Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 20:49, курсовая работа
Цель: изучение внеклассной работы и степень её влияния на формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка.
Объект: внеклассная работа по иностранному языку.
Предмет: формирование интереса у учащихся к иностранному языку.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………....4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление………...6
1.1.1 Важнейшие аспекты внеклассной работы по иностранному языку……………...8
1.1.2 Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку…………10
1.1.3 Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку………...11
1.1.4 Требования к внеклассной работе……………………………….............................14
1.2 Историко-педагогический аспект формирования познавательного интереса……..16
1.2.1 Определение понятия познавательный интерес………………………………........17
1.2.2 Формирование познавательного интереса и творческой активности…………….18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку
2.1 Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку……………………..19
2.2 Факультативные занятия по иностранному языку…………………………………...24
2.3. Календарные и тематические праздники………………………………………..….....27
2.4 Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку……………....28
2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку………………………………………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….....34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Межпредметые
факультативы помогают
Каждый из видов факультативов может подразделяться в зависимости от дидактических целей на теоретические, практические и комбинированные факультативные занятия.
Организация и методика
Группы, как правило, комплектуются из учащихся одного или параллельных классов. Если факультатив не связан с обязательными занятиями, то групп можно комплектовать из учащихся разных классов. Наполняемость групп (не менее десяти слушателей) определяется руководителем занятий в зависимости от специфики курса. Если желающих больше возможного набора, то преимущество оказывают школьникам, проявившим особенный интерес к предмету. Обычно это связано с выбором профессии. Учитываются также те качества учащихся, которые можно развивать в процессе изучения данного факультативного курса — способности, потребности, прикладные умения и навыки. Для проведения занятий привлекаются, кроме учителей, преподаватели вузов, деятели науки литературы, искусства, экологи, лица духовного звания, родители.
Программы факультативных курсов разрабатывает Министерство образования , либо создаются авторские факультативные курсы. Школам предоставляется право, по согласованию с органами народного образования, вносить изменения в программы с учетом регионального компонента и местных условий, материальной базы школ. Учащиеся могут сами решать, какими вопросами в пределах примерной программы они будут заниматься. На факультативный курс дается не менее 35 часов в год. Занятия можно проводить или по одному часу в неделю в течение учебного года или по два часа на протяжении полугодия, до или после уроков.
Учащиеся
выбирают факультативы
Руководство деятельностью учащихся на факультативных занятиях имеет свои особенности. Занятия с небольшим количеством учащихся дают возможность развивать мышление, память, воображение, внимание каждого школьника, его способности, рационально организовать индивидуальный подход. Интерес учеников к факультативному курсу и побуждает, и вынуждает учителя подбирать темы, оптимально отражающие достижения культуры, научно-технического прогресса, особенности современного производства, его запросы.
Теоретические факультативы
Теоретические факультативы организуются для углубленного изучения отдельных тем, разделов, раскрытия сложных теоретических проблем, обобщения и систематизации знаний и имеют следующую структуру: обоснование актуальности темы, теоретическая и практическая значимость рассматриваемых вопросов, создание проблемных ситуаций; раскрытие проблемы (изложение материала учителем, выступления учащихся с рефератами, докладами, демонстрация учебных кинофильмов, проведение опытов); обсуждение результатов поисков (анализ учащимися обоснованных положений, повторное их доказательство в процессе решения качественных задач, коррекция неправильных представлений, обобщение, обеспечение взаимно обратных связей при усвоении материала: анализ обобщенного, осмысление существенного, уточнение знаний, систематизация усвоенного).
Теоретические
факультативные занятия можно
проводить в форме лекций, семинарских,
научно-теоретических
Практические факультативные занятия
Основная
задача практических
Развитию
творчества и
На практических факультативных занятиях по иностранному языку целесообразно изучать разговорные темы на более высоком уровне сложности с включением актуального материала, который учащиеся могут найти в дополнительных источниках: словарях, справочниках, художественной и научно- популярной литературе, в иноязычных газетах и журналах, в Интернете. Для развития лингвистической мотивации учителя предлагают детям формальные упражнения и лингвистические задачи, выходящие за пределы стандартной учебной программы. Интересной формой практического занятия является «репетиция» вступительного экзамена в ВУЗ по иностранному языку, где учащиеся должны, в рамках ограниченного времени, выполнить типовые задания
абитуриента: чтение и пересказ текста, перевод отрывка из него, перевод 10 предложений с русского на английский и высказывание по устной теме.
Комбинированные факультативные занятия
Такие занятия
проводятся как научно-практические
конференции комбинированные, лекционно-практические
семинарско-практические уроки.
Их структура зависят от дидактиче
Эффективной формой работы является научно-практическая конференция, которой завершается факультативный курс. Она проводится по актуальной теме.
Основные задачи такой конференции — глубокое раскрытие проблемы, пополнение знаний новыми сведениями, практическое применение усвоенных знаний, ознакомление участников конференции с результатами экспериментальной работы, выполненной членами факультатива, профориентация.
2.3 Календарные и тематические праздники
Мы живем
в информационном обществе. Постоянно
увеличивается количество
Работа над лексикой - важный и трудоемкий процесс, и от того, как о проходит, в значительной мере зависит эффективность обучения иностранному языку в последующие годы. Обучению лексике придается большое значение во всех классах, т.к. работа над ней дает пищу для языковой наблюдательности, что важно и для общей культуры школьников, и для владения родным языком.
При обучении лексике используют разнообразные методы и приемы. Многие из них довольно эффективны. Но мало количество времени на уроке не позволяет работать над расширением словарного запаса учеников. Поэтому мы решили найти такую форму работы, которую можно было бы использовать для лучшего усвоения лексики. На наш взгляд, такой формой является проведение
театрализованных праздников. Это один из элементов театральной педагогики, который можно использовать во внеклассной работе.
Театрализация повышает самостоятельность учащихся, поисковая деятельность учащихся к ходе подготовки к спектаклю дополняется классными занятиями под руководством учителя и составляет вместе с ними неразрывное целое. Такой подход обеспечивает усвоение пройденного, повышает развивающую роль обучения, является средством воспитания и развития познавательных возможностей учащихся, позволяет по-новому решать проблему учета индивидуальных особенностей учеников. В процессе театрального действа, в нашем случае, праздника на иностранном языке, ученики общаются, а, следовательно, используют лексику, усвоенную на уроках. Театрализованное представление является своего рода обобщением языковых знаний, умений, навыков учащихся. При участии в подобных мероприятиях пассивный словарный запас детей постепенно переходит в активный, т.е. ученик способен уже передавать свои мысли на иностранном языке более свободно как в устной речи, так и письменной. Это в свою очередь облегчает работу на уроках.
Театральные внеклассные мероприятия формируют коммуникативно-компетентную личность, свободно пользующуюся языковыми навыками в любой ситуации. А знакомство молодых и начинающих учителей с театральной педагогикой дает толчок к развитию собственного творческого потенциала.
2.4 Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Учебная экскурсия — это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями. Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современной школе и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; любовь к природе; развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению.
На месте
проведения экскурсия
возвышенности, поляне или опушке леса. Учитель обращает внимание на общий вид ландшафта, на особенности наблюдаемых природных явлений или объектов, на их взаимосвязь. После вступительной беседы учащиеся приступают к выполнению заданий или осмотру экскурсионных объектов.
Учитель дает установку на запоминание характеристик экскурсионных объектов, на выполнение учащимися заданий по зарисовке, записи, внимательному осмотру, подробному анализу, выделению существенных сторон, отличительных особенностей объектов, на сопоставление, сравнение, обобщение явлений.
Процесс
обучения на экскурсии в
основном строится на восприятии
экскурсионных объектов, их объяснении
и практическом изучении. Поэтому
принцип наглядности играет
В конце
экскурсии учитель проверяет
работу учащихся: все ли выполнено
по плану, сделаны ли записи,
зарисовки, измерения. Затем
проводится заключительная
Большое значение для высокой результативности экскурсии имеют закрепление знаний, их обобщение и систематизация. Во время беседы на уроке, после экскурсии, учащиеся воспроизводят ход экскурсии, объясняют факты, с которыми познакомились, выделяют главное, существенное; получают задания написать рефераты, оформить отчеты или альбомы, подготовить стенгазету или стенд. Практикуется написание сочинений на темы: «Человек и природа», «Я люблю свой край», «Кем стали наши выпускники».