Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:36, дипломная работа
Анализ современных подходов к организации внеурочной воспитательной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий и разработка методических материалов по их реализации в деятельности учителя информатики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
І. ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
1.1.Понятие о внеурочной воспитательной работе, ее сущность и специфика в деятельности учителя информатики….8
1.2.Особенности внеурочной воспитательной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения……19…
Общая характеристика форм внеурочной воспитательной деятельности в системе работы учителя информатики……27
ІІ. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
2.1. Понятие об иформационно-коммуникационных технологиях, их общая характеристика………………34
2.2. Анализ применения учителем информатики современных информационно- коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности……………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 54
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….. 57
В условиях реформирования системы начального общего образования внеурочная работа имеет особенности, поскольку является составной частью базисного плана ФГОС. Она требует пересмотра содержания, основных видов и направлений деятельности, которые не могут не затронуть и работу по информатике.
Формы
внеурочной воспитательной работы по
информатике могут рассматриваться достаточно
традиционно с точки зрения количества
участников, длительности, характера взаимодействия
взрослых и детей.
II.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СОВРЕМЕННЫХ ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
2.1.
Понятие об информационно-коммуникационных
технологиях, их общая
характеристика
Проникновение современных технологий в образовательную практику открывает новые возможности.
В
настоящее время ведётся
Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Компьютеризация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний учащимися в различных предметных областях. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать учителю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием детей, как в процессе урока, так и во внеурочное время [23, с.121].
Что означает понятие «технология»? Этот термин имеет множество толкований. В широком смысле под технологией понимают науку о законах производства материальных благ, вкладывая в нее три основные части: идеологию, т.е. принципы производства; орудия труда, т.е. станки, машины агрегаты; кадры, владеющие профессиональными навыками [16, с. 28]. Эти составляющие называют соответственно информационной, инструментальной и социальной.
Для конкретного производства технологию понимают в узком смысле как совокупность приемов и методов, определяющих последовательность действий для реализации производственного процесса. Уровень технологий связан с научно-техническим прогрессом общества и влияет на его социальную структуру, культуру и идеологию. Для любой технологии могут быть выделены цель, предмет и средства. Целью технологии в промышленном производстве является повышение качества продукции, сокращение сроков ее изготовления и снижение себестоимости.
Методология любой технологии включает в себя: декомпозицию производственного процесса на отдельные взаимосвязанные и подчиненные составляющие (стадии, этапы, фазы, операции); реализацию определенной последовательности выполнения операций, фаз, этапов и стадий производственного процесса в соответствии с целью технологии; технологическую документацию, формализующую выполнение всех составляющих [21, с.46].
Производство информации направлено на целесообразное использование информационных ресурсов и снабжение ими всех элементов организационной структуры и реализуется путем создания информационной системы. Информационные ресурсы являются исходным «сырьем» для системы управления любой организационной структуры, конечным продуктом является принятое решение. Принятие решения в большинстве случаев осуществляется в условиях недостатка информации, поэтому степень использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность работы организации.
В
своем становлении любая
Информационные технологии обеспечивают переход от рутинных к промышленным методам и средствам работы с информацией в различных сферах человеческой деятельности, обеспечивая ее рациональное и эффективное использование.
Информационная технология – совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей.
Советов Б. Я. [28, с.74] выделяет три уровня рассмотрения информационных технологий:
Первый уровень – теоретический. Основная задача – создание комплекса взаимосвязанных моделей инфомационных процессов, совместимых параметрически и критериально;
Второй уровень – исследовательский. Основная задача – разработка методов, позволяющих автоматизировано конструировать оптимальные конкретные информационные технологии;
Третий уровень – прикладной, который целесообразно разделить на две страты: инструментальную и предметную.
Инструментальная страта (аналог – оборудование, станки, инструмент) определяет пути и средства реализации информационных технологий, которые можно разделить на методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные.
В настоящее время существует большое количество общих и частных методик применения информационных технологий в образовании (Зверева М.И., Надточий И.С., Смольникова И.А., Туранова Л.М., Далингер В. А. и др.) и практически все они включают использование мультимедийных или сетевых образовательных ресурсов.
Многие
современные учебные заведения
оснащены не только компьютерными классами,
но и мультимедийными проекторами
и ноутбуками. Это заметно расширяет
возможности использования
Предметная страта связана со спецификой конкретной предметной области и находит отражение в специализированных информационных технологиях, например, организационное управление, управление технологическими процессами, автоматизированное проектирование, обучение и др. Во внеучебной и внеурочной воспитательной деятельности школьников должны использоваться специализированные средства ИКТ, отвечающие требованиям, предъявляемым к средствам информатизации дополнительного образования для детей [29, с 38].
6. Средства ИКТ должны создавать возможность приобретения дополнительных связей и межличностных контактов школьников.
В
средствах ИКТ для
При проектировании средств ИКТ для информатизации досуга внеучебной работы школьников особое внимание следует уделить индивидуализации деятельности обучаемого, предусмотрев в средстве ИКТ разнообразие в техническом, содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей школьников. В состав таких средств ИКТ рекомендуется включать задания, побуждающие к основным этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике. Сценарий работы средства ИКТ должен предусматривать возможность индивидуального выбора темпа и траектории деятельности школьников.
Средства ИКТ для информатизации досуга и внеучебной работы школьников рекомендуется снабжать набором инструментов настройки, позволяющим относительно просто и непрерывно изменять внешний вид и характер работы со средством ИКТ.
Итак,
информационные технологии дают учителю
возможность разнообразно строить
воспитательный процесс: делать его наглядным,
активизировать познавательную деятельность
школьников, создать условия для включения
детей в творческие виды деятельности,
способствовать развитию их способностей
и интересов.
2.2.
Анализ применения учителем
информатики современных
информационно- коммуникационных
технологий во внеурочной
воспитательной
деятельности.
Информационно-
Каждое из направлений внеурочной воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Анализ опыта работы педагогов показывает, что стремление применять ИКТ не только в учебной, но и во внеурочной воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами [www.soyuzkniga.ru].
Во-первых,
сформирован заказ на включение
такой деятельности в систему
образования; во-вторых, педагогические
причины обусловлены
Использование ИКТ позволяет внести изменения во все стороны жизни школы. В первую очередь, они изменяют роль ученика, который становится активным участником образовательного процесса, превращается в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий). Особенно это важно в подростковом возрасте, когда учебная деятельность перестает быть ведущей [5, с.22].
Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе, как у подростка, так и у младших школьников. Школа превращается из места, где учат, в место, где учатся.
Меняется также и роль учителя. Использование ИКТ дает толчок к его самосовершенствованию. Если в традиционном обучении при подготовке уроков и внеурочных мероприятий учитель в основном использует печатные материалы и средства ТСО, то, применяя ИКТ, он имеет возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и Internet-ресурсы. В этих условиях учитель информатики способен свободно, уместно и адекватно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам намного проще с помощью ИКТ [5, с. 23].
Таким образом, включение ИКТ во внеурочную работу, дает возможность формировать у обучающихся:
– нравственные компетенции – готовность жить по традиционным нравственным законам;
– коммуникативные компетенции – умение вступать в диалог, быть услышанными;
– информационные компетенции – владение информационными технологиями;
– автономизационные компетенции – способность к самоопределению и самообразованию, конкурентоспособности;
– социальные компетенции – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Исходя из этого, можно определить основные направления внеурочной воспитательной работы в процессе информатизации:
Информация о работе Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики