Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:36, дипломная работа
Анализ современных подходов к организации внеурочной воспитательной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий и разработка методических материалов по их реализации в деятельности учителя информатики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
І. ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
1.1.Понятие о внеурочной воспитательной работе, ее сущность и специфика в деятельности учителя информатики….8
1.2.Особенности внеурочной воспитательной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения……19…
Общая характеристика форм внеурочной воспитательной деятельности в системе работы учителя информатики……27
ІІ. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
2.1. Понятие об иформационно-коммуникационных технологиях, их общая характеристика………………34
2.2. Анализ применения учителем информатики современных информационно- коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности……………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 54
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….. 57
Основными задачами внеурочной воспитательной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Направления, формы, методы внеурочной воспитательной работы практически совпадают с внешкольной работой.
В школе предпочтение отдается образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художестивенного творчества, технического творчества, спорта и др.[Пед. сл. с.36]. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной воспитательной работы относится организация продлённого дня.
Во внеурочной воспитательной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной воспитательной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. [ 26, с. 27-28. ].
В школе необходимо сформировать систему внеурочной воспитательной деятельности школьников. По различным направлениям ведется системная внеурочная работа, в том числе по информатике. Ее цели и задачи должны сочетаться с основными целями и задачами обучения информатике и информатизации образования.
Отметим все многообразие целей, которые можно решать с помощью информатизации внеурочной воспитательной деятельности школьников [5]. Таковыми являются:
В соответствии с целями определим основные задачи внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:
Во внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике решаются также узкоспециальные задачи, которые значительным образом влияют на отбор содержания.
Внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике свойственны основные черты внеурочной воспитательной деятельности. Своеобразие применения информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности проявляется в следующих характеристиках:
Применение информационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике влияет на информатизацию всей внеурочной воспитательной деятельности в школе. Информатизация внеурочной воспитательной деятельности школьников предполагает внедрение средств информационных технологий; повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки учащихся; системную интеграцию информационных технологий в обучении информатике во внеурочное время и организацию внеучебной деятельности школьников в социальной сфере; построение и развитие единого образовательного информационного пространства внеурочной воспитательной деятельности учебного заведения.
Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике, основанной на применении информационных технологий, в общеобразовательной школе [7, с.31-32]. К ним относятся:
К общим требованиям к содержанию внеурочной воспитательной деятельности школьников можно отнести следующие особенности [17, с 11]:
С точки зрения обучения информатике, содержание внеурочной воспитательной деятельности школьников совпадает с основными содержательными линиями курса информатики: информация и информационные процессы, представление информации, компьютер, формализация и моделирование, алгоритмизация и программирование, информационные технологии.
По мнению ряда исследователей[1, 13, 16], информационные технологии являются не только объектом изучения, но и средством обучения. Содержание внеурочной воспитательной деятельности школьников должно основываться не только на потребностях самой информатики, но и на интересах и потребностях учащихся, а так же на потребностях социально-воспитательной среды школы.
В
основе функционирования системы внеурочных
занятий по любому предмету лежит
ряд принципов и частных
Принципы внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике определяют требования к её содержанию, методам и организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике. Внеурочная деятельность школьников по информатике строится на следующих принципах [31, с. 24-26]:
Принцип связи обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка.
Принцип коммуникативной активности учащихся.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков пои предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.
Принцип преемственности внеурочной воспитательной работы с уроками.
Во внеурочной воспитательной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной воспитательной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной воспитательной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.
Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
Эффективность внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.
Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.
Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике.
Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.
Информация о работе Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики