества образования.

Проблема развития познавательной и творческой активности не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательной и творческой активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя.

Познавательный интерес, как и творческая активность – сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса и творческой активности, а, следовательно, условия, влияющие на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние (Приложение 1).

При формировании познавательного интереса и при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.

Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

 

2.1 Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку

 

       В  настоящее  время  стала  очевидной  идея  необходимости   обучения иностранному  языку  как  средству  коммуникации  непременно  в  коллективной деятельности   с   учетом   межличностных   связей:    преподаватель-группа, преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик  и  т.  д.  Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.  Игра  дает возможность создать и  сплотить  коллектив.  Игра  дает  радость  общения  с единомышленниками.

Информация о работе Внеклассная работа и степень её влияния на формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка