Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:36, дипломная работа

Краткое описание

Анализ современных подходов к организации внеурочной воспитательной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий и разработка методических материалов по их реализации в деятельности учителя информатики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
І. ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
1.1.Понятие о внеурочной воспитательной работе, ее сущность и специфика в деятельности учителя информатики….8
1.2.Особенности внеурочной воспитательной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения……19…
Общая характеристика форм внеурочной воспитательной деятельности в системе работы учителя информатики……27
ІІ. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
2.1. Понятие об иформационно-коммуникационных технологиях, их общая характеристика………………34
2.2. Анализ применения учителем информатики современных информационно- коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности……………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 54
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….. 57

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Орлюк.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

     В условиях реформирования системы начального общего образования внеурочная работа имеет особенности, поскольку является составной частью базисного плана  ФГОС. Она требует пересмотра содержания, основных видов и направлений деятельности, которые не могут не затронуть и работу по информатике.

     Формы внеурочной воспитательной работы по информатике могут рассматриваться достаточно традиционно с точки зрения количества участников, длительности, характера взаимодействия взрослых и детей.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ВО  ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ 
 

2.1. Понятие об информационно-коммуникационных технологиях, их общая характеристика 
 

     Проникновение современных технологий в образовательную  практику открывает новые возможности.

     В настоящее время ведётся интенсивный  поиск новых подходов и внедрение эффективных методов в организацию учебно-воспитательного процесса, которые осуществляются и с использованием современных компьютерных технологий. Они способствуют одновременно всестороннему развитию и творчески-активному росту личности учащегося, формированию уровня его воспитанности и коммуникативной культуры, а также высокому уровню внутренней духовной культуры.

     Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Компьютеризация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний учащимися в различных предметных областях. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать учителю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием детей, как в процессе урока, так и во внеурочное время [23, с.121].

     Что означает понятие «технология»? Этот термин имеет множество толкований. В широком смысле под технологией  понимают науку о законах производства материальных благ, вкладывая в нее  три основные части: идеологию, т.е. принципы производства; орудия труда, т.е. станки, машины агрегаты; кадры, владеющие профессиональными навыками [16, с. 28]. Эти составляющие называют соответственно информационной, инструментальной и социальной.

     Для конкретного производства технологию понимают в узком смысле как совокупность приемов и методов, определяющих последовательность действий для реализации производственного процесса. Уровень технологий связан с научно-техническим прогрессом общества и влияет на его социальную структуру, культуру и идеологию. Для любой технологии могут быть выделены цель, предмет и средства. Целью технологии в промышленном производстве является повышение качества продукции, сокращение сроков ее изготовления и снижение себестоимости.

     Методология любой технологии включает в себя: декомпозицию производственного процесса на отдельные взаимосвязанные и подчиненные составляющие (стадии, этапы, фазы, операции); реализацию определенной последовательности выполнения операций, фаз, этапов и стадий производственного процесса в соответствии с целью технологии; технологическую документацию, формализующую выполнение всех составляющих [21, с.46].

     Производство  информации направлено на целесообразное использование информационных ресурсов и снабжение ими всех элементов  организационной структуры и реализуется путем создания информационной системы. Информационные ресурсы являются исходным «сырьем» для системы управления любой организационной структуры, конечным продуктом является принятое решение. Принятие решения в большинстве случаев осуществляется в условиях недостатка информации, поэтому степень использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность работы организации.

     В своем становлении любая отрасль, в том числе и информационная, проходила стадия от кустарного ремесленного производства к производству, основанному на высоких технологиях.

     Информационные  технологии обеспечивают переход от рутинных к промышленным методам  и средствам работы с информацией  в различных сферах человеческой деятельности, обеспечивая ее рациональное и эффективное использование.

     Информационная  технология – совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей.

     Советов Б. Я. [28, с.74] выделяет  три уровня рассмотрения информационных технологий:

     Первый  уровень – теоретический. Основная задача – создание комплекса взаимосвязанных моделей инфомационных процессов, совместимых параметрически и критериально;

     Второй  уровень – исследовательский. Основная задача – разработка методов, позволяющих автоматизировано конструировать оптимальные конкретные информационные технологии;

     Третий  уровень – прикладной, который целесообразно разделить на две страты: инструментальную и предметную.

     Инструментальная  страта (аналог – оборудование, станки, инструмент) определяет пути и средства реализации информационных технологий, которые можно разделить на методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные.

      В настоящее время существует большое  количество общих и частных методик  применения информационных технологий в образовании (Зверева М.И., Надточий И.С., Смольникова И.А., Туранова Л.М., Далингер В. А. и др.) и практически  все они включают использование мультимедийных или сетевых образовательных ресурсов.

      Многие  современные учебные заведения  оснащены не только компьютерными классами, но и мультимедийными проекторами  и ноутбуками. Это заметно расширяет  возможности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках непосредственно в кабинете учителя-предметника. Однако следует заметить, что используется эта техника не так уж часто. И прослеживает явное противоречие: с одной стороны стремительно нарастают потребности в применении ИКТ в образовательном процессе, а с другой отмечается явная недостаточность технического оснащения современных школ. Проблема еще и в том, что практически полностью отсутствуют программно-методические комплексы, включающие в себя компьютерную программу, пособие для учителя, содержащее не только описание технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы.

      Предметная  страта связана со спецификой конкретной предметной области и находит  отражение в специализированных информационных технологиях, например, организационное управление, управление технологическими процессами, автоматизированное проектирование, обучение и др. Во внеучебной и внеурочной воспитательной деятельности школьников должны использоваться специализированные средства ИКТ, отвечающие требованиям, предъявляемым к средствам информатизации дополнительного образования для детей [29, с 38].

  1. Средства ИКТ должны строиться по принципу непрерывного и относительно простого способа обновления материалов и форм их организации. Материал содержательного наполнения средств ИКТ должен быть направлен на развитие собственной деятельности школьников.  
  2. По содержанию и форме средства ИКТ должны быть разработаны с учетом дифференциации потребностей школьников в системе дополнительного образования, внеучебной и внеурочной воспитательной деятельности.  
  3. Функционирование таких средств ИКТ должно строиться с учетом опыта и практических знаний обучаемых.   
  4. Средства ИКТ должны предоставлять возможность индивидуально выбиратьтемп и траекторию деятельности.     
  5. По завершению работы со средствами ИКТ должны быть получены значимые практические результаты и, по возможности, реализованы личные целей школьников. Средства ИКТ должны позволять получение максимальных результатов при минимальных затратах времени.

6.  Средства ИКТ должны создавать возможность приобретения дополнительных связей и межличностных контактов школьников.       

      В средствах ИКТ для информатизации внеучебной деятельности должны быть предусмотрены повышенные коммуникационные возможности. Такие средства должны обладать простыми и активными средствами выхода в различные коммуникационные пространства, основываясь на системе коммуникаций между всеми субъектами образовательной системы. Благодаря таким возможностям средства ИКТ смогут допускать и развивать разнообразные формы общения, поощряемые в рамках внеучебной и внеурочной воспитательной деятельности школьников, быть приспособленными к работе в широком географическом пространстве, мотивировать к общению за пределами учебной деятельности.  

      При проектировании средств ИКТ для  информатизации досуга внеучебной работы школьников особое внимание следует  уделить индивидуализации деятельности обучаемого, предусмотрев в средстве ИКТ разнообразие в техническом, содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей школьников.  В состав таких средств ИКТ рекомендуется включать задания, побуждающие к основным этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике. Сценарий работы средства ИКТ должен предусматривать возможность индивидуального выбора темпа и траектории деятельности школьников.

      Средства  ИКТ для информатизации досуга и  внеучебной работы школьников рекомендуется снабжать набором инструментов настройки, позволяющим относительно просто и непрерывно изменять внешний вид и характер работы со средством ИКТ.

     Итак, информационные технологии дают учителю  возможность разнообразно строить  воспитательный процесс: делать его наглядным, активизировать познавательную деятельность школьников, создать условия для включения детей в творческие виды деятельности, способствовать развитию их способностей и интересов.  
 

2.2. Анализ применения учителем информатики современных информационно- коммуникационных технологий  во внеурочной воспитательной  деятельности. 
 

     Информационно-коммуникационные технологии используются во внеурочной воспитательной деятельности учителя информатики с целью повышения ее качества, развития познавательного интереса школьников.

     Каждое  из направлений внеурочной воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Анализ опыта работы педагогов показывает, что стремление применять ИКТ не только в учебной, но и во внеурочной воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами [www.soyuzkniga.ru].

     Во-первых, сформирован заказ на включение  такой деятельности в систему  образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности дел, и вовлечь учащихся в активную деятельность.

     Использование ИКТ позволяет внести изменения  во все стороны жизни школы. В первую очередь, они  изменяют роль ученика, который становится активным участником образовательного процесса, превращается в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий). Особенно это важно в подростковом возрасте, когда учебная деятельность перестает быть ведущей [5, с.22].

     Использование ИКТ позволяет удержать интерес  к учебе, как у подростка, так  и у младших школьников. Школа  превращается из места, где учат, в  место, где учатся.

     Меняется  также и роль учителя. Использование ИКТ дает толчок к его самосовершенствованию. Если в традиционном обучении при подготовке уроков и внеурочных  мероприятий учитель в основном использует печатные материалы и средства ТСО, то, применяя ИКТ, он имеет возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и Internet-ресурсы. В этих условиях учитель информатики способен свободно, уместно и адекватно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам намного проще с помощью ИКТ [5, с. 23].

     Таким образом, включение ИКТ во внеурочную работу, дает  возможность формировать  у обучающихся:

      – нравственные компетенции – готовность жить по традиционным нравственным законам;

      – коммуникативные компетенции – умение вступать в диалог, быть услышанными;

      – информационные компетенции – владение информационными технологиями;

      – автономизационные компетенции – способность к самоопределению и самообразованию, конкурентоспособности;

      – социальные компетенции – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

     Приобретение  этих компетенций базируется на опыте  деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Исходя из этого, можно определить основные направления  внеурочной воспитательной  работы в процессе информатизации:

Информация о работе Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики