Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:36, дипломная работа
Анализ современных подходов к организации внеурочной воспитательной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий и разработка методических материалов по их реализации в деятельности учителя информатики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
І. ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
1.1.Понятие о внеурочной воспитательной работе, ее сущность и специфика в деятельности учителя информатики….8
1.2.Особенности внеурочной воспитательной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения……19…
Общая характеристика форм внеурочной воспитательной деятельности в системе работы учителя информатики……27
ІІ. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
2.1. Понятие об иформационно-коммуникационных технологиях, их общая характеристика………………34
2.2. Анализ применения учителем информатики современных информационно- коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности……………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 54
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….. 57
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | |||
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | ||
І. ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ | |||
1.1. | Понятие о внеурочной воспитательной работе, ее сущность и специфика в деятельности учителя информатики ……. | 8 | |
1.2. | Особенности внеурочной воспитательной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения………….... | 19 | |
1.3. | Общая характеристика форм внеурочной воспитательной деятельности в системе работы учителя информатики………… | 27 | |
ІІ. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ | |||
2.1. | Понятие об иформационно-коммуникационных
технологиях, их общая характеристика………………………… |
34 | |
2.2. | Анализ применения учителем информатики современных информационно- коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности…………………………………….. | 39 | |
Заключение…………………………………………………… |
51 | ||
Список используемЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… | 54 | ||
ПриложениЕ ……………………………………………………….. | 57 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выпускной квалификационной работы определяется той ролью, которую призвана сыграть внеурочная воспитательная работа в процессе реформирования отечественного образования. В условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» перед образовательными учреждениями стоит задача не только освоения новых образовательных стандартов, составной частью которого становится внеурочная деятельность, но и переосмысления ее сущности с позиции тех стратегических задач, которые необходимо решить, исходя из требований времени и меняющегося общества [1, с.20].
Новая школа должна стать уже сегодня «центром взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние дни и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха» [20, с.4]. Все это требует переосмысления всей системы внеурочной воспитательной работы, определения ее роли и места в педагогическом процессе школы, рассмотрения возможностей использования современных средств ее осуществления, в том числе в деятельности учителя-предметника.
Очевидно,
что в числе таких средств
на первый план выступают возможности
использования информационно-
Широкое
распространение информационно-
Помимо функциональной грамотности использование современных ИКТ способствует обеспечению социальной адаптации школьников, содействуют их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей воспитания на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Поэтому наряду с формированием информационной культуры школьников в процессе обучения, сегодня все более актуальной является активизация внеурочной деятельности в процессе обучения информатике.
Таким образом, необходимы современные методики внеурочной работы, в которых получают широкое использование информационно- коммуникационные технологии.
Инновационные
формы организации учебного процесса,
эффективно используемые сегодня в
преподавании информатики, такие как
проектный метод, метод малых
подвижных групп, использование
проблемного и
Возникает противоречие между стремительно нарастающими потребностями в применении ИКТ в воспитательном процессе и недостаточностью методического оснащения деятельности педагога по данному направлению. Из него следует проблема, суть которой состоит в необходимости разработки методических материалов, обеспечивающих проведение внеурочной воспитательной работы с применением современных ИКТ.
В соответствии с вышеизложенным, целью нашего исследования является анализ современных подходов к организации внеурочной воспитательной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий и разработка методических материалов по их реализации в деятельности учителя информатики.
Объект исследования – система внеурочной деятельности учителя информатики.
Предмет исследования – особенности организации, форм и методов внеурочной воспитательной деятельности с использованием ИКТ в системе работы учителя информатики.
Задачи исследования:
Методологической основой исследования являются теоретические и научно-методические работы в области: философии образования, педагогики и психологии (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, Л.С.Выготский, П.И.Гальперин, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, В.А.Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.); информатизации образования(А.А. Андреев, Я.А. Ваграменко, О.А Козлов, Д.Ш.Матрос, М.П.Лапчик, Н.И.Пак, С.В.Панюкова, Е.А. Полат, В.А.Поляков, И.В. Роберт, И.А. Румянцев, Н.В. Софронова и др.); работы в области образовательных информационных ресурсов и медиаобразования (Е.А. Бондаренко, А.А. Журин, Л.С.Зазнобина, К.Г. Кречетников, Н.Ю.Соколова, А.В. Федоров и др.).
В качестве основных работ в области информатизации образования мы использовали труды Я.А. Ваграменко, С.А. Жданова, Т.Б. Захаровой, О.А. Козлова, К.К.Колина, А.Ю. Кравцовой, А.А. Кузнецова, М.П Лапчика, С.В.Панюковой, Е.А. Ракитиной, И.В. Роберт, Н.В. Софроновой, Н.М. Стадника, М.А. Щербакова и др..
Для решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс теоретических и эмпирических методов, таких как:
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный в нем сборник методических материалов по проектированию внеурочной деятельности учителя информатики с использованием современных ИКТ может быть использован в работе педагогов и в процессе обучения студентов.
Структура данной работы определяется логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы из 31 издания и приложения, всего 68 страниц.
Работа состоит из введения, в котором обосновывается выбор темы исследования, поставлены задачи и цели, определены объект и предмет исследования. В нем указаны методы исследовании, обосновывается его практическая значимость.
В первой главе «Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики» комплексно рассматривается понятие о внеурочной воспитательной работе, ее сущность и специфика в деятельности учителя информатики, проблемы организации внеурочной воспитательной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения, а так же дается общая характеристика форм внеурочной воспитательной деятельности в системе работы учителя информатики.
Во второй главе "Научно-методические аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной работе по информатике" рассматривается понятие об информационно-коммуникационных технологиях, их общая характеристика и классификация, а так же особенности применения учителем информатики современных информационно-коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности.
В
заключении подводятся итоги работы, делаются
основные выводы по теме.
I.
ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ
РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
1.1.
Понятие о внеурочной
воспитательной работе,
ее сущность и специфика
в деятельности учителя
информатики
В Педагогическом энциклопедическом словаре отмечается: «Внеурочная работа, внеклассная работа - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся» [22, с. 36]. Направления, формы и методы внеурочной работы практически совпадаю с дополнительным образованием детей. Она традиционно используется педагогами для решения разнообразных задач обучения и воспитания.
Данная форма работы имеет свою историю. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности [12, 6].
С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная воспитательная работа чаще всего сливалась с работой этих организаций. До середины 80-х гг. внеурочная воспитательная работа контролировалась органами народного образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации.
Внеурочная воспитательная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.
Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной воспитательной работе, ориентированной на личность школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной воспитательной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся.
Информация о работе Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики